УИД 37RS0007-01-2024-002721-80
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 года г. Заволжск Ивановской области
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Ельцовой Т.В.
при секретаре Кудряшовой Н.Е.,
с участием представителя истца Никогосян Л.Я.. действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хмелевской Татьяны Николаевны к администрации городского округа Кинешма Ивановской области о признании права собственности в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л:
Хмелевская Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации городского округа <адрес> (далее Администрация) о признании права собственности в силу приобретательной давности, обосновав его следующим.
Бабушке истца – ФИО6 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежало 67/81 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Собственником других 14/81 долей дома по документам значилась ФИО2, что подтверждается справкой Кинешемского отделения Ивановского филиала ФГУП « Ростехинвентаризация – Федерального БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
На момент приобретения в собственность жилой дом состоял из бревенчатого строения на кирпичном фундаменте общей площадью 34,8 кв. метров. В состав домовладения входили: жилой дом, холодная пристройка с входной площадкой и сарай.
В ходе эксплуатации домовладения по адресу: <адрес> было обустроено следующим образом:
- в результате уменьшения размеров печи увеличена общая площадь дома на 1,1 кв. метр;
- на земельном участке возведен кирпичный гараж на кирпичном фундаменте площадью 36,7 кв. метров (литер Г2);
- построено отдельно стоящее кирпичное одноэтажное нежилое строение площадью 74,6 кв. метров (литер Б), в состав которого входят коридор, три помещения, душевая, санитарный узел, котельная, подсобное помещение, кабинет;
- на месте сарая (литер Г1) возведена отдельно стоящая бревенчатая баня площадью 9,6 кв. метра (литер Г3) с кирпичным предбанником площадью 4,5 кв. метра (литер Г 4) и мансардным этажом из теса площадью 38,3 кв. метра (литер Г5), в предбанике расположен санитарный узел, канализационный и водонепроницаемый выгреб;
- на земельном участке обустроен отдельно стоящий тесовый навес площадью 17,1 кв. метр без заглубления фундамента (литер Г6);
- благоустроена территория домовладения в целом.
Обустройство домовладения проводилось за счет средств истца и ее семьи, ФИО2 участия в этом не принимала.
ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследником первой очереди по закону после ее смерти являлись ее дочери - ФИО3 и ФИО4. С заявлением о вступлении в права наследства после ее смерти наследники к нотариусу не обращались.
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца – ФИО5.
В 2007 году ФИО4 обратилась в суд с иском о включении в состав наследства, открывшегося в связи со смертью ФИО6 самовольно возведенных вышеуказанных строений, расположенных по адресу: <адрес>.
Решением Кинешемского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) в наследственную массу ФИО6, умершей ДД.ММ.ГГГГ, были включены 67/81 долей в праве общей собственности на жилой дом и нежилое строение, находящиеся по адресу: <адрес>, состоящее в целом из жилого бревенчатого строения, литер А, назначение: жилое, общей площадью 64,8 кв. метров, жилой площадью - 36,5 кв. метров; нежилого кирпичного строения, литер Б, назначение: нежилое, общей площадью 67,1 кв. метр, с хозяйственными постройками: пристройки литер а, входной площадки, литер а1, сарая, литер Г1, бани, литер Г3, предбанника литер Г4, мансарды, литер Г5, навеса, литер Г6, забора, литер 1, с кадастровым номером 37:25:040110:0007:24:405:002:000057970 с инвентарным номером 24:405:002:000057970.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла. Вышеуказанное имущество составило наследственную массу ФИО4 Наследниками первой очереди после смерти ФИО4 стали её дети - дочь ФИО7, 16. 11.1973 года рождения, и сын - ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Они приняли наследство в установленные сроки путем подачи соответствующих заявлений нотариусу в размере 67/162 доли наследственного имущества.
21.11. 2012 года ФИО7 и ФИО8 продали принадлежащие им доли в праве общей долевой собственности истцу, о переходе права собственности на них к Хмелевской Т.Н. в ЕГРН сделаны соответствующие записи.
Таким образом, с 2012 года Хмелевская Т.Н. является собственником 67/81 в праве общей долевой собственности на рассматриваемое недвижимое имущество. В то же время, в фактическом пользовании истца данное имущество в целом находилось с 2001 года – то есть со смерти бабушки.
При этом за все прошедшее время ФИО2, либо ее правопреемники не проявляли никакого интереса в использовании имущества, бремя его содержание не несли, возражений относительно порядка пользования общим имуществом не выдвигали.
На основании изложенного, истец просит суд признать за ней в порядке приобретательной давности право собственности на:
- 14/81 долей жилого дома с кадастровым номером <адрес>
- 14/81 долей нежилого здания с кадастровым номером <адрес>
расположенных по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Хмелевская Т.Н. не явилась, доверила представление своих интересов представителю по доверенности Никогосян Л.Я.
Представитель истца Никогосян Л.Я. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – Администрации в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра в судебное заседание не явился, возражений относительно заявленных требований не представил, просил рассмотреть дело без их участия.
Судом в порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав истца, исследовав, проверив и оценив доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО13 как продавцом и ФИО9 как покупателем был заключен договор купли-продажи 67/81 долей жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Дом представлял собой бревенчатое строение, полезной площадью 34,8 кв. метров, жилой – 19,3 кв. метра, а также пристройки, сарая и забора. Указанный договор был удостоверен нотариусом Кинешемской ГНК ФИО14, запись в реестре за №, зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ за номером 7105.
Жилой дом располагался на земельном участке площадью 976 кв. метров, 67/81 которого в последующем были переданы ФИО6 на праве пожизненного наследуемого владения, что подтверждается Государственным актом на право собственности на землю №ИВО-25-01-007923 и Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Собственником других 14/81 долей указанного домовладения, являлась ФИО2, что подтверждается справкой Кинешемского отделения Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что в домовладении по адресу: <адрес> ФИО6 проживала со своей дочерью ФИО5 и внучкой ФИО27 ( после вступления в брак Хмелевской) Татьяной Николаевной - истцом по делу.
ФИО6 вместе с семьей за время эксплуатации домовладения произвела там перепланировку: уменьшила печь, в результате чего общая площадь увеличилась на 1, 1 кв. метр, жилая – на 0,8 кв. метра, также построила нежилое строение, сарай, гараж, баню, предбанник, мансарду, навес, снесла один сарай. Изменение общей и жилой площади, возведение надворных построек были произведены ФИО6 без оформления разрешительной документации.
ФИО9 умерла ДД.ММ.ГГГГ. После её смерти открылось наследство на вышеуказанное недвижимое имущество.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО6 являлись её дочери:
- ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии РЯ № от ДД.ММ.ГГГГ, и свидетельствами о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО15 и ФИО16, после чего ФИО15 была присвоена фамилия «ФИО29», и свидетельством о заключении брака между ФИО17 и ФИО18, после чего ФИО18 была присвоена фамилия «ФИО28»;
- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении серии I- ФО №, и справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой после вступления в брак со ФИО19 ФИО20 была присвоена фамилия «Смирнова», а также справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой после вступления в брак с ФИО21, ФИО22 была присвоена фамилия «ФИО27».
ФИО4 в установленный законом шестимесячный срок обратилась к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство после смерти матери. ФИО3 продолжила вместе с дочерью проживать в спорном домовладении, однако к нотариусу с заявлением о вступлении в права наследства в установленный срок не обращалась.
В целях оформления своих наследственных прав ФИО4 обратилась в Кинешемский городской суд <адрес> с иском к Администрации городского округа Кинешма о включении недвижимого имущества в наследственную массу.
Решением Кинешемского городского суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ иск ФИО4 был удовлетворен. В наследственную массу, оставшуюся после ФИО9, умершей ДД.ММ.ГГГГ, было включено следующее недвижимое имущество: 67/81 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, состоящего:
в целом из жилого бревенчатого строения - <адрес>.
Решение не обжаловалось и ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.
ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Кинешемского нотариального округа <адрес> ФИО23 ФИО4 после смерти ее матери ФИО9 выданы свидетельства о праве на наследство по закону, состоящее из:
-67/81 долей в праве общей долей собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 976 кв. метров. Указано, что на этом же земельном участке располагается еще один объект наследственного имущества - нежилое кирпичное строение литер Б, пристройка, входная площадка, сарай, баня, предбаник, мансарда, навес и забор, что подтверждалось выпиской 24:405/2007-5457 из реестра объектов капитального строительства, выданной ДД.ММ.ГГГГ Кинешемским отделением Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» (свидетельство зарегистрировано в реестре за №);
- права пожизненного наследуемого владения на 67/81 долей на земельный участок №, находящийся по адресу: <адрес>, представленного для размещения и обслуживания жилого дома.
Право собственности ФИО4 на вышеуказанное недвижимое имущество было зарегистрировано в Управлении Росреестра, о чем были выданы соответствующие свидетельства.
ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-ФО № от ДД.ММ.ГГГГ. Наследниками первой очереди после ее смерти, принявшими наследство, являлись ее дети: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО7 и ФИО8 были выданы свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно на 67/162 за каждым на вышеуказанное недвижимое имущество
ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти I-ФО № от ДД.ММ.ГГГГ. Единственным наследником первой очереди после ее смерти, принявшим наследство, являлась ее дочь - Хмелевская Татьяна Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, ФИО8 с одной стороны как продавцы заключили с Хмелевской Т.Н. с другой стороны как с покупателем договор купли-продажи 67/81 долей в праве общей собственности на земельный участок с жилым домом и нежилым строением.
Право собственности истца на указанное недвижимое имущество было зарегистрировано в установленном порядке, о чем в ЕГРН сделана соответствующая запись. Таким образом, судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ Хмелевская Т.Н. в установленном законом порядке является собственником данного имущества.
В то же время, суд отмечает, что спорным домом и объектом капитального строения на земельном участке по адресу: <адрес>, Хмелевская Т.Н. владеет и пользуется как своими собственными с момента смерти матери - ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, относительно нежилого капитального строения законность пользования была установлена с момента вступления в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, указавшего на отсутствие признаков самовольности данного объекта, и включившего его в наследственную массу после смерти бабушки истца – ФИО6
Согласно п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьёй, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее – Постановление) разъяснено, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из ст.ст. 11, 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало, и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признаётся открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении; давностное владение признаётся непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
Как указано в абзаце первом п. 16 приведённого выше Постановления, по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Таким образом, исходя из смысла ст. 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть признано как на бесхозное имущество, так и на имущество, принадлежащее другому лицу на праве собственности. Однако о применении положений ст. 234 ГК РФ можно говорить только в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник имущества неизвестен, собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества.
Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п.
Судом установлено, что более 15 лет Хмелевская Татьяна Николаевна открыто, добросовестно и непрерывно фактически владела на праве собственности всем домом в целом по адресу: <адрес>, в том числе 14/81 доли зарегистрированной в настоящее время за ФИО2. Она владела, пользовалась и распоряжалась данным имуществом: ремонтировала и поддерживала дом в надлежащем состоянии, проводил текущий ремонт, оплачивал коммунальные платежи, обрабатывала и облагораживала земельный участок, заботилась о сохранности имущества, производила его улучшение.
Указанное следует, как из технических документов на домовладение, согласно которым было обустроено следующее: в результате уменьшения размеров печи увеличена общая площадь дома на 1,1 кв. метр; на земельном участке возведен кирпичный гараж на кирпичном фундаменте площадью 36,7 кв. метров (литер Г2); - построено отдельно стоящее кирпичное одноэтажное нежилое строение площадью 74,6 кв. метров (литер Б) в состав которого входят коридор, три помещения, душевая, санитарный узел, котельная, подсобное помещение, кабинет; на месте сарая (литер Г1) возведена отдельно стоящая бревенчатая баня площадью 9,6 кв. метра (литер Г3) с кирпичным предбанником площадью 4,5 кв. метра (литер Г 4) и мансардным этажом из теса площадью 38,3 кв. метра (литер Г5), в предбанике расположен санитарный узел, канализационный и водонепроницаемый выгреб; на земельном участке обустроен отдельно стоящий тесовый навес площадью 17,1 кв. метр без заглубления фундамента (литер Г6).
На эти же факты в судебном заседании указали свидетели ФИО8 и ФИО24 Они же подтвердили, что более 20 лет ни ФИО2 ни кто-либо по её поручению или как ее правопреемники данным имуществом не интересовались, свои правапритязания на него не высказывали, споров по поводу данного имущества не имелось
Согласно ч. 3 ст. 234 ГК РФ лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
Таким образом, в судебном заседании установлен факт добросовестного владения Хмелевской Т.Н. и ее мамой – ФИО3 спорным жилым домом при отсутствии правопритязаний других лиц более 20 лет. Это указывает на то, что истец самостоятельно и как правопреемник своей матери ФИО3 постоянно, открыто, добросовестно и непрерывно более 20 лет владеет в целом указанным недвижимым имуществом.
Установленное в соответствии со ст. 234 ГК РФ является основанием для признания за истцом права собственности на данное недвижимое имущество в порядке приобретательной давности с последующей регистрацией права собственности.
При этом суд отмечает, что в ином порядке защитить свое приобретенное право собственности Хмелевская Т.Н. не может, поскольку место нахождения прежнего владельца ФИО2 остается неизвестным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Хмелевской Татьяны Николаевны к администрации городского округа <адрес> о признании права собственности в силу приобретательной давности, удовлетворить.
Признать за Хмелевской Татьяной Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в порядке приобретательной давности право собственности на 14/81 долей жилого дома с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>.
Настоящее решение может быть обжалован в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Ельцова
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2024 года