Дело № 2-26/2021
УИД 74RS0044-01-2021-000014-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» февраля 2021 года с.Чесма
Чесменский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Шульгина К.В.,
при секретаре Думенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Черноборский» о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Магнитогорский природоохранный прокурор Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Сельскохозяйственному производственному кооперативу «Черноборский» (далее СХПК «Черноборский»), с учетом уточненных исковых требований, об обязании в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно:
- обеспечить разработку проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;
обеспечить составление паспортов опасных отходов на образующиеся отходы в установленном порядке;
обеспечить ведение учёта образовавшихся, переданных другим лицам отходов по установленным формам;
обеспечить заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором;
обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
в установленном порядке представить в Министерство экологии Челябинской области декларацию о воздействии на окружающую среду;
- в установленном порядке обратиться в Министерство экологии Челябинской области с заявкой о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- обеспечить разработку и утвердить программу производственного экологического контроля;
- обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В обоснование исковых требований истец указал, что СХПК «Черноборский» по своей деятельности (разведение и содержанию крупного рогатого скота, растениеводство) отнесен к объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду II категории, для которого должны быть разработаны и утверждены соответствующие правовые акты. Представление прокурора об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды ответчиком оставлено без исполнения.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Чесменского района Борисенков Д.А., действующий по поручению, уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика СХПК «Черноборский» Быков В.Д., действующий на основании доверенности со специальными полномочиями, уточенные исковые требования полностью признал.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу частей 1, 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основными видам деятельности СХПК «Черноборский» является разведение и содержание крупного рогатого скота в целях производства сырого молока, реализации крупного рогатого скота, а также растениеводство. Данное предприятие имеет 945 голов крупного рогатого скота, в том числе 410 голов дойных коров, а также 25 голов лошадей. В 2019 году кооперативом произведено 1 148 тонн молока, реализовано 110,9 тонн КРС, за 4 месяца 2020 года - 312 тонн молока, 86,2 тонны КРС (л.д. 12).
СХПК «Черноборский» с помощью зерноочистительных машин осуществляет первичную обработку продуктов растениеводства. Отопление производственных помещений осуществляется с помощью газовых котельных.
В результате деятельности СХПК «Черноборский» образуются отходы: навоз крупного рогатого скота свежий; навоз конский свежий; мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; отработанные аккумуляторы транспортных средств; отработанные горюче-смазочные материалы, запасные части автомобилей и сельхозтехники; шины пневматические автомобильные отработанные (л.д. 11-22).
В соответствии с ч. 2 п. «щ» Постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» СХПК «Черноборский» относится к объекту, оказывающему умеренное негативное воздействие на окружающую среду II категории, так как осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность по разведению крупного рогатого скота (с проектной мощностью 400 мест и более).
Статьей 42 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пунктам 1-3 статьи 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об охране окружающей среды» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.
Пунктами 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 14 Федерального закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
В соответствии с пунктом 1 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (далее - категории, ОНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
На основании пункта 4 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам».
Согласно пункту 5 Приказа Минприроды России от 28.11.2019 № 811 разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
Таким образом, в нарушение пунктов 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пункта 4 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, СХПК «Черноборский» при осуществлении деятельности по эксплуатации объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не обеспечил исполнение обязанности по разработке проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
В нарушение части 2 статьи 11, частей 1, 3 статьи 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» СХПК «Черноборский» не обеспечил составление паспортов на образующиеся опасные отходы по типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с «Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности»).
В нарушение части 2 статьи 11, части 1 статьи 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктов 5, 6, 7, 20 Порядка учета в области обращения с отходами, утверждённого Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (ред. от 25.06.2014), СХПК «Черноборский» не обеспечил ведение учёта образовавшихся, переданных другим лицам отходов по установленным формам.
В нарушение части 4 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» СХПК «Черноборский» не обеспечил заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором.
В нарушение пунктов 1, 2 статьи 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» СХПК «Черноборский» не провел инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В нарушение пунктов 1, 2, 3 статьи 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» СХПК «Черноборский» не обеспечил представление в уполномоченный государственный орган декларации о воздействии на окружающую среду, содержащую, в частности, декларируемые объем или массу выбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов, информацию о программе производственного экологического контроля.
В нарушение пунктов 1, 2 статьи 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» СХПК «Черноборский» не обеспечил выполнение обязанности по постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, II категории.
В нарушение пункта 3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» СХПК «Черноборский» в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводились мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с Министерством экологии Челябинской области.
По факту указанных нарушений Магнитогорской природоохранной прокуратурой Челябинской области 07.09.2020 в адрес руководителя СХПК «Черноборский» внесено представление об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды (л.д. 36).
СХПК «Черноборский» вышеуказанные нарушения законодательства не устранил (л.д. 39).
Таким образом, изучив все обстоятельств дела и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При указанных обстоятельствах и руководствуясь частью 3 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет заявленные истцом требования.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком СХПК «Черноборский».
Исковые требования Магнитогорского природоохранного прокурора Челябинской области удовлетворить.
Возложить на Сельскохозяйственный производственный кооператив «Черноборский» обязанность в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно:
- обеспечить разработку проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение;
обеспечить составление паспортов опасных отходов на образующиеся отходы в установленном порядке;
обеспечить ведение учёта образовавшихся, переданных другим лицам отходов по установленным формам;
обеспечить заключение договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором;
обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
в установленном порядке представить в Министерство экологии Челябинской области декларацию о воздействии на окружающую среду;
- в установленном порядке обратиться в Министерство экологии Челябинской области с заявкой о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- обеспечить разработку и утвердить программу производственного экологического контроля;
- обеспечить разработку мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.
Председательствующий: <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>