Решение по делу № 33-638/2023 от 24.07.2023

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 2-1071/2023

Дело № 33-638/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2023 г.                                                                             г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,

при секретаре Князь Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Солдатова А. П., Солдатова Д. А., Солдатовой Е. А. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 23.05.2023, которым постановлено:

Исковые требования Солдатова Д. А., Солдатовой Е. А., Солдатова А. П. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рембытстройсервис» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, взыскании морального вреда, штрафа, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Солдатов Д.А., Солдатова Е.А., Солдатова Н.В. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Рембытстройсервис» (далее - ООО «УК «Рембытстройсервис») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

Требования мотивированы тем, что они проживают и являются собственниками жилого помещения № <...>, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <...>-а.

Указанный многоквартирный дом находится под управлением ответчика.

Считают, что ООО «УК «Рембытстройсервис» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по управлению данным домом, поскольку не размещает в ГИС ЖКХ достоверную информацию о выполненных работах по содержанию общедомового имущества, акты выполненных работ.

Просили признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении своих обязанностей по размещению в ГИС ЖКХ информации о состоянии его расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ, информации о проведении ремонта и выполнении работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по ул. <...>, за период с 29.03.2020 по 28.03.2023.

Обязать ответчика разместить в ГИС ЖКХ на постоянной основе, информацию о состоянии его расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ, информацию о проведении ремонта и выполнении работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по <...> за период с 29.03.2020 по 28.03.2023.

Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 4 000 рубелей в пользу каждого, а всего взыскать 12 000 рублей и штраф в размере 50% от присужденных сумм, за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Определением суда к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика государственная жилищная инспекция ЕАО (далее - ГЖИ ЕАО).

В судебном заседании истец и представитель истцов Солдатов А.П. требования поддержал по доводам иска. Дополнительно пояснил, что требуемая информация должна быть размещена на сайте ГИС ЖКХ, а именно договоры по оказанию услуг по содержанию общедомового имущества и его текущего ремонта, а также акты выполненных работ. Истцам известно, что ответчик заключил договоры подряда с ООО «Ремстройучасток-2 плюс» и ИП Требуховым А.Н., сведений о которых в ГИС ЖКХ нет.

В судебном заседании представитель ответчика Черных В.А. требования не признал. Пояснил, что требуемые истцом документы технически не возможно разместить на данном сайте, при необходимости Солдатовы могли их запросить.

Истцы Солдатов Д.А., Солдатова Е.А., представитель третьего лица ГЖИ ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе истцы Солдатовы просили решение суда отменить, принять новое решение, которым требования удовлетворить.

Мотивируя жалобу, указали, что, несмотря на то, что деятельность по управлению имуществом многоквартирного <...>-а по <...> в <...> осуществляет ООО «УК «Рембытстройсервис», фактически содержанием общедомового имущества по договорам подряда занимаются ООО «Ремстройучасток-2 плюс» и ИП ФИО

Вместе с тем, договоры подряда, акты выполненных работ, информация о расчетах с данными лицами ответчиком в ГИС ЖКХ не размещена.

Считают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, в решении суд сослался на видеоматериал, представленный ответчикам. Вместе с тем, на данном видео изображена запись экрана с сайта ГИС ЖКХ дома по <...>, который к настоящему делу отношение не имеет. На видео по спорному дому содержится запись с экрана ГИС ЖКХ, однако в ней нет сведений о договорах, заключенных с ИП Требуховым А.Н. и ООО «Рембытстройучасток-2 плюс», актах выполненных работ и расчетах.

Таким образом, считает, что ответчик не доказал факт размещения спорной информации.

Вопреки выводам суда указали, что они не обязаны были обращаться к ответчику за предоставлением спорной информации. При этом суд не мотивировал, на каких правовых основаниях ответчик обязан предоставить им копии требуемых договоров, актов и расчетов. Утверждают, что данная информация должна быть доведена до них посредством её размещения в ГИС ЖКХ.

Указали, что ответчик ненадлежащим образом содержит общедомовое имущество многоквартирного <...> по <...>, поэтому спорная информация необходима им для защиты своих жилищных прав, а также как потребителей услуг по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества.

Полагает, что информация о договорах, актах выполненных работ и расчетах по содержанию общедомового имущества должна быть размещена управляющей организацией в соответствии с пунктами 3, 3.5.4, 9 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, а также положениями Федерального закона от 21.06.2014 № 209-ФЗ.

В судебное заседание апелляционной инстанции истцы и представители ответчиков не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцу Солдатову А.П. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Согласно справке от 12.01.2023 Солдатов Д.А. и Солдатова Е.А. зарегистрированы в указанном жилом помещении постоянно с 24.12.2019 и с 25.04.2017, соответственно.

Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания «Рембытстройсервис», что не оспаривалось сторонами.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы указали, что не размещение управляющей компанией в ГИС ЖКХ сведений о договорах, заключенных с подрядчиками, актов выполненных работ по этим договорам, расчеты с подрядчиком, а также иная информация о ремонте и обслуживании внутридомовых систем многоквартирного дома нарушило их права, как потребителей, на получение информации.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 10.1 ст. 161, 198 Жилищного кодекса РФ, частью 18 статьи 7 Федерального закона РФ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ, пришел к выводу, что обязанность размещать в программе ГИС ЖКХ информацию, указанную истцами, на управляющую компанию не возложена, а также истцами не доказано, что в результате отсутствия данной информации для них наступили неблагоприятные последствия.

Судебная коллегия согласилась с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством

В силу части 18 статьи 7 указанного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 Федерального закона.

Обязанность организаций, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лиц, оказывающих услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, размещать информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотрена также частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса РФ.

Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (часть 5 статьи 165 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Во исполнение вышеуказанных правовых норм принят приказ Минкомсвязи России № 74, Минстрем № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства».

Из вышеизложенных правовых норм следует, что несмотря на большой объем информации, подлежащий размещению различными субъектами - поставщиками информации, управляющая организация обеспечивает свободный доступ только к информации, перечень которой установлен в разделе 10 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016.

Согласно данному приказу управляющими организациями подлежит размещению информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающая период, на который сформирован перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; вид и наименование таких работ (услуг); их стоимость (пункт 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 приказа); информация о периодичности (график, сроки) оказания услуг и выполнения данных работ, включая период, на который сформирован перечень; периодичность (график, сроки) выполнения работ (услуг) в соответствии с перечнем (пункты 3.4; 3.4.1;, 3.4.2 приказа); информация о качестве оказанных услуг, выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, включающая вид и наименование оказываемых услуг (работ), период их оказания, количество полных календарных дней, в течение которых оказывалась услуга ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; акты выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества, подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги); акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги и выполнении работы (пункты 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4 приказа), информация о состоянии расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг (выполнение работ) (пункт 9 приказа).

Как следует из акта государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области от <...> № <...> в ходе изучения размещенной в государственной системе жилищно - коммунального хозяйства информации о деятельности лицензиата ООО «УК «Рембытстройсервис», установлено, что в ГИС ЖКХ в разделе «Реестр перечень работ и услуг» размещена информация о видах и наименовании выполняемых работ и оказываемых услугах по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <...> в <...>, с указанием их стоимости, периода, на который их перечень сформирован.

Таким образом, информация, предусмотренная подпунктами 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 пункта 3.3 раздела 10 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016 управляющей компанией размещена в программе ГИС ЖКХ.

Не заполнение в вышеуказанном разделе вкладок «цена, объём, количество услуг, фиксация работ и услуг» не свидетельствует о нарушении ответчиком правил предоставления доступа к информации, поскольку, несмотря на то, что они предусмотрены программой ГИС ЖКХ, из приведённых пунктов приказа не следует необходимость их заполнения в целях обеспечения свободного доступа к информации.

Отсутствие информации во вкладке «оценка качества» и неразмещение в ней актов выполненных работ, которые подписываются собственниками помещений в МКД и лицами, оказывающими услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества, заполняемые и размещаемые в случае предоставления услуг ненадлежащего качества и с перерывами (пункт 3.5 приказа), не является предметом спора, в связи с чем на существо разрешаемого дела не влияет.

При этом, истцами не представлено доказательств того, что ответчиком не обеспечен им доступ к вышеуказанной информации.

Так, согласно приказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 589 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 944/пр от 28.12.2015 «Об утверждении порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» пользователи информации имеют два вида доступа к информации, размещенной в системе; к открытой части без прохождения процедур регистрации, идентификации и аутентификации, а также к закрытой части после прохождения указанных процедур.

Доступ к закрытой системе и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах. Физическим лицам, действующим от своего имени, доступ к личным кабинетам предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации в ЕСИА при наличии подтвержденной учетной записи в ЕСИА, без прохождения ими процедуры регистрации в системе.

Согласно показаниям допрошенного в суде первой инстанции свидетеля старшего государственного инспектора ГЖИ ЕАО Пономаренко Е.Б. требуемая истцами Солдатовыми информация не размещается в открытой части ГИС ЖКХ, информация о видах и наименовании услуг (работ) по содержанию общедомового имущества и текущему ремонту размещается только в закрытой части программы, и доступна пользователям только в личном кабинете после авторизации. Также свидетель указала, что информация размещается управляющей организацией, в последующем система программы сама распространяет необходимую информацию. Пользователи программы не имеют одинакового доступа к информации, размещенной в ГИС ЖКХ.

Истец Солдатов А.П. в суде первой инстанции не отрицал, что имеет доступ в свой личный кабинет в ГИС ЖКХ, вместе с тем, представил в материалы распечатку только со стартовой страницы личного кабинета по спорному многоквартирному дому. Информация из других разделов своего личного кабинета в ГИС ЖКХ, в том числе из раздела «информация о перечне работ (услуг)», к которому доступ имеет только истец, представлена не была. Представленные истцами распечатки с главной страницы открытой части ГИС ЖКХ, обоснованность доводов истцов в силу изложенного не подтверждают.

Доводы жалобы о том, что в программе ГИС ЖКХ ответчик обязан обеспечить истцам доступ к информации о договорах, заключенных с третьими лицами на выполнение работ (оказания услуг) по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, являются несостоятельными, поскольку в силу пункта 3.6 раздела 10 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016 управляющая организация обязана разместить, и соответственно обеспечить доступ, к договорам и актам выполненных работ по ним, заключенным со специализированными организациями по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства, противопожарных систем многоквартирного дома.

К специализированным организациям в силу постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению относятся организации, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно общедоступной информации, размещённой на официальном портале органов государственной власти Еврейской автономной области, к таковым специализированным организациям, относятся ООО «Эгида», ООО «Русдиагностика», ООО «РегионГазСервис».

Из имеющейся в материалах дела видеозаписи работы в ГИС ЖКХ через личный кабинет ООО «УК «Рембытстройсервис» в реестре договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества размещен договор от <...> с ООО «Эгида».

Доводы жалобы о не размещении в программе ГИС ЖКХ договоров подряда, заключенных между ООО «УК «Рембытстройсервис» и ООО «Рембытсройучасток-2 плюс», ИП Требуховым А.Н., актов выполненных работ и информации о расчетах по ним, отмену принятого решения не влекут, поскольку из текстов договоров от <...> и <...>, заключенных ответчиком с указанными лицами, представленных в апелляционную инстанцию, не следует, что данные лица являются специализированными организациями, осуществляющими исключительно работы по содержанию внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства, противопожарных систем.

Вопреки доводам жалобы обеспечение истцам доступа в ГИС ЖКХ к договорам и актам выполненных работ к ним, заключенных не со специализированной организацией в области внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем, приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016 не предусмотрено.

Кроме того, согласно сообщениям службы поддержки ГИС ЖКХ от <...> и <...> информация о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ, а также акты приемки выполненных работ, информация о расчетах, которые размещены в системе управляющей организацией, доступны для просмотра только контролирующим органам и представителю организации. Функциональные возможности ГИС ЖКХ, утвержденные государственным заказчиком Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, не предоставляют доступ к договорам и актам для граждан в личных кабинетах.

Вопреки доводам жалобы, вышеуказанные договоры, заключенные ответчиком с ООО «Рембытсройучасток-2 плюс» и с ИП Требуховым А.Н., в программе ГИС ЖКХ размещены и доступны для контролирующих органов, а также для управляющей организации, что следует из акта государственной жилищной инспекции ЕАО от <...>, а также видеозаписи работы в ГИС ЖКХ через личный кабинет ООО «УК «Рембытстройсервис».

Тот факт, что в акте государственной жилищной инспекции ЕАО от <...> указано на отсутствие информации в системе ГИС ЖКХ о расчётах по заключенным ООО «УК «Рембытстройсервис» договорам по содержанию и текущему ремонту спорного многоквартирного дома, основанием для отмены решения не является, так как не нарушает права истцов, как потребителей, поскольку учитывая приведенную информацию из службы технической поддержки ГИС ЖКХ, данная информация гражданам не доступна, а доступна только контролирующим органам и управляющей организации.

Утверждения в жалобе о том, что ответчик обязан разместить информацию о заключаемых договорах с третьими лицами в соответствии с пунктом 3.7 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016, основаны на неправильном понимании норм права, поскольку согласно ссылке к приказу данная информация подлежит размещению только товариществами и кооперативами, а не управляющими компаниями.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что информация, указанная истцами в иске и подлежащая размещению, а именно информация об оказываемых услугах и выполняемых работах, договоре со специализированной организацией, размещена в ГИС ЖКХ, оснований для удовлетворения исковых требований истцов не имеется.

Остальные доводы жалобы на правильность решения суда первой инстанции не влияют, его отмену либо изменение не влекут.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 23.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Солдатова А. П., Солдатова Д. А., Солдатовой Е. А. - без удовлетворения.

Председательствующий      Ю.Г. Золотарева        

Судьи         М.Е. Слободчикова

         О.А. Конева                                                                        

                                                                                                                

                                                                                               

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23.08.2023

                                                                                                            

Судья Шелепанова И.Г.

Дело № 2-1071/2023

Дело № 33-638/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 августа 2023 г.                                                                             г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей Слободчиковой М.Е., Коневой О.А.,

при секретаре Князь Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Солдатова А. П., Солдатова Д. А., Солдатовой Е. А. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 23.05.2023, которым постановлено:

Исковые требования Солдатова Д. А., Солдатовой Е. А., Солдатова А. П. к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Рембытстройсервис» о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия, взыскании морального вреда, штрафа, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Солдатов Д.А., Солдатова Е.А., Солдатова Н.В. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Рембытстройсервис» (далее - ООО «УК «Рембытстройсервис») о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.

Требования мотивированы тем, что они проживают и являются собственниками жилого помещения № <...>, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <...>-а.

Указанный многоквартирный дом находится под управлением ответчика.

Считают, что ООО «УК «Рембытстройсервис» ненадлежащим образом исполняет свои обязанности по управлению данным домом, поскольку не размещает в ГИС ЖКХ достоверную информацию о выполненных работах по содержанию общедомового имущества, акты выполненных работ.

Просили признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении своих обязанностей по размещению в ГИС ЖКХ информации о состоянии его расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ, информации о проведении ремонта и выполнении работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по ул. <...>, за период с 29.03.2020 по 28.03.2023.

Обязать ответчика разместить в ГИС ЖКХ на постоянной основе, информацию о состоянии его расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг и выполнение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества, с размещением заключенных договоров и соответствующих актов сдачи-приемки результатов оказанных услуг и выполненных работ, информацию о проведении ремонта и выполнении работ по обслуживанию внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, по <...> за период с 29.03.2020 по 28.03.2023.

Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 4 000 рубелей в пользу каждого, а всего взыскать 12 000 рублей и штраф в размере 50% от присужденных сумм, за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Определением суда к участию в деле привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика государственная жилищная инспекция ЕАО (далее - ГЖИ ЕАО).

В судебном заседании истец и представитель истцов Солдатов А.П. требования поддержал по доводам иска. Дополнительно пояснил, что требуемая информация должна быть размещена на сайте ГИС ЖКХ, а именно договоры по оказанию услуг по содержанию общедомового имущества и его текущего ремонта, а также акты выполненных работ. Истцам известно, что ответчик заключил договоры подряда с ООО «Ремстройучасток-2 плюс» и ИП Требуховым А.Н., сведений о которых в ГИС ЖКХ нет.

В судебном заседании представитель ответчика Черных В.А. требования не признал. Пояснил, что требуемые истцом документы технически не возможно разместить на данном сайте, при необходимости Солдатовы могли их запросить.

Истцы Солдатов Д.А., Солдатова Е.А., представитель третьего лица ГЖИ ЕАО в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе истцы Солдатовы просили решение суда отменить, принять новое решение, которым требования удовлетворить.

Мотивируя жалобу, указали, что, несмотря на то, что деятельность по управлению имуществом многоквартирного <...>-а по <...> в <...> осуществляет ООО «УК «Рембытстройсервис», фактически содержанием общедомового имущества по договорам подряда занимаются ООО «Ремстройучасток-2 плюс» и ИП ФИО

Вместе с тем, договоры подряда, акты выполненных работ, информация о расчетах с данными лицами ответчиком в ГИС ЖКХ не размещена.

Считают, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, в решении суд сослался на видеоматериал, представленный ответчикам. Вместе с тем, на данном видео изображена запись экрана с сайта ГИС ЖКХ дома по <...>, который к настоящему делу отношение не имеет. На видео по спорному дому содержится запись с экрана ГИС ЖКХ, однако в ней нет сведений о договорах, заключенных с ИП Требуховым А.Н. и ООО «Рембытстройучасток-2 плюс», актах выполненных работ и расчетах.

Таким образом, считает, что ответчик не доказал факт размещения спорной информации.

Вопреки выводам суда указали, что они не обязаны были обращаться к ответчику за предоставлением спорной информации. При этом суд не мотивировал, на каких правовых основаниях ответчик обязан предоставить им копии требуемых договоров, актов и расчетов. Утверждают, что данная информация должна быть доведена до них посредством её размещения в ГИС ЖКХ.

Указали, что ответчик ненадлежащим образом содержит общедомовое имущество многоквартирного <...> по <...>, поэтому спорная информация необходима им для защиты своих жилищных прав, а также как потребителей услуг по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества.

Полагает, что информация о договорах, актах выполненных работ и расчетах по содержанию общедомового имущества должна быть размещена управляющей организацией в соответствии с пунктами 3, 3.5.4, 9 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, а также положениями Федерального закона от 21.06.2014 № 209-ФЗ.

В судебное заседание апелляционной инстанции истцы и представители ответчиков не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без их участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцу Солдатову А.П. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>.

Согласно справке от 12.01.2023 Солдатов Д.А. и Солдатова Е.А. зарегистрированы в указанном жилом помещении постоянно с 24.12.2019 и с 25.04.2017, соответственно.

Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО «Управляющая компания «Рембытстройсервис», что не оспаривалось сторонами.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы указали, что не размещение управляющей компанией в ГИС ЖКХ сведений о договорах, заключенных с подрядчиками, актов выполненных работ по этим договорам, расчеты с подрядчиком, а также иная информация о ремонте и обслуживании внутридомовых систем многоквартирного дома нарушило их права, как потребителей, на получение информации.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 10.1 ст. 161, 198 Жилищного кодекса РФ, частью 18 статьи 7 Федерального закона РФ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ, пришел к выводу, что обязанность размещать в программе ГИС ЖКХ информацию, указанную истцами, на управляющую компанию не возложена, а также истцами не доказано, что в результате отсутствия данной информации для них наступили неблагоприятные последствия.

Судебная коллегия согласилась с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона РФ «О государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства» от 21.07.2014 № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее - система) - единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством

В силу части 18 статьи 7 указанного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 части 1 статьи 6 Федерального закона.

Обязанность организаций, осуществляющих поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, а также лиц, оказывающих услуги, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах и предоставляющие коммунальные услуги, размещать информацию, предусмотренную законодательством о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, предусмотрена также частью 4 статьи 165 Жилищного кодекса РФ.

Порядок, формы, сроки и периодичность размещения в системе информации, указанной в части 4 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом (часть 5 статьи 165 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Во исполнение вышеуказанных правовых норм принят приказ Минкомсвязи России № 74, Минстрем № 114/пр от 29.02.2016 «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно - коммунального хозяйства».

Из вышеизложенных правовых норм следует, что несмотря на большой объем информации, подлежащий размещению различными субъектами - поставщиками информации, управляющая организация обеспечивает свободный доступ только к информации, перечень которой установлен в разделе 10 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016.

Согласно данному приказу управляющими организациями подлежит размещению информация об оказываемых услугах и (или) выполняемых работах по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включающая период, на который сформирован перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; вид и наименование таких работ (услуг); их стоимость (пункт 3.3, 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 приказа); информация о периодичности (график, сроки) оказания услуг и выполнения данных работ, включая период, на который сформирован перечень; периодичность (график, сроки) выполнения работ (услуг) в соответствии с перечнем (пункты 3.4; 3.4.1;, 3.4.2 приказа); информация о качестве оказанных услуг, выполненных работ по управлению многоквартирным домом, оказанных услуг, выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, включающая вид и наименование оказываемых услуг (работ), период их оказания, количество полных календарных дней, в течение которых оказывалась услуга ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; акты выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества, подписываемые с одной стороны собственниками помещений в многоквартирном доме, с другой стороны - лицом, оказывающим работы (услуги); акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуги и выполнении работы (пункты 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.5.4 приказа), информация о состоянии расчетов с лицами, осуществляющими оказание услуг (выполнение работ) (пункт 9 приказа).

Как следует из акта государственной жилищной инспекции Еврейской автономной области от <...> № <...> в ходе изучения размещенной в государственной системе жилищно - коммунального хозяйства информации о деятельности лицензиата ООО «УК «Рембытстройсервис», установлено, что в ГИС ЖКХ в разделе «Реестр перечень работ и услуг» размещена информация о видах и наименовании выполняемых работ и оказываемых услугах по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного <...> в <...>, с указанием их стоимости, периода, на который их перечень сформирован.

Таким образом, информация, предусмотренная подпунктами 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3 пункта 3.3 раздела 10 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016 управляющей компанией размещена в программе ГИС ЖКХ.

Не заполнение в вышеуказанном разделе вкладок «цена, объём, количество услуг, фиксация работ и услуг» не свидетельствует о нарушении ответчиком правил предоставления доступа к информации, поскольку, несмотря на то, что они предусмотрены программой ГИС ЖКХ, из приведённых пунктов приказа не следует необходимость их заполнения в целях обеспечения свободного доступа к информации.

Отсутствие информации во вкладке «оценка качества» и неразмещение в ней актов выполненных работ, которые подписываются собственниками помещений в МКД и лицами, оказывающими услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества, заполняемые и размещаемые в случае предоставления услуг ненадлежащего качества и с перерывами (пункт 3.5 приказа), не является предметом спора, в связи с чем на существо разрешаемого дела не влияет.

При этом, истцами не представлено доказательств того, что ответчиком не обеспечен им доступ к вышеуказанной информации.

Так, согласно приказу Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 589 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ № 944/пр от 28.12.2015 «Об утверждении порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней» пользователи информации имеют два вида доступа к информации, размещенной в системе; к открытой части без прохождения процедур регистрации, идентификации и аутентификации, а также к закрытой части после прохождения указанных процедур.

Доступ к закрытой системе и к информации, размещенной в ней, обеспечивается путем предоставления функциональных возможностей в личных кабинетах. Физическим лицам, действующим от своего имени, доступ к личным кабинетам предоставляется после прохождения процедуры идентификации и аутентификации в ЕСИА при наличии подтвержденной учетной записи в ЕСИА, без прохождения ими процедуры регистрации в системе.

Согласно показаниям допрошенного в суде первой инстанции свидетеля старшего государственного инспектора ГЖИ ЕАО Пономаренко Е.Б. требуемая истцами Солдатовыми информация не размещается в открытой части ГИС ЖКХ, информация о видах и наименовании услуг (работ) по содержанию общедомового имущества и текущему ремонту размещается только в закрытой части программы, и доступна пользователям только в личном кабинете после авторизации. Также свидетель указала, что информация размещается управляющей организацией, в последующем система программы сама распространяет необходимую информацию. Пользователи программы не имеют одинакового доступа к информации, размещенной в ГИС ЖКХ.

Истец Солдатов А.П. в суде первой инстанции не отрицал, что имеет доступ в свой личный кабинет в ГИС ЖКХ, вместе с тем, представил в материалы распечатку только со стартовой страницы личного кабинета по спорному многоквартирному дому. Информация из других разделов своего личного кабинета в ГИС ЖКХ, в том числе из раздела «информация о перечне работ (услуг)», к которому доступ имеет только истец, представлена не была. Представленные истцами распечатки с главной страницы открытой части ГИС ЖКХ, обоснованность доводов истцов в силу изложенного не подтверждают.

Доводы жалобы о том, что в программе ГИС ЖКХ ответчик обязан обеспечить истцам доступ к информации о договорах, заключенных с третьими лицами на выполнение работ (оказания услуг) по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества, являются несостоятельными, поскольку в силу пункта 3.6 раздела 10 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016 управляющая организация обязана разместить, и соответственно обеспечить доступ, к договорам и актам выполненных работ по ним, заключенным со специализированными организациями по надлежащему содержанию внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства, противопожарных систем многоквартирного дома.

К специализированным организациям в силу постановления Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению относятся организации, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Согласно общедоступной информации, размещённой на официальном портале органов государственной власти Еврейской автономной области, к таковым специализированным организациям, относятся ООО «Эгида», ООО «Русдиагностика», ООО «РегионГазСервис».

Из имеющейся в материалах дела видеозаписи работы в ГИС ЖКХ через личный кабинет ООО «УК «Рембытстройсервис» в реестре договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по текущему ремонту общего имущества размещен договор от <...> с ООО «Эгида».

Доводы жалобы о не размещении в программе ГИС ЖКХ договоров подряда, заключенных между ООО «УК «Рембытстройсервис» и ООО «Рембытсройучасток-2 плюс», ИП Требуховым А.Н., актов выполненных работ и информации о расчетах по ним, отмену принятого решения не влекут, поскольку из текстов договоров от <...> и <...>, заключенных ответчиком с указанными лицами, представленных в апелляционную инстанцию, не следует, что данные лица являются специализированными организациями, осуществляющими исключительно работы по содержанию внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства, противопожарных систем.

Вопреки доводам жалобы обеспечение истцам доступа в ГИС ЖКХ к договорам и актам выполненных работ к ним, заключенных не со специализированной организацией в области внутридомового газового оборудования, лифтового хозяйства и противопожарных систем, приказом Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016 не предусмотрено.

Кроме того, согласно сообщениям службы поддержки ГИС ЖКХ от <...> и <...> информация о договорах оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ, а также акты приемки выполненных работ, информация о расчетах, которые размещены в системе управляющей организацией, доступны для просмотра только контролирующим органам и представителю организации. Функциональные возможности ГИС ЖКХ, утвержденные государственным заказчиком Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, не предоставляют доступ к договорам и актам для граждан в личных кабинетах.

Вопреки доводам жалобы, вышеуказанные договоры, заключенные ответчиком с ООО «Рембытсройучасток-2 плюс» и с ИП Требуховым А.Н., в программе ГИС ЖКХ размещены и доступны для контролирующих органов, а также для управляющей организации, что следует из акта государственной жилищной инспекции ЕАО от <...>, а также видеозаписи работы в ГИС ЖКХ через личный кабинет ООО «УК «Рембытстройсервис».

Тот факт, что в акте государственной жилищной инспекции ЕАО от <...> указано на отсутствие информации в системе ГИС ЖКХ о расчётах по заключенным ООО «УК «Рембытстройсервис» договорам по содержанию и текущему ремонту спорного многоквартирного дома, основанием для отмены решения не является, так как не нарушает права истцов, как потребителей, поскольку учитывая приведенную информацию из службы технической поддержки ГИС ЖКХ, данная информация гражданам не доступна, а доступна только контролирующим органам и управляющей организации.

Утверждения в жалобе о том, что ответчик обязан разместить информацию о заключаемых договорах с третьими лицами в соответствии с пунктом 3.7 приказа Минкомсвязи России № 74, Минстроя № 114/пр от 29.02.2016, основаны на неправильном понимании норм права, поскольку согласно ссылке к приказу данная информация подлежит размещению только товариществами и кооперативами, а не управляющими компаниями.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что информация, указанная истцами в иске и подлежащая размещению, а именно информация об оказываемых услугах и выполняемых работах, договоре со специализированной организацией, размещена в ГИС ЖКХ, оснований для удовлетворения исковых требований истцов не имеется.

Остальные доводы жалобы на правильность решения суда первой инстанции не влияют, его отмену либо изменение не влекут.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 23.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Солдатова А. П., Солдатова Д. А., Солдатовой Е. А. - без удовлетворения.

Председательствующий      Ю.Г. Золотарева        

Судьи         М.Е. Слободчикова

         О.А. Конева                                                                        

                                                                                                                

                                                                                               

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 23.08.2023

                                                                                                            

33-638/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Солдатов Александр Петрович
Солдатова Екатерина Александровна
Солдатов Дмитрий Александрович
Ответчики
ООО УК Рембытстройсервис
Другие
Государственная жилищная инспекция ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на странице суда
os.brb.sudrf.ru
25.07.2023Передача дела судье
16.08.2023Судебное заседание
04.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023Передано в экспедицию
16.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее