УИД 16RS0026-01-2020-000249-63
Дело № 2-237/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 мая 2020 года п.г.т. Рыбная Слобода
Рыбно-Слободский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Минахметовой А.Р.,
при секретаре судебного заседания Шариповой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александрова Н.А. к Исполнительному комитету Козяково-Челнинского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Александров Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском по тем основаниям, что ему в ДД.ММ.ГГГГ Козяково-Челнинским сельским советом был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, находящийся по адресу <адрес>, но документы на руки не выдали. На указанном земельном участке, на который зарегистрировал право собственности по «дачной амнистии», в ДД.ММ.ГГГГ за счет собственных денежных средств построил жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м. без получения разрешительной документации, в связи с чем регистрация права собственности на данный дом в настоящее время невозможна. Просит признать за ним право собственности на вышеуказанный жилой дом.
В судебное заседание истец Александров Н.А. не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ИК Козяково-Челнинского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
На основании п. п. 1, 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (п. 1).
До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания (п. 2).
Согласно п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу пункта 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
При разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее: давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности; давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества; давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности; владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору.
По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
По смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1).
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ч. 2).
В силу ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В судебном заседании из материалов дела установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу органом местного самоуправления был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилого дома, площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, находящийся по адресу <адрес>
В дальнейшем в ДД.ММ.ГГГГ истец на данном земельном участке за счет собственных денежных средств построил жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м.
В последующем ДД.ММ.ГГГГ, истец на основании выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, оформил данный земельный участок в собственность, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно заключению Отдела СА и ЖКХ Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №, возведен в пределах границ земельного участка, с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., Целевое назначение данного земельного участка, позволяет строительство жилого дома. Жилой дом построен из кирпича. На момент обследования строительные конструкции жилого дома: фундамент, наружные ограждающие и внутренние стены, перегородки, перекрытие, конструкции пола, элементы крыши находятся в исправном состоянии. Строительные конструкции жилой дома, не создают угрозу жизни и здоровью.
Согласно справкам, выданным Исполнительным комитетом Козяково-Челнинского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № жилой дом, с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., ДД.ММ.ГГГГ постройки, находящийся по адресу: <адрес>, принадлежит Александрову Н.А., в котором он постоянно проживает со дня его постройки с ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым №; но правоустанавливающие документы надлежащим образом не оформлены. Он открыто и добросовестно пользуется жилым домом и земельным участком, расположенным по указанному адресу, оплачивает все необходимые платежи, связанные с использованием жилого дома и земельного участка, жилой дом построен на собственные денежные средства.
Таким образом, судом установлено, что истец владеет данным недвижимым имуществом открыто, ни от кого не скрывает свои права на него, владение осуществляется истцом непрерывно, имущество из его владения никогда не выбывало.
За период с 1987 года по настоящее время никто ему претензии по поводу спорного строения не предъявлял, свои права на данное имущество не заявлял.
В настоящее время, по независящим причинам истец не может получить правоустанавливающие документы на жилой дом, в связи с чем вынужден обратиться в суд с иском о признании права собственности на жилой дом.
Исходя из смысла вышеприведенных норм, отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных п. п. 1, 4 ст. 234 ГК РФ, влечет отсутствие оснований для признания за истцом права собственности в силу приобретательной давности.
То есть, заявляя требование о признании права собственности в порядке приобретательной давности, истец должен доказать одновременное наличие всех признаков приобретательной давности (открытость, непрерывность, давность владения как своим собственным) на протяжении 15 лет.
Из материалов дела судом установлено, что он с 1987 года добросовестно, открыто и непрерывного пользовался и пользуется жилым домом как собственным имуществом.
То обстоятельство, что с момента приобретения спорного недвижимого имущества, Александров Н.А. владела им открыто, как своим собственным, добросовестно и непрерывно, судом установлено и представителем ответчика не оспаривалось.
Из материалов дела следует, что в течение всего указанного времени никакое иное лицо не предъявляло своих прав на недвижимое имущество и не проявляло к нему интереса как к своему собственному.
На основании изложенного и учитывая, что истец с 1987 года по сегодняшний день пользуется жилым домом, где проживает, несет расходы по его содержанию, то есть непрерывно, добросовестно и открыто владеет как своим собственным недвижимым имуществом в течение более 30 лет, никто не претендует на указанный жилой дом, суд приходит к выводу, что истец приобрел право собственности на данный жилой дом в силу приобретательной давности.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Александрова Н.А. к Исполнительному комитету Козяково-Челнинского сельского поселения Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Признать за Александровым Н.А. право собственности на жилой дом, с кадастровым №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Рыбно-Слободский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий А.Р. Минахметова