Решение по делу № 3а-28/2021 от 21.12.2020

Дело № 3а-28/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2021 года г. Смоленск

Смоленский областной суд в составе:

председательствующего, судьи Савушкиной О.С.

при секретаре Лебедевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

ФИО обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , , .

Просил установить кадастровую стоимость каждого из указанных земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на дату установления кадастровой стоимости в размере, определенном в отчетах об оценке, выполненных в отношении каждого земельного участка частнопрактикующим оценщиком ФИО1

В обоснование административного иска указал, что кадастровая стоимость объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются его права как плательщика земельного налога.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2поддержал заявленные требования.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Смоленской области ФИО3, представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области ФИО4 и представитель административных ответчиков Администрации Смоленской области и Департамента имущественных и земельных отношений ФИО5просили отказать в удовлетворении административных исковых требований, поскольку кадастровая стоимость данных земельных участков уже установлена в размере рыночной на основании решений комиссии при Управлении Росреестра по Смоленской области, после вынесения данных решений характеристики земельных участков не изменялись, кроме двух земельных участков с кадастровыми номерами и .

Кроме того, представитель Управления Росреестра по Смоленской области обратил внимание на то, что в связи спроведениемв 2020 году на территории Смоленской области работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктовв соответствии с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и утверждением результатов таких работ приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 16.11.2020 , вступившим в силу с 26.12.2020, с 01.01.2021 в отношении всех заявленных объектов недвижимости применяются новые сведения о кадастровой стоимости.

Заинтересованные лица, являющиеся долевыми собственниками заявленных земельных участков, ФИО6, ФИО7, ФИО19, ФИО8, представитель ООО «Э», ФИО9, ФИО10 ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, представитель ПАО Р, ФИО17, ФИО18 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений не представили.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

Статьей 66 ЗК РФ установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (п. 1). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3).

Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ, Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

В силу статьи 3 приведенного закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта.

Оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Федерального закона № 135-ФЗ).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Федерального закона № 135-ФЗ).

В соответствии со статьей 245 КАС РФ, статьей 24.18Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В абзаце 4 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28)разъяснено, что под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатомудовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены заявителем, а после 15 сентября 2015 года - административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:

- об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

- об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;

- об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Согласно разъяснениям пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 установленный абзацем первым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления предварительный порядок обращения в Комиссию является досудебным порядком урегулирования спора.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть третья статьи 24.18 Закона, пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28).

Частью 27 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Разрешая требования административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , и , суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела усматривается, что ФИО на праве долевой собственности принадлежат земельные участки:

- с кадастровым номером , площадью , расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, право зарегистрировано 19 апреля 2011 г. ( доли) (л.д. том );

- с кадастровым номером , площадью .м, расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, право зарегистрировано 8 ноября 2013 г. ( доли) (л.д. том );

- с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, право зарегистрировано 27 ноября 2017 г. ( доли) (л.д. том );

- с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, право зарегистрировано 19 июля 2011 г. ( доли) (л.д. том );

- с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, право зарегистрировано 28 февраля 2012 г. ( доли) (л.д. том );

- с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, право зарегистрировано 22 ноября 2017 г. ( доли) (л.д. том );

- с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, право зарегистрировано 22 марта 2019 г. ( доли) (л.д. том ).

Даты постановки приведенных земельных участков на кадастровый учет следующие: – 1 января 2012 г. (л.д. том ); –13 сентября 2013 г. (л.д. том ); – 1 января 2012 г. (л.д. том ); – 23 декабря 2014 г. (л.д. том ); – 1 января 2012 г. (л.д. том ); – 1 января 2012 г. (л.д. том ), – 1 января 2012 г. (л.д том ).

В ходе разбирательства по делу установлено и не оспаривается сторонами, что в отсутствие обязательного для них досудебного порядка урегулирования спора о кадастровой стоимости административный истец ФИО и иные сособственники данных земельных участков воспользовались таким правом и обратились в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Смоленской области (далее - Комиссия) за установлением кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной, в результате чего кадастровая стоимость каждого объекта была пересмотрена и установлена решением Комиссии в размере рыночной стоимости:в отношении земельного участка с кадастровым номером – решением Комиссии от 20 декабря 2018 г. (л.д. том ); в отношении земельного участка с кадастровым номером – решением Комиссии от 24 декабря 2015 г. (л.д. том ); в отношении земельного участка с кадастровыми номерами и – решением Комиссии от 30 июня 2016 г. (л.д. том );в отношении земельного участка с кадастровым номером – решениемКомиссии от 23 декабря 2014 г. (л.д. том ); в отношении земельного участка с кадастровым номером – решением Комиссии от 19 июня 2014 г. (л.д. том ); в отношении земельного участка с кадастровым номером – решением Комиссии от 3 декабря 2020 г. (л.д. том ).

По существу рассматриваемые требования ФИОпо заявленным семи земельным участкам в настоящем деле сводятся не к установлению кадастровой стоимости в размере равном их рыночной стоимости, поскольку такие требования были удовлетворены в досудебном порядке Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а о снижении установленной рыночной стоимости земельного участка до величин, определенных в представленных отчетах об оценке.

Между тем, оспаривание результатов определения рыночной стоимости объекта недвижимости, действующим законодательством не предусмотрено.

Удовлетворение заявленных административным истцом требований в данной части приведет к пересмотру выводов Комиссии о достоверности величины (обоснованности размера) рыночной стоимости земельных участков, которая устанавливалась в качестве кадастровой, при том, что решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, административным истцом не оспорены.

В соответствии с частью тридцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде по основаниям их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований заявителя.

Действующим законодательством установлено, что пересмотр кадастровой стоимости земельного участка возможен только в случае оспаривания кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, установленной на другую дату, в связи с изменением его качественных или количественных характеристик, например, в случае увеличения или уменьшения площади земельного участка в результате присоединения или раздела, а также кадастровой стоимости, установленной в результате очередной кадастровой оценки.

Соответственно, право административного истца не подлежит защите путем удовлетворения требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , с использованием правового механизма установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, поскольку кадастровая стоимость данных объектов недвижимости уже установлена равной рыночной, внесена в ЕГРН и является действующей.

Разрешая требования административного истца об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами и , суд приходит к следующим выводам.

Земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, принадлежит на праве долевой собственности ФИО доли), право зарегистрировано 23 июня 2010 г.; долевыми собственниками являются ФИО18 и ФИО6 (по доли) (л.д. том );

Земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ..., принадлежит ФИО на праве единоличной собственности, право зарегистрировано 19 мая 2017 г. (л.д. том ).

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 29 марта 2018 г., земельный участок с кадастровым номером – 5 мая 2017 г.; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 4601973, 36 руб., земельного участка с кадастровым номером – 6182246 руб. (л.д. том л.д. том ).

Как следует из письменных возражений филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области, а также объяснений представителей ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области и Управления Росреестра по Смоленской области,в отношении земельного участка с кадастровым номером кадастровая стоимость была определена в результате государственной кадастровой оценки в 2012 году, на основании решения Комиссии от 23.12.2014 была установлена в размере рыночной стоимости; в связи с тем, что площадь данного земельного участка 26 марта 2018 г. изменилась, кадастровая стоимость земельного участка была пересчитана ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области на основании полученного удельного показателя кадастровой стоимости, рассчитанного исходя из рыночной стоимости данного земельного участка, установленной Комиссией.

Что касается земельного участка с кадастровым номером , данный объект недвижимости был образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , кадастровая стоимость которого была установлена в размере рыночной на основании решения Комиссии. Поэтому кадастровая стоимость образованного земельного участка была определена ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области в соответствии с требованиями действующего на тот момент пункта 2.1.3 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Таким образом, поскольку в отношении приведенных двух земельных участков имело место установление кадастровой стоимости в связи с изменением их качественных или количественных характеристик, действующее законодательство устанавливает возможность пересмотра в данном случае кадастровой стоимости таких земельных участков.

С заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данных земельных участков административный истец либо сособственники в Комиссию не обращались.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В подтверждение заявленных требованийФИО предоставил отчеты об оценке – в отношении земельного участка с кадастровым номером (л.д. том ) и – в отношении земельного участка с кадастровым номером (л.д. том ), выполненные частнопрактикующим оценщиком ФИО1, в соответствии с которыми рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составляет 2206 790 руб., земельного участка с кадастровым номером - 2649 534 руб.

Административные ответчики с указанными отчетами об оценке согласились.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», спор о пересмотре кадастровой стоимости может быть урегулирован соглашением сторон, основанном на имеющихся в деле доказательствах (одном из представленных сторонами отчетов об оценке объекта недвижимости).

Оснований не доверять представленным административным истцом отчетам у суда не имеется.

Оценивая отчеты, суд принимает во внимание, что оценка проведена лицом, обладающим достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, оценщик является членом Межрегиональной саморегулируемой некоммерческой организации – Некоммерческое партнерство «Общество профессиональных экспертов и оценщиков», что подтверждено соответствующими документами.

Отчеты об оценке мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий; содержат все необходимые сведения для определения рыночной стоимости объектов недвижимости, не имеют ошибочных сведений, влияющих на определение итоговой величины рыночной стоимости объектов оценки; соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности.

Представители административных ответчиковне высказывали доводов о необоснованности и противоречивости отчетов, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы не заявляли.

Руководствуясь статьей 82 КАС РФ и положениями Федерального закона № 135-ФЗ, суд признает приведенные отчеты надлежащими доказательствами, подтверждающими с достоверностью размер рыночной стоимости земельных участков.

С учетом изложенного, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость земельных участков в размерах, определенных в отчетах 03-НК.12.20 и 04-НК.12.20.

Дата подачи ФИО заявления о пересмотре кадастровой стоимости 21 декабря 2020 г. – день обращения с административным иском в суд.

По смыслу статей 24.18, 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в кадастр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.

Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Положениями части 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Закон о кадастровой оценке) установлено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Администрации Смоленской области от 10.08.2017 N 511 "Об установлении даты перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Смоленской области"установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом "О государственной кадастровой оценке" на территории Смоленской области с 01 августа 2017 г.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области от 16 ноября 2020 г. , вступившим в силу 26 декабря 2020 года, утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земельных участков на территории Смоленской области, которым установлена новая кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества, в том числе земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 1 января 2020 года.

В соответствии с абз. 2 пункта 25 Постановления N 28, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Таким образом, поскольку в настоящее время утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Смоленской области, тос учетом положений пункта 1 части 2 статьи 18 Закона о кадастровой оценке рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , установленная в отчете оценщика в размере 2206 790руб.,подлежит применению с 29 марта 2018 года и по 31 декабря 2020 года, а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , установленная в отчете оценщика в размере 2649 534 руб. подлежит применению с 5 мая 2017 года и по 31 декабря 2020 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования ФИО удовлетворить частично.

Установить на период с 29 марта 2018 года и по 31 декабря 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, расположенный по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 29 марта 2018 года, равном – 2206 790(два миллиона двести шесть тысяч семьсот девяносто) руб.

Датой подачи заявления ФИО об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости, считать 21 декабря 2020 года.

Установить на период с 5 мая 2017 года и по 31 декабря 2020 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 5 мая 2017 года, равном – 2649 534 (два миллиона шестьсот сорок девять тысяч пятьсот тридцать четыре) руб.

Датой подачи заявления ФИО об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , равной его рыночной стоимости, считать 21 декабря 2020 года.

В удовлетворении требований ФИО об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , и в размере их рыночной стоимости отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Смоленский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья О.С. Савушкина

Решение в окончательной форме принято 11 мая 2021 года.

3а-28/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кожуров Николай Николаевич
Ответчики
Управление Росреестра по Смоленской области
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Савушкина Оксана Сергеевна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
21.12.2020Регистрация административного искового заявления
21.12.2020Передача материалов судье
24.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.01.2021Предварительное судебное заседание
11.02.2021Предварительное судебное заседание
26.02.2021Предварительное судебное заседание
25.03.2021Предварительное судебное заседание
31.03.2021Предварительное судебное заседание
21.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Дело оформлено
21.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее