Решение по делу № 33а-6210/2021 от 15.06.2021

Судья: Гречановская О.В.                                                                № 33А-6210/2021

Докладчик: Пронченко И.Е.                                                                                               (№ 2а-1876/2021)

                                                                                                                                           (42RS0009-01-2021-002560-90)

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«21» июля 2021 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей: Быковой С.В., Тройниной С.С.,

при секретаре: Косик Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе представителя Папина А.В. – Мальцевой Г.Е. на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 22 апреля 2021 года по делу по административному исковому заявлению Папина Александра Валерьевича к Государственному казённому учреждению «Центр занятости населения города Кемерово» о признании незаконными приказов, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛА:

Папин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконными и подлежащими отмене приказы ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» от 15.02.2021: №046Д1343/2105 об отмене решения о снятии с регистрационного учета, утвержденного приказом от 11.11.2020 №316Д1939/2005; №046Д1349/2105 о снятии с регистрационного учета с 15.02.2021 в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем; №046П1347/2105 о прекращении выплаты пособия по безработице одновременным снятием с учета в качестве безработного 21.04.2020 в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем. Взыскать с ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей и почтовые расходы.

Требования мотивированы тем, что 15.02.2021 ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» в отношении Папина А.В. изданы приказы: №046Д1343/2105 об отмене решения о снятии с регистрационного учета, утвержденного приказом от 11.11.2020 №316Д1939/2005; №046Д1349/2105 о снятии с регистрационного учета с 15.02.2021 в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем; №046П1347/2105 о прекращении выплаты пособия по безработице одновременным снятием с учета в качестве безработного 21.04.2020 в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер реализации гарантии государства конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы, Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 №460 утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными»

Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанными в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусой инфекции. Срок действия Временных правил ограничен 31.03.2021.

Распоряжением Губернатора Кемеровской области – Кузбассу от 14.03.2020 №21-рг на территории Кемеровской области – Кузбассу режим повышенной готовности в связи с угрозой распространение новой коронавирусной инфекции введен с 16.03.2020.

В апреле 2020 года Папин А.В. на сайте к ГКУ «Центр занятости населения города Кемерово» заполнил заявление о регистрации в целях поиска подходящей работы по предлагаемой форме, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 09.04.2020 №192н.

Папин А.В. был внесен в регистр получателей госуслуги в сфере занятости населения согласно положениям п. 3 Временных правил осуществлена постановка административного истца на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

В соответствии с положениями п. 8,11,12 Временных правил Папин А.В. был признан безработным, ему назначено пособие по безработице.

За период с 21.04.2020 по 30.09.2020 Папину А.В. выплачено пособие по безработице в размере 29900 рублей.

Оспариваемыми приказами Папин А.В. снят с регистрационного учета в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Административный истец предполагает, что основанием для оценки его действий как получение пособия по безработице обманным путем могло послужить то обстоятельство, что Папин А.В. зарегистрирован в <адрес>, а фактически со своей семьей проживает в <адрес>. Данные обстоятельства были указаны административным истцом при подаче заявления о регистрации в целях поиска подходящей работы.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 22 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Папина А.В. отказано.

Не согласившись с решением суда, представитель Папина А.В. – Мальцева Г.Е. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить. Доводы мотивирует тем, что судом не дана правовая оценка доводам Папина А.В., показаниям свидетелей, не приведены мотивы своего согласия. Отмечает, что суд указал, что постановка граждан на регистрационный учет с последующим присвоением статуса безработного и назначением пособия по безработице осуществляется по месту постоянной прописки. Однако, ни Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», ни Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», ни «Правила регистрации безработных граждан» и «Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» такого правила в себе не содержат. Указывает, что тот факт, что Папин А.В. зарегистрирован по месту жительства <адрес>, не опровергает его утверждение о проживании со своей семьей в <адрес>, а после рождения ребенка в <адрес>.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Папина А.В. – Мальцеву Г.И., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют места работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.

При регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета (пункт 2 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891). Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (пункт 7 указанных Правил).

Таким образом, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости, а регистрация безработных граждан - осуществляется по месту жительства таких граждан.

Статьей 20 Гражданского кодекса РФ закреплено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

На основании статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Аналогичные положения закреплены в абзаце 2 пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713.

Согласно статьям 1 и 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

В пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-п также даны разъяснения о том, что регистрация по месту жительства необходима для урегулирования административно-правовых отношений и имеет своей целью административный учет, носящий уведомительный характер.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 06 февраля 2003 года № 105-О, федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию общественных отношений, предусмотренных Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», определил в нем правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения и установил гарантии реализации гражданами права свободно избирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3 Конституции Российской Федерации).

Такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по его месту жительства.

Введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости, подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.

Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.

По смыслу приведенных выше норм права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Папин А.В. подал заявление 21.04.2021 в электронной форме через Единый портал «Работа в России», заполнив заявление и указав в графе адрес места жительства (пребывания): <адрес>. На основании поданного заявления Папина А.В. поставили на учет ГКУ ЦЗН г. Кемерово в качестве безработного и назначили пособие по безработице.

01.05.2020 приказом №122Д1195/2005 Панин А.В. признан безработным, установлен период выплаты пособия по безработице 3 месяца с 21.04.2020 по 20.07.2020.

04.08.2020 приказом №217П1065/2005 увеличена продолжительность периода выплаты пособия по безработице на 10 недель с 21.07.2020 по 30.09.2020.

09.09.2020 вынесен приказ №253П1570/2005 об изменении порядка начисления пособия по безработице.

11.11.2020 приказом №316Д1939/2005 Папин А.В. снят с регистрационного в целях поиска подходящей работы в связи с длительной неявкой безработного в органы службы занятости без уважительных причин.

15.02.2021 приказом №046Д1343/2105 в связи с представлением документов, являющихся основанием для отмены ранее принятого решения, отменено решение о снятии с регистрационного в целях поиска подходящей работы от 11.11.2020.

15.02.2021 вынесен приказ №046П1352/2105 об неосуществлении выплаты пособия по безработице Папину А.В.

15.02.2021 приказом №046П1347/2105 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного гражданина Папина А.В. в связи с получением пособия по безработице обманным путем.

Папин А.В. с 26.10.2025 и по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>. С регистрационного учета истец не снимался, по месту пребывания по адресу: <адрес> не регистрировался.

Из изложенного следует, что истец, реализуя право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, по адресу регистрации по месту своего жительства фактически не проживает. Указанное является его правом, однако в данном случае необходимые условия для реализации иных ее прав и свобод не обеспечены. Реализовать же свое право на учет в качестве безработного Папин А.В. может по месту жительства, по которому он зарегистрирован.

Поскольку доказательств регистрации Папина А.В. по месту жительства в <адрес> в материалы дела не представлено, в то время как регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства таких граждан, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Доводы истца о постоянном проживании в <адрес> и наличии, в связи с этим оснований для постановки на учет в качестве безработного, по приведенным выше мотивам являются несостоятельными.

Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово от 22 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи:

33а-6210/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Папин Александр Валерьевич
Ответчики
ГКУ Центр занятости населения города Кемерово
Другие
Мальцева Галина Евгеньевна
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Пронченко Игорь Евгеньевич
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
15.06.2021Передача дела судье
21.07.2021Судебное заседание
26.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021Передано в экспедицию
21.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее