Решение по делу № 2-152/2024 (2-2106/2023;) от 11.12.2023

Дело № 2-152/2024 (УИД 27RS0002-01-2023-003872-36)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2024 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.Г. Супонькиной, с участием представителя истца по доверенности Тихомирова Д.В., представителя ответчика по доверенности Науменко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафаровой Шахла Адил кызы к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании неправомерным решения об исключении и снятии с учета по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете,

установил:

Сафарова Ш.А.к. обратилась в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании неправомерным решения об исключении и снятии с учета по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете. В обоснование иска указала, что являлась участником ведомственной целевой программы по получению государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС) по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (постановление Правительства РФ от 21.03.2006г. ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск). Основание участия в программе: Проживание, регистрация с 1998г. и работа в войсковой части 52015 в закрытом военном городке Комсомольск-31 (городок Парин), вселение по ордеру. В период проживания в городке, истец Сафарова Ш.А. подала заявление и необходимый пакет документов для участия в программе в адрес ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск. В дальнейшем из ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск, пришло письмо с решением (уведомлением) о включении Сафаровой Ш.А. и постановке на учет ведомственной целевой программы по получению государственного жилищного сертификата по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (способ обеспечения ГЖС сертификат, ИМЖ г.Хабаровск). В соответствии с приказом Министра Обороны РФ от ДАТА «О реорганизации федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ (далее - Учреждение), ФГКУ «Востокрегионжилье» реорганизовано в форме присоединения к Учреждению и с 01.01.2021г. создан филиал «Восточный» - ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал Восточный, г.Хабаровск, <адрес> (ответчик). В дальнейшем в войсковой части 52015 прошли организационно-штатные мероприятия и истец попала под сокращение (уволена). При этом командир войсковой части 52015 попросил истца, освободить и сдать жилое помещение в упоминаемом городке. Сафарова Ш.А. в установленном законом порядке сдала жилое помещение по адресу: <адрес>-31, <адрес>73 (городок Парин), при этом регистрация по месту жительства осталась прежней - <адрес>-3 <адрес>73. Жить стало негде, и истец переехала поблизости в <адрес> и заключила договор аренды с иным лицом, для того чтобы проживать рядом с городком и ожидать получения положенного ей сертификата по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Самостоятельно от сертификата не отказывалась, заявление о снятии с учета не писала. В 2018г. истцу позвонили из ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный и пояснили что, она исключена из реестра из числа участников целевой программы по получению сертификата в 2017г. Истцу не направляли данное решение об исключении. В связи с вышеуказанной информацией истец, обратилась в ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный с целью получения письменного решения о снятии с учета. 17.10.2023г. истец получила письменный ответ ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный и решение от 22.02.2017г. об исключении из реестра по получению сертификата (дата исключения 15.02.2017г.). 24.11.2023г. истец подала заявление в ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о пересмотре и отмене решения об исключении из реестра из числа участников целевой программы по получению сертификата. 30.11.2023г. ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный выдал письменный ответ, решение об отказе в пересмотре и отмене решения о снятии с учета на получение сертификата. Истец считала, решение от 2017г. ответчика об исключении из числа участников целевой программы и снятие с учета по получению сертификата неправомерным и подлежащим отмене. Соответственно истец, согласно действующего законодательства, должна быть включена (восстановлена) в данную программу с даты первой постановки на учет. Истец имеет все правовые основания состоять на вышеуказанном учете: Истец имела и имеет регистрацию в закрытом военном городке Парин; намеренных ухудшений своих жилищных условий на территории закрытого военного городка не осуществляла; сертификатом не обеспечивалась. Вселение по ордеру, проживание истца и работа в организациях Минобороны в закрытом военном городке, волеизъявление на переселение (переезд), являются самостоятельным основанием для выдачи истцу сертификата. Выезд по месту пребывания вблизи городка, был вынужденным по уважительным причинам (сокращение численности штата войсковой части 52015). С учетом того, что истец постоянно зарегистрирована и временно не проживает в закрытом военном городке Комсомольск-31 (городок Парин), состояла в реестре и изъявила желание на переезд из городка, указанное обстоятельство является достаточным условием для признания за ней права на получение жилищного сертификата, поскольку такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан. Во внесудебном порядке решить настоящий вопрос не представляется возможным. На основании изложенного и в соответствии со ст.11 ГК РФ, ст.ст.3, 24, 48, 131-132 ГПК РФ, просила: Признать неправомерными и подлежащими отмене действия и решение ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о снятии с учета (исключение из реестра), регулируемого постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Сафарову Шахлу Адил кызы. Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный восстановить в реестре Сафарову Ш.А.к., нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем получения сертификата согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента первого принятия (постановки) на учет. Признать право истца состоять на вышеуказанном учете и быть включенным в реестр по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

В ходе судебного разбирательства по делу ответчиком ФГАУ «Росжилкомплекс» представлены возражения на иск, где указали, что в рамках предоставленных п.23 Федерального конституционного закона от ДАТА -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочиями Правительства Российской Федерации установлен порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Ссылаясь на п.6 подпрограммы участники ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» правила участия, в которой утверждены постановлением Правительства РФ от ДАТА , получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил. В соответствии с подп.«б» п.5 подпрограммы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Ссылаясь на ст.15 ФЗ от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указали, что к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. В силу действия вышеуказанного закона, военнослужащим и гражданам в закрытых военных городках выделяются только служебные помещения в связи с прохождением ими военной службы или наличием трудовых отношений с организациями, подведомственными Министерству обороны РФ. Согласно документам из учетного дела, в закрытом военном городке <адрес>-31 истец фактически проживает с 1998г. В связи с работой в войсковой части 52015 на основании ордера от 01.02.2005г. истцу на период работы была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>. Работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-­жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. В служебную квартиру в закрытом военном городке истец вселена до введенного в действие Федеральным Законом от ДАТА № 188-ФЗ Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Ссылаясь на ст.6 ЖК РФ, указали, что к правоотношениям по вселению истца в жилое помещение, которое произошло до 2005г., применяются положения ЖК РСФСР. В статье 108 ЖК РСФСР перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения. У граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Министерству Ф учитывается на дату его вступления законную силу, а именно на 01.03.2005г. Общий стаж трудовой деятельности в войсковой части, дислоцирующейся в закрытом военном городке <адрес>, Сафаровой Ш.А.к. на 01.03.2005г. составил 7 лет и 9 мес. Следовательно, у Министерства обороны РФ не возникло обязательств по обеспечению государственным жилищным сертификатом Сафарову Ш.А.к. При обращении 24.11.2023г. Сафаровой Ш.А.к. с заявлением, 30.11.2023г. ей было отказано в связи с отсутствием правовых оснований о пересмотре и отмене решения о снятии с учета на получение ГЖС. В связи с чем, просили отказать в удовлетворении исковых требованиях за истечением срока исковой давности обращения в суд.

Истец Сафарова Ш.А.к. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела была извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в его отсутствие не просила.

Представитель истца по доверенности Тихомиров Д.В. в судебном заседании иск своего доверителя поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ по доверенности Науменко Н.А. в судебном заседании возражала против заявленного иска, в обоснование ссылаясь на ранее представленные в материалы дела возражения, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.

01.02.2005г. Сафаровой Ш.А.к. предоставлен ордер на состав семьи из 2-ух человек в т.ч. дочери - ФИО1 1997г.р. на право занятие 1-ой комнаты в квартире общей площадью 32,76 кв.м. по адресу: <адрес>-31, <адрес>73.

Согласно записям в трудовой книжке, трудовые отношения Сафаровой Ш.А.к. в организациях, подведомственных Минобороны России, начаты в войсковой части 52015 <адрес> с 27.05.1997г. и продолжаются по настоящее время.

Уведомлением и ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДАТА , Сафаровой Ш.А.к. сообщено, что по состоянию на 29.02.2016г. она включена в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить ГЖС, с датой постановки на учет 22 10.2014г., с составом семьи 2 человека, в том числе дочь ФИО1, 24.09.1997г.р., избранное место жительства – <адрес>. В данном реестре истцу присвоен табельный . При этом ей необходимо дополнительно предоставить копию свидетельства о ее рождении для подтверждения девичьей фамилии.

Ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДАТА Сафаровой Ш.А.к. сообщено, что при актуализации учетных данных участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА (далее - подпрограмма), с целью проверки правомерности включения в реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС, сертификат), установлено следующее. В соответствии с п.6 Правил выпуска и реализации ГЖС, в рамках реализации подпрограммы, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил и изъявившие такое желание. В соответствии с подп.«б» п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, перед которыми у Министерства обороны Российской Федерации имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета (п.23 Федерального конституционного закона от ДАТА -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). На основании ст.15 ФЗ от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями) к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. В силу действия вышеуказанного закона, военнослужащим и гражданам в закрытых военных городках выделяются только служебные помещения в связи с прохождением ими военной службы или наличием трудовых отношений с организациями, подведомственными Министерству обороны РФ. Согласно документов из учетного дела, в закрытом военном городке <адрес>-31 истец фактически проживаете с 1998г. До 20.08.2004г. она состояла в браке с ФИО2 и с 20.05.1998г. по 16.03.2005г. имела регистрацию в служебной квартире (<адрес>) в качестве члена его семьи. После расторжения брака с ФИО2 в связи с работой в войсковой части 52015 на основании ордера от 01.02.2005г. истцу на период работы была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, в которое она проживает в настоящее время. Работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-­жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством РФ. В служебную квартиру в закрытом военном городке истец вселена до введенного в действие ФЗ от ДАТА № 188-ФЗ Жилищного Кодекса РФ. На основании ст.6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилым правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, к правоотношениям по вселению истца в жилое помещение, которое произошло до 2005г., применяются положения Жилищного Кодекса РСФСР. В ст.108 ЖК РСФСР перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения. Документы, что истец относится к указанной категории граждан, истцом не представлены. При этом сообщают, что у граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Министерству обороны РФ учитывается на дату его вступления законную силу, а именно на 01.03.2005г. В случае с истцом общий стаж трудовой деятельности в войсковой части, дислоцирующейся в закрытом военном городке <адрес>, на 01.03.2005г. составил 7 лет и 9 мес. Учитывая изложенное, обязательства у Министерства обороны РФ по обеспечению истца государственным жилищным сертификатом по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка», отсутствуют. По состоянию на 15.02.2017г. истец исключена из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и не является участником подпрограммы. При прекращении трудовых отношений в войсковой части, истец будет обязана освободить занимаемое служебное жилое помещение. Решение ее жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке ст.49-51 ЖК РФ через органы местного самоуправления.

ФГКУ «Востокрегионжилье» (реорганизовано в форме присоединения к ФГАУ «Росжилкомплекс»), куда 24.11.2023г. Сафарова Ш.А.к. обратилась с заявлением, в котором просила вынести решение о пересмотре и отмене ранее вынесенного решения от 22.02.2017г. ФГКУ «Востокрегионжилье» о снятии с учета Сафарову Ш.А.к и членов ее семьи и восстановить на учет, включить в реестр граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков (способ обеспечения ГЖС, ИМЖ г.Хабаровск) с даты первой постановки с 22.10.2014г.

Из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДАТА , Сафаровой Ш.А.к. сообщено, что филиал «Восточный» правовых оснований для пересмотра и отмены принятого ФГКУ «Востокрегионжилье» 22.02.2017г. решения об исключении истца из участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утв. постановлением Правительства РФ от ДАТА , и из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не усматривает, поскольку уважительности причин пересмотра вышеуказанного решения истцом не представлены.

Указанные действия ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ не могут быть признаны законными по следующим основаниям.

Исходя из положений федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , необходимость обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства, является важной социальной задачей, одной из форм выполнения которой является бюджетное финансирование расходов на выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. К таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1). Также данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в пункте 5 которых определены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Так, подпункт «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка; граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.

В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА был утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), который действовал до ДАТА.

Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставлялась: военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанным в абзаце пятом подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и членам семей военнослужащих, указанным в абзаце восьмом этого же подпункта (подпункт "а"); гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, названным в подпункте б пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (подпункт "б").

В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляли проверку представленных документов и принимали решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в пункте 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, вносили соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение к Порядку).

Сходные положения содержатся в действующем в настоящее время Порядке и сроках формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА .

Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, неоднократно обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА ).

Указом Президента Российской Федерации от ДАТА «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», устанавливающим порядок получения такой категорией граждан жилого помещения, в качестве одного из условий применения его положений называет желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).

Таким образом, самостоятельным и достаточным основанием для признания права истца на получение государственного жилищного сертификата будет являться факт постоянного законного проживания истца в закрытом военном городке при наличии у него желания переселиться из такого городка.

При этом как следует из выводов, содержащихся в решении ВС РФ от 23.12.2008г. N ГКПИ08-2151, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

На основании приведенных выше правовых норм суд полагает возможным исковые требования Сафаровой Ш.А.к. удовлетворить.

Признать неправомерным и подлежащим отмене решение ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о снятии с учета (исключении из реестра), регулируемого постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Сафарову Ш.А.к.

Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный восстановить Сафарову Ш.А.к. в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем получения сертификата согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента первого принятия (постановки) на учет, с правом состоять на вышеуказанном учете и быть включенным в реестр по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сафаровой Шахла Адил кызы к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании неправомерным решения об исключении и снятии с учета по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете, - удовлетворить.

Признать неправомерным и подлежащим отмене решение ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о снятии с учета (исключении из реестра), регулируемого постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Сафарову Шахлу Адил кызы, ДАТА года рождения, уроженку с.ФИО3 <адрес> Азербайджанской ССР (паспорт выдан Межрайонным отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> 24.06.2014г., код подразделения 270-007).

Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный восстановить Сафарову Шахлу Адил кызы, ДАТА года рождения, уроженку с.ФИО3 <адрес> Азербайджанской ССР (паспорт выдан Межрайонным отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> 24.06.2014г., код подразделения 270-007) в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем получения сертификата согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента первого принятия (постановки) на учет, с правом состоять на вышеуказанном учете и быть включенным в реестр по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено 22.01.2024 года.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело № 2-152/2024 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь с/з Супонькина А.Г.

Дело № 2-152/2024 (УИД 27RS0002-01-2023-003872-36)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 января 2024 года г. Хабаровск

Кировский районный суд города Хабаровска в составе: председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре А.Г. Супонькиной, с участием представителя истца по доверенности Тихомирова Д.В., представителя ответчика по доверенности Науменко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафаровой Шахла Адил кызы к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании неправомерным решения об исключении и снятии с учета по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете,

установил:

Сафарова Ш.А.к. обратилась в Кировский районный суд г.Хабаровска с иском к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании неправомерным решения об исключении и снятии с учета по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете. В обоснование иска указала, что являлась участником ведомственной целевой программы по получению государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС) по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (постановление Правительства РФ от 21.03.2006г. ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск). Основание участия в программе: Проживание, регистрация с 1998г. и работа в войсковой части 52015 в закрытом военном городке Комсомольск-31 (городок Парин), вселение по ордеру. В период проживания в городке, истец Сафарова Ш.А. подала заявление и необходимый пакет документов для участия в программе в адрес ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск. В дальнейшем из ФГКУ Востокрегионжилье г.Хабаровск, пришло письмо с решением (уведомлением) о включении Сафаровой Ш.А. и постановке на учет ведомственной целевой программы по получению государственного жилищного сертификата по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков (способ обеспечения ГЖС сертификат, ИМЖ г.Хабаровск). В соответствии с приказом Министра Обороны РФ от ДАТА «О реорганизации федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» МО РФ (далее - Учреждение), ФГКУ «Востокрегионжилье» реорганизовано в форме присоединения к Учреждению и с 01.01.2021г. создан филиал «Восточный» - ФГАУ «Росжилкомплекс» Филиал Восточный, г.Хабаровск, <адрес> (ответчик). В дальнейшем в войсковой части 52015 прошли организационно-штатные мероприятия и истец попала под сокращение (уволена). При этом командир войсковой части 52015 попросил истца, освободить и сдать жилое помещение в упоминаемом городке. Сафарова Ш.А. в установленном законом порядке сдала жилое помещение по адресу: <адрес>-31, <адрес>73 (городок Парин), при этом регистрация по месту жительства осталась прежней - <адрес>-3 <адрес>73. Жить стало негде, и истец переехала поблизости в <адрес> и заключила договор аренды с иным лицом, для того чтобы проживать рядом с городком и ожидать получения положенного ей сертификата по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Самостоятельно от сертификата не отказывалась, заявление о снятии с учета не писала. В 2018г. истцу позвонили из ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный и пояснили что, она исключена из реестра из числа участников целевой программы по получению сертификата в 2017г. Истцу не направляли данное решение об исключении. В связи с вышеуказанной информацией истец, обратилась в ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный с целью получения письменного решения о снятии с учета. 17.10.2023г. истец получила письменный ответ ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный и решение от 22.02.2017г. об исключении из реестра по получению сертификата (дата исключения 15.02.2017г.). 24.11.2023г. истец подала заявление в ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о пересмотре и отмене решения об исключении из реестра из числа участников целевой программы по получению сертификата. 30.11.2023г. ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный выдал письменный ответ, решение об отказе в пересмотре и отмене решения о снятии с учета на получение сертификата. Истец считала, решение от 2017г. ответчика об исключении из числа участников целевой программы и снятие с учета по получению сертификата неправомерным и подлежащим отмене. Соответственно истец, согласно действующего законодательства, должна быть включена (восстановлена) в данную программу с даты первой постановки на учет. Истец имеет все правовые основания состоять на вышеуказанном учете: Истец имела и имеет регистрацию в закрытом военном городке Парин; намеренных ухудшений своих жилищных условий на территории закрытого военного городка не осуществляла; сертификатом не обеспечивалась. Вселение по ордеру, проживание истца и работа в организациях Минобороны в закрытом военном городке, волеизъявление на переселение (переезд), являются самостоятельным основанием для выдачи истцу сертификата. Выезд по месту пребывания вблизи городка, был вынужденным по уважительным причинам (сокращение численности штата войсковой части 52015). С учетом того, что истец постоянно зарегистрирована и временно не проживает в закрытом военном городке Комсомольск-31 (городок Парин), состояла в реестре и изъявила желание на переезд из городка, указанное обстоятельство является достаточным условием для признания за ней права на получение жилищного сертификата, поскольку такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан. Во внесудебном порядке решить настоящий вопрос не представляется возможным. На основании изложенного и в соответствии со ст.11 ГК РФ, ст.ст.3, 24, 48, 131-132 ГПК РФ, просила: Признать неправомерными и подлежащими отмене действия и решение ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о снятии с учета (исключение из реестра), регулируемого постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Сафарову Шахлу Адил кызы. Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный восстановить в реестре Сафарову Ш.А.к., нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем получения сертификата согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента первого принятия (постановки) на учет. Признать право истца состоять на вышеуказанном учете и быть включенным в реестр по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

В ходе судебного разбирательства по делу ответчиком ФГАУ «Росжилкомплекс» представлены возражения на иск, где указали, что в рамках предоставленных п.23 Федерального конституционного закона от ДАТА -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» полномочиями Правительства Российской Федерации установлен порядок обеспечения жилой площадью отдельных категорий граждан из числа тех, перед которыми у государства имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Ссылаясь на п.6 подпрограммы участники ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплаты жилищно-коммунальных услуг» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» правила участия, в которой утверждены постановлением Правительства РФ от ДАТА , получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил. В соответствии с подп.«б» п.5 подпрограммы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Ссылаясь на ст.15 ФЗ от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указали, что к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. В силу действия вышеуказанного закона, военнослужащим и гражданам в закрытых военных городках выделяются только служебные помещения в связи с прохождением ими военной службы или наличием трудовых отношений с организациями, подведомственными Министерству обороны РФ. Согласно документам из учетного дела, в закрытом военном городке <адрес>-31 истец фактически проживает с 1998г. В связи с работой в войсковой части 52015 на основании ордера от 01.02.2005г. истцу на период работы была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>. Работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-­жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. В служебную квартиру в закрытом военном городке истец вселена до введенного в действие Федеральным Законом от ДАТА № 188-ФЗ Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Ссылаясь на ст.6 ЖК РФ, указали, что к правоотношениям по вселению истца в жилое помещение, которое произошло до 2005г., применяются положения ЖК РСФСР. В статье 108 ЖК РСФСР перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения. У граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Министерству Ф учитывается на дату его вступления законную силу, а именно на 01.03.2005г. Общий стаж трудовой деятельности в войсковой части, дислоцирующейся в закрытом военном городке <адрес>, Сафаровой Ш.А.к. на 01.03.2005г. составил 7 лет и 9 мес. Следовательно, у Министерства обороны РФ не возникло обязательств по обеспечению государственным жилищным сертификатом Сафарову Ш.А.к. При обращении 24.11.2023г. Сафаровой Ш.А.к. с заявлением, 30.11.2023г. ей было отказано в связи с отсутствием правовых оснований о пересмотре и отмене решения о снятии с учета на получение ГЖС. В связи с чем, просили отказать в удовлетворении исковых требованиях за истечением срока исковой давности обращения в суд.

Истец Сафарова Ш.А.к. в судебное заседание не явилась, о месте и времени слушания дела была извещена надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщила, о рассмотрении дела в его отсутствие не просила.

Представитель истца по доверенности Тихомиров Д.В. в судебном заседании иск своего доверителя поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ по доверенности Науменко Н.А. в судебном заседании возражала против заявленного иска, в обоснование ссылаясь на ранее представленные в материалы дела возражения, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.

01.02.2005г. Сафаровой Ш.А.к. предоставлен ордер на состав семьи из 2-ух человек в т.ч. дочери - ФИО1 1997г.р. на право занятие 1-ой комнаты в квартире общей площадью 32,76 кв.м. по адресу: <адрес>-31, <адрес>73.

Согласно записям в трудовой книжке, трудовые отношения Сафаровой Ш.А.к. в организациях, подведомственных Минобороны России, начаты в войсковой части 52015 <адрес> с 27.05.1997г. и продолжаются по настоящее время.

Уведомлением и ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДАТА , Сафаровой Ш.А.к. сообщено, что по состоянию на 29.02.2016г. она включена в единый реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках, изъявивших желание получить ГЖС, с датой постановки на учет 22 10.2014г., с составом семьи 2 человека, в том числе дочь ФИО1, 24.09.1997г.р., избранное место жительства – <адрес>. В данном реестре истцу присвоен табельный . При этом ей необходимо дополнительно предоставить копию свидетельства о ее рождении для подтверждения девичьей фамилии.

Ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» от ДАТА Сафаровой Ш.А.к. сообщено, что при актуализации учетных данных участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА (далее - подпрограмма), с целью проверки правомерности включения в реестр граждан, проживающих в закрытых военных городках и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (далее - ГЖС, сертификат), установлено следующее. В соответствии с п.6 Правил выпуска и реализации ГЖС, в рамках реализации подпрограммы, получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут только граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил и изъявившие такое желание. В соответствии с подп.«б» п.5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в частности, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, перед которыми у Министерства обороны Российской Федерации имеются обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета (п.23 Федерального конституционного закона от ДАТА -ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»). На основании ст.15 ФЗ от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями) к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. В силу действия вышеуказанного закона, военнослужащим и гражданам в закрытых военных городках выделяются только служебные помещения в связи с прохождением ими военной службы или наличием трудовых отношений с организациями, подведомственными Министерству обороны РФ. Согласно документов из учетного дела, в закрытом военном городке <адрес>-31 истец фактически проживаете с 1998г. До 20.08.2004г. она состояла в браке с ФИО2 и с 20.05.1998г. по 16.03.2005г. имела регистрацию в служебной квартире (<адрес>) в качестве члена его семьи. После расторжения брака с ФИО2 в связи с работой в войсковой части 52015 на основании ордера от 01.02.2005г. истцу на период работы была предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес>, в которое она проживает в настоящее время. Работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-­жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством РФ. В служебную квартиру в закрытом военном городке истец вселена до введенного в действие ФЗ от ДАТА № 188-ФЗ Жилищного Кодекса РФ. На основании ст.6 ЖК РФ, акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилым правоотношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, к правоотношениям по вселению истца в жилое помещение, которое произошло до 2005г., применяются положения Жилищного Кодекса РСФСР. В ст.108 ЖК РСФСР перечислены категории граждан, которые не могут быть выселены из служебного жилья без предоставления другого жилого помещения. Документы, что истец относится к указанной категории граждан, истцом не представлены. При этом сообщают, что у граждан, вселенных в служебные жилые помещения на территории закрытых военных городков до введенного в действие ЖК РФ, общий стаж в организациях подведомственных Министерству обороны РФ учитывается на дату его вступления законную силу, а именно на 01.03.2005г. В случае с истцом общий стаж трудовой деятельности в войсковой части, дислоцирующейся в закрытом военном городке <адрес>, на 01.03.2005г. составил 7 лет и 9 мес. Учитывая изложенное, обязательства у Министерства обороны РФ по обеспечению истца государственным жилищным сертификатом по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытого военного городка», отсутствуют. По состоянию на 15.02.2017г. истец исключена из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и не является участником подпрограммы. При прекращении трудовых отношений в войсковой части, истец будет обязана освободить занимаемое служебное жилое помещение. Решение ее жилищного вопроса возможно на общих основаниях в порядке ст.49-51 ЖК РФ через органы местного самоуправления.

ФГКУ «Востокрегионжилье» (реорганизовано в форме присоединения к ФГАУ «Росжилкомплекс»), куда 24.11.2023г. Сафарова Ш.А.к. обратилась с заявлением, в котором просила вынести решение о пересмотре и отмене ранее вынесенного решения от 22.02.2017г. ФГКУ «Востокрегионжилье» о снятии с учета Сафарову Ш.А.к и членов ее семьи и восстановить на учет, включить в реестр граждан подлежащих переселению из закрытых военных городков (способ обеспечения ГЖС, ИМЖ г.Хабаровск) с даты первой постановки с 22.10.2014г.

Из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» от ДАТА , Сафаровой Ш.А.к. сообщено, что филиал «Восточный» правовых оснований для пересмотра и отмены принятого ФГКУ «Востокрегионжилье» 22.02.2017г. решения об исключении истца из участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», утв. постановлением Правительства РФ от ДАТА , и из единого реестра граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, не усматривает, поскольку уважительности причин пересмотра вышеуказанного решения истцом не представлены.

Указанные действия ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ не могут быть признаны законными по следующим основаниям.

Исходя из положений федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , необходимость обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет соответствующие обязательства, является важной социальной задачей, одной из форм выполнения которой является бюджетное финансирование расходов на выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. К таким гражданам наряду с военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненным к ним лицам, отнесены граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (пункт 1). Также данным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в пункте 5 которых определены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы.

Так, подпункт «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов устанавливает три самостоятельные группы имеющих такое право граждан: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков; граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка; граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка).

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что факт проживания гражданина в закрытом военном городке, выразившего волю на переезд, является достаточным условием для признания за ним права на получение жилищного сертификата.

В соответствии с пунктами 31 и 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА был утвержден Порядок формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок), который действовал до ДАТА.

Согласно пункту 2 Порядка социальная выплата, удостоверяемая сертификатом, предоставлялась: военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, указанным в абзаце пятом подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, и членам семей военнослужащих, указанным в абзаце восьмом этого же подпункта (подпункт "а"); гражданам, подлежащим переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, названным в подпункте б пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (подпункт "б").

В соответствии с пунктом 4 Порядка уполномоченный орган либо его структурное подразделение осуществляли проверку представленных документов и принимали решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы по основаниям, определенным в пункте 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, вносили соответствующие изменения в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.

Названный реестр ведется исключительно в отношении граждан, указанных в подпункте «б» пункта 2 Порядка, и не предусматривает внесения иных сведений, кроме фамилии, имени, отчества заявителя, его состава семьи, данных паспорта, даты рождения, права на дополнительную площадь, военной части, избранного места жительства, площади оставляемого жилого помещения и даты включения в состав участников программы (приложение к Порядку).

Сходные положения содержатся в действующем в настоящее время Порядке и сроках формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от ДАТА .

Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии жалоб об оспаривании подпункта «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, неоднократно обращал внимание на то, что эта норма предусматривает в качестве основания для получения социальной выплаты факт проживания граждан на территории закрытого военного городка. Такое правовое регулирование направлено на реализацию социальных гарантий в жилищной сфере с учетом предназначения закрытых военных городков, особый правовой режим которых связан с определенными ограничениями для проживания граждан (определения от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА , от ДАТА ).

Указом Президента Российской Федерации от ДАТА «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков», устанавливающим порядок получения такой категорией граждан жилого помещения, в качестве одного из условий применения его положений называет желание переселиться из закрытого военного городка (пункт 1).

Таким образом, самостоятельным и достаточным основанием для признания права истца на получение государственного жилищного сертификата будет являться факт постоянного законного проживания истца в закрытом военном городке при наличии у него желания переселиться из такого городка.

При этом как следует из выводов, содержащихся в решении ВС РФ от 23.12.2008г. N ГКПИ08-2151, граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, имеют право на участие в Подпрограмме независимо от признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

На основании приведенных выше правовых норм суд полагает возможным исковые требования Сафаровой Ш.А.к. удовлетворить.

Признать неправомерным и подлежащим отмене решение ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о снятии с учета (исключении из реестра), регулируемого постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Сафарову Ш.А.к.

Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный восстановить Сафарову Ш.А.к. в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем получения сертификата согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента первого принятия (постановки) на учет, с правом состоять на вышеуказанном учете и быть включенным в реестр по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Сафаровой Шахла Адил кызы к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании неправомерным решения об исключении и снятии с учета по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков и признании права состоять на данном учете, - удовлетворить.

Признать неправомерным и подлежащим отмене решение ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный о снятии с учета (исключении из реестра), регулируемого постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков Сафарову Шахлу Адил кызы, ДАТА года рождения, уроженку с.ФИО3 <адрес> Азербайджанской ССР (паспорт выдан Межрайонным отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> 24.06.2014г., код подразделения 270-007).

Возложить обязанность на ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал Восточный восстановить Сафарову Шахлу Адил кызы, ДАТА года рождения, уроженку с.ФИО3 <адрес> Азербайджанской ССР (паспорт выдан Межрайонным отделом УФМС России по <адрес> в <адрес> 24.06.2014г., код подразделения 270-007) в реестре нуждающихся в улучшении жилищных условий, путем получения сертификата согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков с момента первого принятия (постановки) на учет, с правом состоять на вышеуказанном учете и быть включенным в реестр по категории: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено 22.01.2024 года.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело № 2-152/2024 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь с/з Супонькина А.Г.

2-152/2024 (2-2106/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Сафарова Шахла Адил кызы
Ответчики
ФГАУ "Росжилкомплекс" филиал Восточный
Другие
Тихомиров Дмитрий Владимирович
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровск
Дело на странице суда
kirovsky.hbr.sudrf.ru
11.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.12.2023Передача материалов судье
18.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2024Подготовка дела (собеседование)
15.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2024Дело оформлено
12.04.2024Дело передано в архив
15.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее