дело №2а-1369/2020
25RS0007-01-2020-002416-67
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 июня 2020 года г.Артем Приморского края
Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,
при секретаре Иващук А.Е.,
с участием представителя Загуменной Р.П.,
представителя Зубковой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ларина А.Н. к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Ларин А.Н. обратился в суд с административным иском, в обоснование которого указал, что на основании договора аренды <номер>, заключенного <дата> с департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края, является арендатором земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 2 773 кв.м, из земель категории земли особо охраняемых территорий объектов, местоположение: <адрес>, разрешенное использование: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха, цель предоставления: для завершения строительства базы отдыха.
<дата> между администрацией Артемовского городского округа и Лариным А.Н. заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от <дата> <номер>, в соответствии с которым вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен с «санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха» на «охота и рыбалка».
Управление архитектуры и градостроительства администрации АГО <дата> выдало Ларину А.Н. градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <номер>, в котором в качестве основных видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указан, в том числе «охота и рыбалка», «санаторная деятельность».
<дата> Ларин А.Н. направил в администрацию Артемовского городского округа заявление о выдаче сроком на шесть месяцев разрешения на строительство нежилого объекта – двухэтажного домика охотника общей площадью 75,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, приложив к заявлению документы, указанные в ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
По заявлению от <дата> решением администрации АГО от <дата> <номер>-л Ларину А.Н. отказано в выдаче разрешения на строительство нежилого объекта – двухэтажного домика охотника общей площадью 75,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, по причине отсутствия в представленной проектной документации сводного плана инженерных сетей, графического изображения инженерных сетей, а также имеющихся в договоре аренды земельного участка от <дата> <номер> в редакции дополнительного соглашения от <дата>, разночтений между видом разрешенного использования указанного участка и целью его предоставления.
Полагая о допущенных административным истцом нарушениях градостроительного и земельного законодательства Ларин А.Н. просит суд признать незаконным решение администрации АГО от <дата> <номер>-л об отказе в выдаче разрешения на строительство нежилого объекта – двухэтажного домика охотника общей площадью 75,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность выдать разрешительный документ.
В судебном заседании представитель Ларина А.Н. по доверенности Загуменная Р.П. исковые требования уточнила в части и просила признать незаконным отказ административного ответчика от <дата> и возложить обязанность повторно рассмотреть заявление от <дата> по приведенным основаниям, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно представила в дело копию разрешения на строительство от <дата> со сроком действия до <дата> и экспертное заключение <номер> НП "Независимая лаборатория строительной экспертизы и сертификации" от <дата> в подтверждение отсутствия возможности завершить строительство существующего на земельном участке объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель администрации Артемовского городского округа Зубкова О.Ю. полагала о законности решения органа МСУ изложенного в письме от <дата> <номер>-л, по доводам изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.1 и п.2 ч.9 данной статьи (нарушения оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца, соблюдение сроков обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.3 и п.4 ч.9 указанной статьи (законности вынесенного решения), - на орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственники и арендаторы земельных участков, имеют право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п.1 – п.5 ч.1 ст.8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных названным Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии с ч.1 ст.7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на несколько категорий, в том числе «земли особо охраняемых территорий и объектов».
Земли, указанные в ч.1 ст.7 Земельного кодекса РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч.2 ст.7 ЗК РФ).
Аналогичное положение содержится в ч.1 и ч.2 ст.37 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которыми разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства делится на следующие видов: основные виды разрешенного использования (п.1); условно разрешенные виды использования (п.2); вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (п.3). Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Таким образом, федеральное законодательство ограничивает право собственника и арендатора по использованию принадлежащего ему земельного участка посредством строительства, реконструкции находящихся на участке объектов недвижимости необходимостью соблюдения требований градостроительного регламента. Конкретный объем такого ограничения устанавливается в соответствии с градостроительным законодательством правилами землепользования и застройки.
Порядок выдачи разрешения на строительство регламентирован ст.51 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с названным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) (ч.1).
В соответствии с ч.7 ст.51 Градостроительного кодекса РФ застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченный в соответствии с ч.4 – ч.6 данной статьи орган местного самоуправления и прилагает документы, перечень которых установлен данной частью, в частности правоустанавливающие документы на земельный участок (п.1), градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство (п.2), результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с ч.15 ст.48 названного Кодекса проектной документации, в частности пояснительная записка, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, проект организации строительства объекта капитального строительства (п.п. «а» - «г» п.3).
В силу ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч.7 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.Указанный в ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ перечень оснований для отказа в выдаче разрешений на строительство является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Пунктом 2.10.2 Административного регламента предоставления администрацией Артемовского городского округа муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Артемовского городского округа от 26.12.2019 года №2742-па, также установлен исчерпывающий перечень оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, который дублирует положения ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
Территориальная зона объектов отдыха и туризма (Р3), определенная Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденными Решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 года №497, в частности предусматривает основные виды разрешенного использования «Охота и рыбалка», в которой разрешено осуществлять обустройство мест охоты и рыбалки, в том числе размещение дома охотника или рыболова, сооружений, необходимых для восстановления и поддержания поголовья зверей или количества рыбы; «Санаторная деятельность», в которой разрешено осуществлять размещение санаториев, профилакториев, бальнеологических лечебниц, грязелечебниц, обеспечивающих оказание услуги по лечению и оздоровлению населения; обустройство лечебно-оздоровительных местностей (пляжи, бюветы, места добычи целебной грязи); размещение лечебно-оздоровительных лагерей.
Из материалов дела следует и судом установлено о заключении <дата> между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и Лариным А.Н. договора аренды земельного участка <номер>, по условиям которого Ларину А.Н. сроком на три года с даты подписания указанного договора передан в аренду земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 2 773 кв.м, из земель категории земли особо охраняемых территорий объектов, местоположение: <адрес> разрешенное использование: санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха, цель предоставления: для завершения строительства базы отдыха.
<дата> между администрацией Артемовского городского округа и Лариным А.Н. заключено дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от <дата> <номер>, которым вид разрешенного использования указанного земельного участка изменен с «санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха» на «охота и рыбалка», цель предоставления указанного земельного участка не изменялась.
Договор аренды земельного участка от <дата> <номер> и дополнительное соглашение к нему, прошли государственную регистрацию в органах Росреестра по Приморскому краю, о чем произведены регистрационные записи <номер> и <номер>.
Из указанного суд заключает об использовании застройщиком Лариным А.Н. земельного участка с кадастровым номером <номер> на законных основаниях.
Согласно градостроительному плану <номер> от <дата> земельный участок с кадастровым номером <номер> расположен в территориальной зоне объектов отдыха и туризма (Р3), определенной Правилами землепользования и застройки Артемовского городского округа, утвержденными Решением Думы Артемовского городского округа от 28.04.2011 года №497, в нем указаны сведения о границах зоны планируемого размещения объекта капитального строительства в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; об основных, условно разрешенных и вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка, установленных в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, в частности, в качестве основных видов разрешенного и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указаны: «охота и рыбалка», «санаторная деятельность».
<дата> Ларин А.Н. направил в администрацию Артемовского городского округа заявление о выдаче сроком на шесть месяцев разрешения на строительства нежилого объекта – двухэтажного домика охотника общей площадью 75,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, приложив договор аренды земельного участка от <дата> <номер> и дополнительное соглашение к нему от <дата>, копию паспорта, градостроительный план земельного участка и проектную документацию – домика охотника, выполненную ООО «Дальневосточное проектной бюро плюс», в сводном плане чертежей которой отсутствует графическое изображение инженерных сетей, при этом, в пояснительной записке указано о водоснабжении здания привозной водой поставляемой специализированной организацией, сведения о потребности объекта в топливе, газе и электрической энергии не разработаны по причине отсутствия необходимости в указанных видах энергоресурсов.
Решением от <дата> <номер>-л администрация Артемовского городского округа, ссылаясь на положения ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, п.2.10.2 Административного регламента предоставления администрацией Артемовского городского округа муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство», утвержденного постановлением администрации Артемовского городского округа от <дата> <номер>-па, отказала Ларину А.Н. в выдаче разрешения на строительство указанного объекта недвижимого имущество, по причине отсутствия в представленной проектной документации на чертеже сводного плана инженерных сетей, графического изображения инженерных сетей, а также имеющихся в договоре аренды земельного участка от <дата> <номер> в редакции дополнительного соглашения от <дата>, разночтений между видом разрешенного использования указанного участка и целью его предоставления.
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка и цель использования земельного участка в силу положений Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ не являются равнозначными понятиями, представленная застройщиком Лариным А.Н. проектная документация строительства объекта – домика охотника, не предполагает наличие в указанном объекте инженерных сетей (водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, энергоснабжения), подключаемых в централизованным инженерным сетям, цель, указанная в заявлении о выдаче разрешения на строительство соответствует основному виду разрешенного использования, определенному в отношении земельного участка с кадастровым номером <номер> Правилами землепользования и застройки АГО, суд заключает о не соответствии решения администрации АГО от <дата> <номер>-л об отказе в выдаче разрешения на строительство домика охотника, положениям ч.13 ст.51 ГрК РФ и, как следствие допущенном нарушении прав и законных интересов административного истца, как арендатора указанного земельного участка.
При этом, реализуя в рамках ст.51 ГрК РФ полномочия по выдаче разрешения на строительство, а также в рамках ст.11 ЗК РФ, полномочия по предоставлению земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, учитывая, что принятие решений об установлении, изменении вида разрешенного использования земельных участков, а также цели их предоставления, отнесено к полномочиям органа МСУ, администрация города имела возможность рассмотреть вопрос о приведении цели использования земельного участка с кадастровым номером <номер> измененному виду его разрешенного использования, как при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, так и в более ранние сроки - при заключении <дата> дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от <дата> <номер>.
Одновременно суд отмечает, что несоответствие цели использования земельного участка с кадастровым номером <номер> измененному виду его разрешенного использования, в указанном случае не имеет правового значения, поскольку в силу ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительства, является несоответствие планируемого к строительству объекта разрешенному использованию земельного участка, тогда как заявленная Лариным А.Н. цель строительства объекта полностью соответствует виду разрешенного использования – «охота и рыбалка».
При этом суд учитывает изображение в проектной документации наличия на земельном участке с кадастровым номером <номер> кабельной линии 0,4 кВ., и отклоняет доводы представителя административного ответчика об одностороннем изменении Лариным А.Н. цели предоставления земельного участка в связи с отсутствием технической возможности завершить строительство существующего объекта по причине его разрушения согласно выводов экспертного заключения <номер> НП "Независимая лаборатория строительной экспертизы и сертификации" от <дата>.
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В судебном заседании указанная совокупность условий установлена, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Ларина А.Н. о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство объекта – двухэтажного домика охотника общей площадью 75,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, выраженное в письме от <дата> <номер>-л.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца, на основании положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, суд возлагает на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление Ларина А.Н. о выдаче разрешения на строительство нежилого объекта – двухэтажного домика охотника общей площадью 75,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.178-180, 227, 228 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Ларина А.Н. к администрации Артемовского городского округа о признании решения незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Артемовского городского округа изложенное в письме <номер>-Л от <дата> об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта – двухэтажного домика охотника общей площадью 75,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <номер>.
Возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность повторно рассмотреть заявление Ларина А.Н. о выдаче сроком на шесть месяцев разрешения на строительства нежилого объекта – двухэтажного домика охотника общей площадью 75,6 кв.м, на земельном участке с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес> в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы в Артемовский городской суд Приморского края.
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2020 года.
Судья А.Н.Харченко