№2а-5591/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2017 года г.Стерлитамак
Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи: Салиховой Э.М., при секретаре Усмановой А.А., с участием административного истца Ямгуровой Г.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ямгуровой Г. Х. к Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре о признании незаконным решения о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включить в реестр,
У С Т А Н О В И Л :
Ямгурова Г.Х. обратилась в суд с административным иском к Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре о признании незаконным решения о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включить в реестр, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГг. между ней и ООО «БашСтрой» в лице директора Кайгулова Р.Х. был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, согласно которому, стороны договорились о подготовке и заключении в последующем акта взаимозачета и договора долевого участия в строительстве жилья (основной договор), расположенной по адресу: РБ, <адрес> жилой <адрес> мкр. <адрес>, номер <адрес>. Стоимость приобретаемой квартиры составила 1079000руб., Ямгурова Г.Х. внесла в кассу ООО «БашСтрой» сумму в размере 800000руб., что подтверждается квитанцией. Между тем, договор долевого участия не заключен, никаких действий к заключению договора, возврату денег обществом не принималось. Постановлением старшего следователя СО ОМВД России по <адрес> Карамышева Р.М. от ДД.ММ.ГГГГг. Ямгурова Г.Х. признана потерпевшей по уголовному делу. ДД.ММ.ГГГГг. определением Арбитражного суда РБ требования Ямгуровой Г.Х. о передаче квартиры включены в реестр требований о передаче жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГг. решением Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре Ямгуровой Г.Х. отказано во включении в реестр, поскольку денежные средства привлекались в нарушение требований, установленных ч.2 ст. 1 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", без государственной регистрации соответствующих договоров, в то время как такая регистрация являлась обязательной, а также в связи с отсутствием инвестора для строительства жилого дома для пострадавших граждан. Считает решение незаконным, необоснованным и подлежащим отмене.
Просит признать незаконным и отменить решение Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре включить в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Ямгурова Г.Х. в судебном заседании исковое заявление поддержала.
Представитель административного ответчика - Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре на рассмотрение дела не явился, извещен надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Суд, исследовав материалы дела, считает необходимым административное исковое заявление удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи (соблюдены ли требования нормативных актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения и основания для принятия оспариваемого решения; соответствует ли содержание оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения), возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч.7 ст.23 ФЗ от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
На момент вынесения оспариваемого решения действовал приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 года N 403 (далее Приказ N403) (приказ утратил силу в связи с изданием Приказа Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр, вступившего в силу 30 июня 2017г.), которым утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (Приложение N1) и Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение N2).
Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, определяли, в том числе, содержание реестра, порядок включения граждан в реестр, основания для отказа во включении в реестр, порядок предоставления сведений из реестра.
Так, реестр формировался и велся уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 3 Правил); включение в реестр осуществлялось на основании заявления по установленной форме с приобщением необходимых надлежаще оформленных документов из установленного перечня (пункты 9 и 10 Правил); основаниями для отказа во включении заявителя в реестр являлись: несоответствие его установленным критериям, непредставление всех необходимых документов, введение в эксплуатацию многоквартирного жилого дома и выполнение застройщиком своей обязанности перед заявителем, привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ, а также привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (пункт 14 Правил).
В соответствии пунктом 4 Правил включению в реестр подлежали граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу N 403.
Согласно Критериям основанием для отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являлись следующие обстоятельства: просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов; ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (подпункты 3, 6, 9 пункта 2 Критериев).
Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГг. между Ямгуровой Г.Х. и ООО «БашСтрой» в лице директора Кайгулова Р.Х. был заключен предварительный договор купли-продажи квартиры, согласно которому, стороны договорились о подготовке и заключении в последующем акта взаимозачета и договора долевого участия в строительстве жилья (основной договор), расположенной по адресу: РБ, <адрес> жилой <адрес> мкр. <адрес>, номер <адрес>. Стоимость приобретаемой квартиры составила 1079000руб., Ямгурова Г.Х. внесла в кассу ООО «БашСтрой» сумму в размере 800000руб., что подтверждается квитанцией. Между тем, договор долевого участия не заключен, никаких действий к заключению договора, возврату денег обществом не принималось. Постановлением старшего следователя СО ОМВД России по <адрес> Карамышева Р.М. от ДД.ММ.ГГГГг. Ямгурова Г.Х. признана потерпевшей по уголовному делу.
ДД.ММ.ГГГГг. в отношении ООО «БашСтрой» введена процедура наблюдения.
Определением Арбитражного суда РБ ДД.ММ.ГГГГг. требования Ямгуровой Г.Х. о передаче однокомнатной <адрес>, общей проектной площадью 37,20 кв.м., расположенной на 3 этаже, в секции 1 девятиэтажного жилого <адрес> по адресу: <адрес>, микрорайон <адрес>, за которую уплачено 800000руб. включены в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений ООО «БашСтрой».
Таким образом, Ямгурова Г.Х. отвечает требованиям пункта 2 Критериев (Приложение N 1 к Приказу N 403).
Ямгурова Г.Х. обратилась в Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
ДД.ММ.ГГГГг. решением Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре Ямгуровой Г.Х. отказано во включении в указанный реестр, поскольку в соответствии с пп.4 п.14 Правил ведения реестра денежные средства привлекались в нарушение требований, установленных ч.2 ст. 1 ФЗ от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» после вступления в силу ФЗ от 17 июня 2010г. № 119-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и отдельные законодательные акты РФ».
Пунктом 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении граждан в реестр.
Так, подпунктом 4 названного пункта Правил основанием для отказа во включении в реестр является привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 года N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Между тем согласно Обзору практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2013 г., при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного федерального закона.
Поскольку установлено нарушение прав Ямгуровой Г.Х. неисполнением перед ней обязательства по передаче квартиры по сделке, прикрывающей договор участия в долевом строительстве, то оспариваемое решение административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ № не может быть признано законным и подлежит отмене.
Каких-либо иных предусмотренных пунктом 14 Правил оснований для отказа во включении заявителя в реестр по данному делу не установлено.
Таким образом, Ямгурова Г.Х. подлежит включению в реестр пострадавших граждан, так как приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены" признан не подлежащим применению, в настоящее время данные правоотношения регулируются вступившим в силу 30 июня 2017г. Приказом Минстроя России от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.218, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ямгуровой Г. Х. к Государственному комитету РБ по строительству и архитектуре о признании незаконным решения о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, обязании включить в реестр – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении Ямгуровой Г. Х. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить Ямгурову Г. Х. в реестр пострадавших граждан.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Стерлитамакский городской суд.
Председательствующий судья: подпись Салихова Э.М.
Копия верна: судья: Салихова Э.М.
Секретарь: