Дело № 2а-314/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2021 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края
в составе председательствующего - судьи Фетисовой М.А.,
при секретаре судебного заседания - Артазей Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, к Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, о признании предписания незаконным,
УСТАНОВИЛ :
Административный истец обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что 19.05.2021 г. истцу выдано предписание об устранении нарушений п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479 ( далее по тексту- Правила), поскольку ширина минерализованной полосы вокруг населенного пункта - поселка при станции Эльдиган, составляет менее 10 метров. Просит признать данное предписание незаконным, поскольку его выполнение повлечёт нарушение требований Лесного кодекса Российской Федерации. Указывает, что администрацией муниципального района 28.04.2021 г. произведена опашка минерализованной полосы вокруг станции Эльдиган, средняя ширина полосы составила 6 метров. Создание минерализованной полосы шириной более 6 метров повлечет незаконную рубку лесных насаждений, расположенных на территории лесничества, поскольку территория поселка примыкает к территории лесного фонда.
В судебном заседании представитель административного истца Боровлева В.П. на удовлетворении заявленных требований настаивала, суду пояснила, что, предписание противоречит положениям Лесного кодекса Российской Федерации ( ЛК РФ). Исходя из позиции отдела надзорной деятельности, подлежит применению п. 63 Правил, с чем не согласен административный истец и полагает, что следует руководствоваться пунктом 70 Правил, поскольку п. 63 Правил предусмотрено создание и обновление противопожарной минерализованной полосы вокруг населенных пунктов. Населенный пункт-поселок при станции Эльдиган, находится на межселенной территории Комсомольского района, но границы населенного пункта не определены, на кадастровый учет не поставлены, в ЕГРН сведения о границах данного населенного пункта отсутствуют. Он не входит в состав сельских поселений, территория населенного пункта фактически граничит с землями лесного фонда Гурского лесничества. Применить п. 63 Правил для создания минерализованной полосы не возможно, поэтому администрацией района проводилось обновление существующей полосы на основании п. 70 Правил, которым допускается отделение леса противопожарной минерализованной полосой на расстояние не менее 0,5 м. Поселок при ст. Эльдиган фактически находится в лесу, что подтверждается фотоматериалами, на которых видны границы поселка, проходят они по лесу. Минерализованная полоса отделяла лес от дороги и домов. Правилами предусмотрено создание и обновление минерализованной полосы. Лес от поселка отделен минерализованной полосой, ширина которой, в среднем, составляет 6 метров, поскольку она была создана ещё до утверждения Правил. На основании муниципального контракта от 09.04.2021 г. минерализованная полоса была обновлена, длина полосы составила 400 метров. По названному контракту, проводились работы по отделению минполосой леса, а не населенного пункта, поскольку границы населенного пункта не определены. Кроме того, пояснила, что согласно ст. 84 ЛК РФ, органы местного самоуправления могут распоряжаться только теми лесными участками, которые находятся во владении, пользовании, распоряжении. Вырубать леса администрация не может, за это предусмотрена уголовная и административная ответственность. В соответствии с п. 10 ст. 1 ЛК РФ, администрация района не может использовать леса и давать разрешение на вырубку. Если администрация района обратится в соответствующий орган, то получит отказ в разрешении на рубку, поэтому администрация вынуждена обжаловать предписание, потому что исполнить его законным способом, без вырубки лесных насаждений, невозможно. Обратившись в лесничество о возможности создания минерализованной полосы и находятся ли координаты минерализованной полосы на территории лесного фонда, администрация получила ответ, что по координатам полоса граничит с лесным фондом и если минерализованная полоса заходит на земли лесного фонда, то лесничество на основании государственного задания, может разрешать рубку. В связи с тем, что Правила утверждены в сентябре 2020 г., считает установленный в предписании срок для устранения недостатков не разумным. Обязательна постановка границ на кадастровый учет только муниципального образования. Неоднократно поступали указания о снятии с учета данного поселка, поскольку там не более 10 домов, поэтому определение границ нецелесообразно. Администрация района не является правообладателем данной территории. Часть минерализованной полосы находится на территории лесного фонда, часть полосы на территории полосы отвода железной дороги. Статья 82 ЛК РФ устанавливает полномочия органов местного самоуправления в части использования лесов, которые находятся в муниципальной собственности. Полагает, что обязанность в части обновления и создания минерализованной полосы вокруг населенного пункта, который находится в границах лесного фонда, не может являться обязанностью органа местного самоуправления, а является обязанностью органа государственной власти субъекта. В части полосы отвода железной дороги Правила противопожарного режима, раздел 11, содержит требование по содержанию полос отвода железных дорог, где возлагается на организацию железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры обязанность по осуществлению мероприятий по охране пожарной безопасности. В данном случае, полоса отвода не отделена от территории леса минерализованной полосой, поскольку нет минерализованной полосы вокруг железной дороги. Законодательством установлено, что земли железнодорожного транспорта являются федеральной собственностью, то есть вырубка и расширение минерализованной полосы должны проводится по согласованию, которое администрация не получала, предполагая получение отказа. Поскольку п. 63 правил не предусматривает, что органы местного самоуправления создают вокруг населенного пункта минполосу, поэтому полагает, что это обязанность владельца участка минполосы, который находится в лесном фонде, то есть органа государственной власти субъекта, а в части полосы отвода - соответствующей организации. Полагает, что предписание выдано не уполномоченному на данные действия органу, а обязанность в части исполнения п. 70 Правил органа местного самоуправления, исполнена. Минеразлизованная полоса отделена от территории населенного пункта 6 метрами. Границы населенного пункта в настоящее время невозможно установить. Поскольку поселок при станции Эльдиган не включен ни в одно сельское поселение, а так же, согласно краевому закону, межселенной территории у Комсомольского муниципального района нет, то определить границы невозможно и приходится исходить из тех границ, которые отделяют фактически участки, где проживают люди, но участки не поставлены на кадастровый учет.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица, на стороне административного истца, Кобзарь Е.В., пояснила, что существующая минерализованная полоса вокруг населенного пункта, в пределах двух точек координат, указанных в акте осмотра от 02 июля 2021 г., расположена в пределах лесного фонда. Это незначительная часть полосы. Если ее необходимо расширить, произойдет незаконная рубка, у истца нет права на вырубку леса. Но предписание не обязывает истца расширять существующую полосу, возможно создание новой полосы. Железная дорога частично находится с той же стороны, что и земли лесного фонда. Полагает, что возможно выполнение требований предписания в рамках границ муниципального района. Для того, чтобы расширить существующую минерализованную полосу, находящуюся на землях лесного фонда, надо ее вывести из земель лесного фонда.
В судебном заседании представитель административного ответчика Мавринский А.В. возражал относительно заявленных требований, просил в удовлетворении иска отказать, суду пояснил, что возможность исполнить предписание у административного истца имеется и это находится в его полномочиях. Поселок при станции Эльдиган относится к населенным пунктам и находится в Перечне населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, утвержденном постановлением Правительства Хабаровского края от 16.03.2021 г. Надзорному органу предоставлялся паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров. В результате проверки были выявлены нарушения Правил. Требования к размеру минерализованной полосы состоят из нескольких пунктов, но в предписании речь идет о минерализованных полосах, которые расположены вокруг населенных пунктов, то есть регулируется п. 63 Правил, а в п. 70 Правил речь идет о территории, прилегающей к лесному массиву. Территория это не обязательно населенный пункт, это может быть территория организации и иного субъекта. Однозначно про территории населенных пунктов указано в п. 63 Правил. В п. 70 Правил речь идет о территориях, прилегающих к лесу. Требования к минполосам, в зависимости от защищаемого объекта, разные. Для размера минполосы вокруг населенных Правилами установлены более высокие требования, которые обязательны для всех. Полагает, что истцу следует определить границы поселка и предусмотреть минполосу в границах населенного пункта. Считает, что п.70 Правил в данном случае не может применяться. Для устранения нарушения, указанного в п. 1 предписания, истцу следует обеспечить выполнение минполосы шириной не менее 10 м. О выжигании речь не идет, минполоса производится путем опашки на глубину минерализованного слоя почвы, для предотвращения распространения, в первую очередь, низового пожара. Выжигание в данном случае не поможет, поскольку не достигнет минерализованный слой почвы. Минполоса размером 0,5 м. в условиях леса от пожара не спасет. Относительно длины обновленной на основании представленного муниципального контракта минполосы длиной 400 м., пояснил, что согласно паспорту населенного пункта, длина минполосы должна составлять 1000 м. Относительно доводов искового заявления о том, что не указано наименование органа местного самоуправления, которому выдано предписание, пояснил, что в предписании указано, что проверка проводится в отношении органа местного самоуправления. В акте проверки указано, в отношении кого проводится проверка, и документы проверки были вручены и.о. главы администрации района. С административным иском обратился тот орган, которому адресовано предписание. Проверка проведена в отношении администрации Комсомольского района. Это подтверждено распоряжением на проведение проверки, актом и предписанием, которые вручены представителю администрации.
Выслушав участников судебного заседания, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 16.03.2021 №61-пр «Об утверждении Перечня населенных пунктов, территорий организаций отдыха детей и их оздоровления, территорий садоводства или огородничества, подверженных угрозе лесных пожаров, 2021 год, о начале пожароопасного сезона на территории Хабаровского края в 2021 году», поселок станция Эльдиган Комсомольского района Хабаровского края включен в перечень населенных пунктов на территории Комсомольского муниципального района, подверженных угрозе лесных пожаров.
В судебном заседании установлено, представленными материалами подтверждается, что в ходе осуществления отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам внеплановой проверки населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров, в период с 28 апреля по 19 мая 2021 г., было установлено, что минерализованная противопожарная полоса населенный пункта - поселка станции Эльдиган, Комсомольского муниципального района Хабаровского края, длиной 1 км, обновлена. При этом установлено, что ширина минерализованной полосы вокруг населенного пункта составляет менее 10 метров, что является нарушением п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. № 1479. Предписанием № 35/1/1 от 19 мая 2021 г., полученным для исполнения 19 мая 2021 г. и.о.главы администрации муниципального района Касаткиным И.В., срок устранения выявленных нарушений установлен до 01.10.2021 г.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статья 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ предусматривает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится соблюдение требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Право должностных лиц органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности предусмотрено абзацем 10 статьи 6 Федерального закона N 69-ФЗ.
На основании п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что действие его распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На основании ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ, мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Согласно пункту 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, Правила устанавливают требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно п. 63 Правил, в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Пунктом 70 Правил предусмотрено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Представленными материалами подтверждается, что 29.03.2021 г. Главой Комсомольского муниципального района Хабаровского края утверждён паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров, Эльдиган. Согласно отраженной в паспорте характеристике населенного пункта, его общая площадь составляет 2,5 км, общая протяженность границы населенного пункта с лесным участком - 1 км. Подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта нет. Согласно сведениям раздела V паспорта - «Сведения о выполнении требований пожарной безопасности», противопожарный разрыв установленной ширины на всей протяженности участка границы населённого пункта с лесным участком - имеется.
Согласно муниципальному контракту № 2541/2-м от 09.04.2021 г., заключенному администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края с КГКУ « Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Хабаровского края» и согласно акту приема-сдачи выполненных работ от 11.05.2021 г., в п. Эльдиган было произведено создание или обновление минерализованной полосы, шириной 6 метров, длиной 400 метров.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что органом местного самоуправления не произведено 11 мая 2021 г. создание или обновление минерализованной полосы на всей протяженности границы населенного пункта с лесным участком - 1000 метров, а ширина созданной или обновленной 11 мая 2021 г. минерализованной полосы составляет менее 10 метров, что противоречит требованиям пункта 63 Правил. Следовательно, органом надзорной деятельности 19 мая 2021 г. было обоснованно выдано органу местного самоуправления предписание № 35/1/1 об устранении выявленных нарушений.
Доводы представителя административного истца не влекут признания названного предписания не законным, как по приведённым выше основаниям, так и ввиду следующего.
В судебном заседании показаниями представителя заинтересованного лица - КГКУ «Комсомольское лесничество», установлено, что имеющаяся вокруг поселка при станции Эльдиган минерализованная полоса, действительно, своей незначительной частью, заходит на земли лесного фонда.
В судебном заседании не установлено препятствий для организации административным истцом новой минерализованной полосы таким образом, чтобы она не заходила на земли лесного фонда.
Требований о вырубке лесных насаждений при организации минерализованной полосы вокруг населенного пункта предписание № 35/1/1 от 19.05.2021 г. не содержит.
Административным истцом не представлено достоверных доказательств того, что от границ населенного пункта не имеется достаточного расстояния до земель лесного фонда для организации минерализованной полосы, соответствующей требованиям действующего законодательства.
Доводы представителя административного истца о том, что администрация муниципального района не является правообладателем земельного участка и что часть минерализованной полосы находится на территории отвода железной дороги, удовлетворения заявленного иска не влекут. Так, из представленных истцом фотоматериалов усматривается, что территорию населенного пункта от железной дороги отделяет автомобильная дорога. Истцом не представлено сведений о расстоянии между автомобильной и железной дорогами, о расстоянии между границами населенного пункта и автомобильной дорогой, в связи с чем довод о нахождении части минерализованной полосы в зоне отвода железной дороги своего подтверждения в судебном заседании не нашёл. Кроме того, истцом не представлено сведений о создании им минерализованной полосы до границы с полосой отвода.
Доводы представителя истца об отсутствии у администрации муниципального района полномочий по обустройству минерализованной полосы вокруг поселка при станции Эльдиган, ввиду того, что у Комсомольского муниципального района нет межселенной территории, противоречат требованиям п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ по участию муниципального района в предупреждении и в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, противоречат положениям постановления Правительства Хабаровского края от 16.03.2021 №61-пр, которым поселок станция Эльдиган Комсомольского района Хабаровского края включен в перечень населенных пунктов на территории Комсомольского муниципального района, подверженных угрозе лесных пожаров. Паспорт указанного населённого пункта утвержден именно Главой Комсомольского муниципального района. Содержащееся в п.70 Правил требование об обеспечении пожарной безопасности, выполнение которого истец считает достаточным и исполненным, адресовано органам местного самоуправления, владеющим, пользующимся и (или) распоряжающимся территорией, прилегающей к лесу.
Кроме того, согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, межселенная территория - это территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений; вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.
Доводы представителя административного истца о том, что согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, однако спорная территория в собственности муниципального района не находится, как и доводы о том, что на основании ст. 82 ЛК РФ организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям субъекта, а п.10 ст. 1 ЛК РФ предусмотрен принцип недопустимости использования лесов органами местного самоуправления, удовлетворения иска не влекут, так как в оспариваемом предписании от 19.05.2021 г. не содержится требований, касающихся осуществления мер пожарной безопасности в лесах, но содержится требование об обустройстве минерализованной полосы вокруг населенного пункта. Между тем, представитель административного истца, в противоречие своим доводам, в судебном заседании поясняла, что истцом были произведены действия по отделению леса противопожарной минерализованной полосой, в соответствии с п. 70 Правил.
Установленные в судебном заседании обстоятельства и исследованные доказательства в своей совокупности свидетельствуют о том, что не имеется оснований для признания незаконным оспоренного предписания № 35/1/1 от 19 мая 2021 г. Предписание вынесено компетентным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, по результатам выявленных в ходе проверки нарушений пожарного законодательства. В предписании подробно и ясно изложены виды нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Наличие выявленного нарушения требований пожарной безопасности административным истцом не оспаривалось. То обстоятельство, что административный истец единственным возможным способом исполнения предписания полагает вырубку лесных насаждений на землях лесного фонда, не свидетельствует о незаконности предписания, которое таких требований не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Отказать Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края в удовлетворении исковых требований о признании незаконным предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Комсомольскому и Нанайскому муниципальным районам Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, № 35/1/1 от 19 мая 2021 г., об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 12 июля 2021 года ( понедельник).
Судья