Решение по делу № 3а-103/2018 от 13.04.2018

                                                              Дело № 3а-103/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 мая 2018 года                                                                           г. Ижевск

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:

судьи      Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Токаревой М.В.,

с участием

представителя административного истца Б.О.А.Н.С.А.,

представителя административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю.,

представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Б.О.А. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об установлении кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Б.О.А. обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным исковым заявлением, просит: установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 5 229 000 руб.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> принадлежит административному истцу на праве собственности, установленная кадастровая стоимость земельного участка в размере 1797689,88 руб. значительно превышает его рыночную стоимость по состоянию на 1 января 2015 года в размере 854 000 руб., определенную Отчетом Индивидуального предпринимателя оценщика А.Р.М. об оценке земельного участка от 20 марта 2018 г. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение размера налоговых платежей, исчисляемых на основании кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Н.С.А. исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.

В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Удмуртской Республики Т.К.Ю. пояснила, что удовлетворение требований приведет к существенной потере доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики. Определённый отчетом размер рыночной стоимости земельного участка не оспаривала.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике Л.М.В. против удовлетворения административных исковых требований не возражала. Определённый отчетом размер рыночной стоимости земельного участка не оспаривала.

В судебное заседание административный истец Б.О.А., представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования «Увинский район», представитель заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания. От административного истца поступило ходатайство с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не признавая явку неявившихся лиц обязательной, суд определил дело рассмотреть по существу в отсутствие административного истца, представителя Администрации муниципального образования «Увинский район», представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике.

Выслушав явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела и предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного дела следует, что Б.О.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, площадью 3 717 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии (л.д.8).

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ)).

Положения статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусматривают, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии со статьями 402, 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Из приведенных норм права юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора является определение величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимого имущества по состоянию на           1 января 2015 года. При этом в соответствии с частью 62, частью 5 статьи 247 и статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как собственника земельного участка, последний обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером определена в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года № 531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» (далее по тексту – Постановление № 531) в размере 1797689,88 руб. (строка <данные изъяты> таблица №21 приложения № 1 в разделе <данные изъяты>) и является актуальной как на момент обращения административного истца в суд, так и при рассмотрении в суде настоящего административного дела.

Земельный участок с кадастровым номером относится к ранее учтённым, поставлен на кадастровый учёт 11 декабря 2015 г., а его кадастровая стоимость, утверждённая Постановлением № 531 по состоянию на 1 января 2015 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 30 декабря 2015 года (л. д. 9).

Из представленного административным истцом в обоснование заявленных требований Отчета Индивидуального предпринимателя Оценщика Абубакарова Р.М. <данные изъяты> от 20 марта 2018 г. следует, что итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки земельного участка с кадастровым номером на дату оценки 1 января 2015 года составила 854 000 руб. (л.д. 10-78).

В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельного участка, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы ими не заявлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о принятии для определения кадастровой стоимости рассматриваемого земельного участка его рыночной стоимости в размере, установленном в Отчете независимого оценщика ИП Абубакарова Р.М. от 20 марта 2018 г. по состоянию на 1 января 2015 года в размере 854 000,00 руб.

Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера налоговых платежей, поэтому размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы административного истца, а потому его требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, являются обоснованными.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

С заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости с приложением Отчета от 20 марта 2018 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в порядке статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ административный истец не обращалась, в Верховный Суд Удмуртской Республики административное исковое заявление поступило 13 апреля 2018 года, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с    1 января 2018 года.

Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Материалами административного дела подтверждено, что оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 30 декабря 2015 года, с настоящим административным исковым заявлением в суд Б.О.А. обратилась 13 апреля 2018 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.

Настоящий судебный акт является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в размере его рыночной стоимости, в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.

С учетом изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Б.О.А. к Правительству Удмуртской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике об оспаривании результатов кадастровой земельного участка, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной деятельности, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 854 000 руб. по состоянию на 1 января 2015 года.

Датой подачи заявления Б.О.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости считать 13 апреля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 22 мая 2018 года.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики                         Г.Р. Багаутдинова

3а-103/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Биктемирова О. А.
Ответчики
Управление Росреестра УР
Правительство УР
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР"
Администрация Увинского района
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Багаутдинова Гульнара Ришатовна
Дело на странице суда
vs.udm.sudrf.ru
13.04.2018Регистрация административного искового заявления
16.04.2018Передача материалов судье
16.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
16.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.05.2018Подготовка дела (собеседование)
10.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2018Судебное заседание
22.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее