дело № 2а-1904/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июля 2018 года г. Оренбург
Промышленный районный суд г. Оренбурга Оренбургской области в составе председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,
при секретаре Шултуковой Ю.М.,
с участием административного истца Гончарова А.Н. и его представителя Муньянова М.Г., действующего на устного ходатайства, предъявившего диплом, подтверждающий наличие высшего юридического образования,
представителя административного ответчика Горецкого В.В., действующего на основании доверенности, предъявившего диплом, подтверждающий наличие высшего юридического образования,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Гончарова Александра Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственной регистрации и кадастрового учета права собственности на квартиру, о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту недвижимости адреса,
УСТАНОВИЛ:
Гончаров А.Н. обратился в суд с административным иском о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственной регистрации и кадастрового учета права собственности на квартиру, о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту недвижимости адреса, в обоснование требований указывает, что решением Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года домовладение № № по <адрес> в г.Оренбурге сохранено в реконструированном состоянии, состоит из двух жилых домов литер <данные изъяты> и <данные изъяты>, общей площадью 172,4 кв.м.. Произведен выдел жилого помещения (квартиры №№) в натуре, принадлежащей ему как собственнику. Прекращено право общей долевой собственности на <данные изъяты> долю домовладения.
Для постановки на кадастровый учет было подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, однако ДД.ММ.ГГГГ года выдано уведомление о приостановлении государственного учета и государственной регистрации права собственности, так как необходимо одновременно всем сособственникам вышеуказанного домовладения Красновой С.М., Краснову О.В., Шакину В.Г., Денисову А.С. и Беловой А.В. явиться для государственной регистрации. Однако сособственники ответили отказом.
Впоследствии ДД.ММ.ГГГГ года в государственной регистрации права собственности было отказано.
Кроме того, решением Департамента градостроительства и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ года было отказано в присвоении адреса на объект, в связи с тем, что литер <данные изъяты> с общей площадью не постановлен на кадастровый учет.
Просил признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года№№ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, возложить на административного ответчика обязанность поставить на кадастровый учети государственную регистрацию права в одностороннем порядке по обращению только Гончарова А.Н. помещение (квартиру №№), расположенную по адресу: <адрес> в жилом доме собственнику Гончарову А.Н., общей площадью 38,3 кв.м..
Признать незаконным решение Департамента градостроительства и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе в присвоении адреса на объект квартиру №№ по ул. <адрес>, г.Оренбург.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ года требования об устранении препятствий со стороны Красновой С.М., Краснову О.В., Шакину В.Г., Денисову А.С. и Беловой А.В. в проведении государственной регистрации и постановке на кадастровый учет жилого помещения по адресу: <адрес> выделены в отдельное производство для рассмотрения по правилам гражданского судопроизводства.
С согласия административного истца произведена замена ненадлежащего административного ответчика Администрации г.Оренбурга на надлежащего Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга.
В судебном заседании административный истец и его представитель Муньянов М.Г. исковые требования поддержали, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области Горецкий В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении требований отказать по основаниям и доводам в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства и земельных отношений в судебное заседание не явился, о дне и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Заинтересованные лица Краснова С.М., Краснов О.В., Шакин В.Г., Денисов А.С. и Белова А.В. в судебное заседание не явились, о дне и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Неявка административного ответчика и заинтересованных лиц является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о дне и месте судебного заседания.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит поданное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права установлен Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
При этом, в связи с выделом в натуре объекта недвижимости в качестве самостоятельного одним из сособственников, например жилого дома или жилого помещения, юридическое существование прежнего (преобразуемого) объекта в целом прекращается. Возникают новые объекты недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации после ликвидации прежнего объекта и прекращения всех прав на него в ЕГРН.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН.
Согласно части 3 статьи 41 Закона № 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В судебном заседании установлено, что решением Промышленного районного суда г.Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ года сохранено домовладение № <адрес> в г.Оренбурге в реконструированном состоянии, считая его состоявшим из двух жилых домов литер <данные изъяты> и <данные изъяты>, общей площадью 172,4 кв.м.. Произведен выдел жилого помещения (квартиры №№) в натуре, принадлежащей ему как собственнику. Прекращено право общей долевой собственности на <данные изъяты> долю домовладения.
Гончаров А.Н. ДД.ММ.ГГГГ года через своего представителя Муньянова М.Г. обратился в Росреестр с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества -<данные изъяты> доли жилого дома с кадастровым номером №.
Уведомлением ДД.ММ.ГГГГ года № № было сообщено о приостановлении осуществления действий по кадастровому учету <данные изъяты> доли, принадлежащей Гончарову А.Н. в отношении жилого дома, общей площадью 65,9 кв.м. и 106.,5 кв.м. по адресу: <адрес> г. Оренбург поскольку отсутствуют заявления от собственников других долей жилого дома, что не соответствует п.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 года № 2018-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года №№ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности было отказано.
С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
Статьей 26 Закона о регистрации предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Закон о регистрации указывает в качестве общего основания, препятствующего кадастровому учету, несоответствие формы и (или) содержания документа требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
В соответствии с п. 12 ст. 29 Закона о регистрации приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
Из пояснений представителя Россреестра и представленных документов следует, что согласно представленного административным истцом технического плана необходимо поставить на государственный кадастровый учет помещение с назначением «жилое», вид «квартира», расположенное в жилом доме по адресу: г.Оренбург, <адрес>, с кадастровым номером №.
Согласно сведениям ЕГРН объект недвижимости с кадастровым номером № имеет следующие характеристики: вид объекта недвижимости «здание», назначение «жилой дом», данный объект является домовладением, состоявшим из двух домов: жилой дом с литером <данные изъяты>, площадью 108,3 кв.м. и жилой дом с литером <данные изъяты>, площадью 64,1 кв.м.. На данное домовладение зарегистрирована долевая собственность.
Многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещении общего пользования в таком доме.
При наличии сведений о жилом доме, в котором решением суда выделяются в собственность в счет принадлежащих долей на жилой дом квартиры, для регистрации права на квартиры необходимы документы, свидетельствующие об изменении назначения жилого дома на многоквартирный дом.
Такие документы административным истцом не были представлены.
В силу ч.7 ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной кадастровый учет и государственная регистрации права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме или в жилом строении не допускаются.
В соответствии с ч. 11 ст. 24 Закона № 218-ФЗ, пунктом 20 приложения №2 к Приказу № 953 декларация является неотъемлемой частью технического плана. В состава приложения включаются также копии иных документов, которые предусмотрены федеральными законами и использовались для подготовки технического плана.
При утрате разрешительных документов, а также если объект недвижимости не является ранее учтенным в соответствии со ст.69 Закона № 218-ФЗ, кадастровый учет на такой объект недвижимости может быть осуществлена на основании технического плана, подготовленного на основании декларации и решения суда. То есть технический план подготавливается на основании декларации с обязательным включением в его состав вступившего в законную силу решения суда.
В представленном в Управление техническом плане со стороны административного истца соответствующая декларация отсутствовала.
Кроме того, учитывая наличие в ЕГРН сведений о государственной регистрации права общей долевой собственности физических лиц на домовладение с кадастровым номером <данные изъяты>, снятие с государственного кадастрового учета указанного объекта возможно только при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образованные из него объекты при наличии заявлений от всех участников долевой собственности, установленных статьей 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Поскольку причины, препятствующие осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации права не были устранены со стороны Гончарова А.Н., уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года№№ было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности.
Нарушений действующего законодательства при вынесении уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ года№№ не допущено, поскольку в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРП, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в реестр согласно Закону о регистрации (абзац 5 пункта 53 Постановления N 10/22).
Учитывая, что процедура государственной регистрации права собственности в отношении помещения площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: г.Оренбург, <адрес> в установленном законом порядке Гончаровым А.Н. инициирована не была, возложение на административного ответчика в лице Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Оренбургской области обязанности осуществить государственную регистрацию перехода права собственности и прекращение общедолевой собственности безосновательно.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности незаконным.
Как следует из материалов дела, Гончаров А.Н. обратился в департамент архитектуры и градостроительства администрации города Оренбурга с заявлением о присвоении адреса спорному жилому помещению.
Решением Департамента градостроительства и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ года в присвоении адреса на объект квартиру №№ по ул. <адрес>, г.Оренбург было отказано.
Согласно ч. 1 ст.15ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Статьей ст.16 ЖК РФопределены конкретные виды объектов жилищных прав, к ним отнесены: жилые дома, части жилых домов; квартиры, части квартир; комнаты жилых домов и квартир.
С 01.01.2017 года вступили положения Федерального закона от 28.12.2013 года № 443 "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ.
Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.
В соответствии с пунктом 27 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.
Департамент градостроительства и земельный отношений администрации г.Оренбурга в установленном порядке от имени администрации г.Оренбурга принимает решения о присвоении адресов объектам адресации, изменении и аннулировании адресов.
Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 года № 1221 утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов.
В пункте 40 Правил предусмотрены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса, согласно которым в этом может быть отказано в случаях, если:
а) с заявлением о присвоении объекту адресации адреса обратилось лицо, не указанное в п. п. 27 и 29 настоящих Правил;
б) ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе;
в) документы, обязанность по предоставлению которых для присвоения объекту адресации адреса возложена на заявителя, выданы с нарушением порядка, установленного законодательством Российской Федерации;
г) отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации адреса, указанные в пунктах 5, 8 - 11 и 14 - 18 настоящих Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 40 Постановления Правительства РФ от 19.11.2014 года N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случае, если ответ на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для присвоения объекту адресации адреса или аннулирования его адреса, и соответствующий документ не был представлен заявителем (представителем заявителя) по собственной инициативе.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона РФ от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закона о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Объекты, прошедшие государственный кадастровый учет, являются объектом гражданских прав, поскольку внесение сведений в государственный кадастр недвижимости подтверждает существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими, определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Между тем, как установлено судом, что административным истцом при обращении с соответствующим заявлением в уполномоченный орган не были представлены все необходимые документы для получения муниципальной услуги, поэтому это могло служить достаточным основанием для отказа Гончарову А.Н. в присвоении адреса объекту. Доказательств обратному, суду не представлено.
При этом суд принимает во внимание, что Гончаров А.Н. не лишен повторно обратиться в департамент за оказанием упомянутой государственной услуги, после устранения обстоятельств, послуживших отказу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.
Поскольку необходимая совокупность условий, при которых могут быть удовлетворены требования административного истца, не подтверждена, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Гончарова Александра Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г.Оренбурга о признании незаконным уведомления об отказе в осуществлении государственной регистрации и кадастрового учета права собственности на квартиру, о признании незаконным решения об отказе в присвоении объекту недвижимости адреса, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья Т.С. Бахтиярова
Мотивированный текст решения суда изготовлен 02 августа 2018 года.