Дело № 2-2489/2023
77RS0002-02-2023-014259-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 декабря 2023 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 декабря 2023 года в городе Котласе гражданское дело по иску Котласского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности,
установил:
Котласский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Требования мотивированы тем, что Котласской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ...., являющегося объектом транспортной инфраструктуры, включенного в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) с реестровым номером №, объекту присвоена ..... Результаты дополнительной оценки уязвимости в отношении указанного объекта утверждены __.__.__, однако в нарушение пп. «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности Северной региональной дирекцией железнодорожных вокзалов план обеспечения транспортной безопасности не утвержден. Кроме того, ответчиком не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности указанного объекта подразделение (подразделения) транспортной безопасности. Просит обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №; в течение одного месяца со дня утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожный вокзал на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №, образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности; обеспечить наличие приложенного к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №, положения (устава) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности и копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник Котласского транспортного прокурора Алябышева М.А. от требований в части обязания ответчика в течение одного месяца со дня утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожный вокзал на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №, образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности и об обязании ответчика обеспечить наличие приложенного к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №, положения (устава) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности и копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности отказалась, о чем представила соответствующее заявление прокурора, определением суда гражданское дело в этой части прекращено. Остальные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, уточнив, в части обязания ответчика надлежащим образом разработать и направить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» согласно представленным письменным возражениям с требованиями не согласился, указывая на то, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) № направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). __.__.__ в Северную РДЖВ поступило сопроводительное письмо Росжелдор с заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный. Пояснил, что в настоящее время план дорабатывается и вновь будет направлен для утверждения в Росжелдор. Указывает, что ОАО «РЖД» в лице Северной РДЖВ __.__.__ был заключен договор № с ООО «Подразделение транспортной безопасности «Кронос».
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив исковое заявление, выслушав помощника Котласского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу положений п. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы.
Как следует из п. 1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Исходя из п. 10 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ определено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ).
В ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ регламентированы основные задачи обеспечения транспортной безопасности, к которым, кроме прочих относится разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять требования по обеспечению транспортной безопасности и несут ответственность за неисполнение указанных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 года № 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в силу пункта 4 которых настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (далее Требования по обеспечению транспортной безопасности).
Пунктом 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлено, что настоящий документ применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: железнодорожные вокзалы и станции.
В силу требований пп. «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. «ж» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности).
Судом установлено, что железнодорожный вокзал на станции Котлас-Южный, является объектом транспортной инфраструктуры, включен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) с реестровым номером № и ему присвоена 2 категория по транспортной безопасности.
Результаты дополнительной оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал на станции Котлас-Южный утверждены __.__.__.
Котласской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, .....
В результате проведенной проверки было установлено, что в нарушение пп. «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности Северной региональной дирекцией железнодорожных вокзалов план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный в Росжелдоре не утвержден.
На основании заключения Федерального агентства железнодорожного транспорта №, утвержденного __.__.__, в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный отказано.
Таким образом, Северной региональной дирекцией железнодорожных вокзалов реализация Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный до настоящего времени не осуществляется, что противоречит требованиям пп. «ж» и «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Котласским транспортным прокурором в адрес начальника Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В связи с отсутствием утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, Котласский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Ввиду того, что указанные нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта на объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале на станции Котлас-Южный, круг которых определить не представляется возможным, подрывают состояние защищенности данного объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, противоречат основным целям и задачам обеспечения транспортной безопасности, закрепленным в ст. 2 Закона о транспортной безопасности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Котласского транспортного прокурора.
Доводы представителя ответчика о том, что соответствующий план был в установленный срок разработан и направлен на утверждения в Росжелдор, однако не был утвержден, в связи с выявленными нарушениями, что свидетельствует об исполнении обязанности и отсутствием оснований для удовлетворения требований, суд не принимает во внимание.
До настоящего времени ответчиком надлежащим образом не разработан и не утвержден План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, что свидетельствует о том, что цели, в соответствии с которыми на субъекты транспортной инфраструктуры возлагаются определенные обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, не достигнуты, что создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования всего технологического комплекса, являющегося объектом транспортной инфраструктуры, а также защиты интересов личности, общества и государства в зоне объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Учитывая изложенное, требования Котласского транспортного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом обстоятельств по делу, разумности и достаточности срока, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса интересов, считает возможным, определить срок исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Котласского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН №, ИНН №, адрес регистрации: ....) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу надлежащим образом разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Е.В. Ропотова
Мотивированное решение суда составлено 14 декабря 2023 года.
77RS0002-02-2023-014259-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 декабря 2023 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Ропотовой Е.В.
при секретаре Герасимовской С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 7 декабря 2023 года в городе Котласе гражданское дело по иску Котласского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности,
установил:
Котласский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.
Требования мотивированы тем, что Котласской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ...., являющегося объектом транспортной инфраструктуры, включенного в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) с реестровым номером №, объекту присвоена ..... Результаты дополнительной оценки уязвимости в отношении указанного объекта утверждены __.__.__, однако в нарушение пп. «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности Северной региональной дирекцией железнодорожных вокзалов план обеспечения транспортной безопасности не утвержден. Кроме того, ответчиком не образовано (сформировано) и (или) не привлечено для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности указанного объекта подразделение (подразделения) транспортной безопасности. Просит обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №; в течение одного месяца со дня утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожный вокзал на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №, образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности; обеспечить наличие приложенного к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №, положения (устава) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности и копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности.
В судебном заседании помощник Котласского транспортного прокурора Алябышева М.А. от требований в части обязания ответчика в течение одного месяца со дня утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожный вокзал на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №, образовать (сформировать) и (или) привлечь подразделение (подразделения) транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности и об обязании ответчика обеспечить наличие приложенного к плану обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №, положения (устава) сформированного подразделения транспортной безопасности - в случае формирования субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности и копии положения (устава) привлеченного подразделения транспортной безопасности и копии договора о привлечении указанного подразделения транспортной безопасности, которые прилагаются к плану обеспечения безопасности объекта в течение одного месяца с даты утверждения Федеральным агентством железнодорожного транспорта плана обеспечения безопасности объекта - в случае привлечения субъектом транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности отказалась, о чем представила соответствующее заявление прокурора, определением суда гражданское дело в этой части прекращено. Остальные требования поддержала по доводам, изложенным в иске, уточнив, в части обязания ответчика надлежащим образом разработать и направить план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» согласно представленным письменным возражениям с требованиями не согласился, указывая на то, что план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) № направлен на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). __.__.__ в Северную РДЖВ поступило сопроводительное письмо Росжелдор с заключением об отказе в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный. Пояснил, что в настоящее время план дорабатывается и вновь будет направлен для утверждения в Росжелдор. Указывает, что ОАО «РЖД» в лице Северной РДЖВ __.__.__ был заключен договор № с ООО «Подразделение транспортной безопасности «Кронос».
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив исковое заявление, выслушав помощника Котласского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу положений п. 5 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, железнодорожные вокзалы.
Как следует из п. 1 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Исходя из п. 10 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
Частью 1 ст. 4 Федерального закона № 16-ФЗ определено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона № 16-ФЗ).
В ст. 2 Федерального закона № 16-ФЗ регламентированы основные задачи обеспечения транспортной безопасности, к которым, кроме прочих относится разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять требования по обеспечению транспортной безопасности и несут ответственность за неисполнение указанных требований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 года № 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, в силу пункта 4 которых настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры (далее Требования по обеспечению транспортной безопасности).
Пунктом 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности установлено, что настоящий документ применяется в отношении объектов транспортной инфраструктуры, не отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию: железнодорожные вокзалы и станции.
В силу требований пп. «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Реализовать план обеспечения безопасности объекта поэтапно в предусмотренные им сроки: для объектов транспортной инфраструктуры I и II категорий - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пп. «ж» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности).
Судом установлено, что железнодорожный вокзал на станции Котлас-Южный, является объектом транспортной инфраструктуры, включен в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) с реестровым номером № и ему присвоена 2 категория по транспортной безопасности.
Результаты дополнительной оценки уязвимости в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал на станции Котлас-Южный утверждены __.__.__.
Котласской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности в отношении объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, .....
В результате проведенной проверки было установлено, что в нарушение пп. «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности Северной региональной дирекцией железнодорожных вокзалов план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный в Росжелдоре не утвержден.
На основании заключения Федерального агентства железнодорожного транспорта №, утвержденного __.__.__, в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный отказано.
Таким образом, Северной региональной дирекцией железнодорожных вокзалов реализация Плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный до настоящего времени не осуществляется, что противоречит требованиям пп. «ж» и «е» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности.
Котласским транспортным прокурором в адрес начальника Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
В связи с отсутствием утвержденного плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, Котласский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Ввиду того, что указанные нарушения требований законодательства в сфере транспортной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта на объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале на станции Котлас-Южный, круг которых определить не представляется возможным, подрывают состояние защищенности данного объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, противоречат основным целям и задачам обеспечения транспортной безопасности, закрепленным в ст. 2 Закона о транспортной безопасности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Котласского транспортного прокурора.
Доводы представителя ответчика о том, что соответствующий план был в установленный срок разработан и направлен на утверждения в Росжелдор, однако не был утвержден, в связи с выявленными нарушениями, что свидетельствует об исполнении обязанности и отсутствием оснований для удовлетворения требований, суд не принимает во внимание.
До настоящего времени ответчиком надлежащим образом не разработан и не утвержден План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, что свидетельствует о том, что цели, в соответствии с которыми на субъекты транспортной инфраструктуры возлагаются определенные обязанности по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, не достигнуты, что создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования всего технологического комплекса, являющегося объектом транспортной инфраструктуры, а также защиты интересов личности, общества и государства в зоне объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства.
Учитывая изложенное, требования Котласского транспортного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом обстоятельств по делу, разумности и достаточности срока, принимая во внимание необходимость соблюдения баланса интересов, считает возможным, определить срок исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании ст. 103 ГПК РФ с ОАО «РЖД» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Котласского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений законодательства в области обеспечения транспортной безопасности удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОГРН №, ИНН №, адрес регистрации: ....) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу надлежащим образом разработать и направить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Центральной дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» - железнодорожного вокзала на станции Котлас-Южный, реестровый номер в Реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 1) №.
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий Е.В. Ропотова
Мотивированное решение суда составлено 14 декабря 2023 года.