Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дубовка ДД.ММ.ГГГГ
Дубовский районный суд Волгоградской области
в составе: председательствующего судьи Репина А.Я.,
при секретаре судебного заседания Ожогиной Н.Ю.,
с участием: представителя истца АО «СОГАЗ» - Меженского Д.С.,
ответчиков ФИО44 ФИО45
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» к ФИО44, ФИО47 ФИО25 в лице законного представителя ФИО47, ФИО6 в лице законного представителя ФИО47 об установлении причинно-следственной связи, освобождении страховщика от обязательства по осуществлению страховой выплаты,
установил:
истец акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» (далее – АО «СОГАЗ») обратился в суд с иском к ответчикам ФИО44 ФИО47 несовершеннолетним ФИО25 ФИО26 в лице законного представителя ФИО47 об установлении причинно-следственной связи между наступлением смерти ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и нахождением его в состоянии алкогольного опьянения; освобождении страховщика от обязательства по осуществлению страховой выплаты. В обоснование заявленных требований указано, что к истцу с заявлением о выплате страховой суммы обратились ФИО44 (мать погибшего), ФИО47 (супруга погибшего), действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО25. и ФИО26 (детей погибшего), являющихся выгодоприобретателями в связи со смертью застрахованного лица – ФИО24 наступившей в период прохождения военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации. Погибший ФИО24 проходил военную службу по контракту в войсковой части №. Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО24 был госпитализирован в <данные изъяты> с <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО24 переведён в приёмное отделение <данные изъяты>» в тяжёлом состоянии с направительным диагнозом: <данные изъяты> На фоне проводимой интенсивной терапии (<данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ была констатирована биологическая смерть ФИО24 Согласно протоколу паталого-анатомического вскрытия № от ДД.ММ.ГГГГ смерть ФИО24 наступила от <данные изъяты>.
Истец просил суд установить причинно-следственную связь между наступлением смерти ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и нахождением его в состоянии алкогольного опьянения; освободить истца от обязательства по осуществлению выплаты страховой суммы в адрес выгодоприобретателей ФИО44 ФИО47 ФИО25. и ФИО26
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено <данные изъяты> (л.д.39).
Представитель третьего лица <данные изъяты>, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Судом на основании ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца АО «СОГАЗ» Меженский Д.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении (л.д. 5-9).
Ответчики ФИО44 и ФИО45 действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО25, ФИО26 исковые требования не признали. Полагали, что смерть ФИО24 наступила при исполнении обязанностей военной службы, о чём по их мнению свидетельствует извещение о смерти последнего, подписанное военным комиссаром <данные изъяты>. Указали, что ФИО24 добровольцем пошёл на СВО, участвовал в боевых действиях, был ранен, характеризуется с положительной стороны, у него остались жена и несовершеннолетние дочери ДД.ММ.ГГГГ, которые должны получить от государства защиту своих интересов, могли получить достойное образование и стать полезными обществу (л.д. 64-72).
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации). Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 52-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ установлено, что объектами обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - обязательное государственное страхование), являются жизнь и здоровье военнослужащих (за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена), граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, граждан, уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба), отчисленных с военных сборов или окончивших военные сборы, в течение одного года после окончания военной службы, службы, отчисления с военных сборов или окончания военных сборов (далее - застрахованные лица).
Договор обязательного государственного страхования заключается между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - выгодоприобретателя (часть 1 статьи 6).
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ определено, что выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию (далее - выгодоприобретатели) являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица - в частности, супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) застрахованного лица в зарегистрированном браке с ним; родители (усыновители) застрахованного лица; несовершеннолетние дети застрахованного лица.
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, в числе которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, - 2 000 000 рублей выгодоприобретателям в равных долях.
В пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для освобождения страховщика от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию. Так, страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай: наступил вследствие совершения застрахованным лицом преступления и такое лицо признано виновным в совершении этого преступления в судебном порядке; находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица; является результатом признанного в судебном порядке умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью; наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, в случае отказа в возбуждении уголовного дела в связи с гибелью (смертью) застрахованного лица либо прекращения уголовного дела в связи с гибелью (смертью) застрахованного лица, привлеченного в качестве обвиняемого. Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие самоубийства, независимо от срока нахождения застрахованного лица на военной службе, службе, военных сборах.
Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается выгодоприобретателю и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ для осуществления выплаты страховой суммы (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, устанавливается Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» утверждён Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Перечень). В разделе 1 Перечня установлены документы, оформляемые в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, в их числе: заявление о выплате страховой суммы от каждого выгодоприобретателя по обязательному государственному страхованию; справка воинской части (учреждения, организации) об обстоятельствах наступления страхового случая; копия свидетельства о смерти застрахованного лица; копия выписки из приказа командира воинской части (начальника учреждения, руководителя организации) об исключении застрахованного лица из списков личного состава воинской части (учреждения, организации); копии документов, подтверждающих родственную связь выгодоприобретателей с застрахованным лицом.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО24 проходивший военную службу по контракту в войсковой части №, относящейся к Министерству обороны Российской Федерации, что подтверждается справкой войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти № (л.д. 14, 16).
На основании выписки из приказа от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО24 исключён из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации в связи со смертью (л.д. 15).
Выгодоприобретателями являются ответчики: мать - ФИО44, супруга – ФИО45 дети - ФИО33 и ФИО6 в лице их законного представителя ФИО45 которые обратились в АО «СОГАЗ» за выплатой страхового возмещения (л.д. 10, 11, 12, 13).
Как усматривается из материалов гражданского дела, карты вызова скорой медицинской помощи от ДД.ММ.ГГГГ, карты вызова скорой медицинской помощи от ДД.ММ.ГГГГ, медицинской карты стационарного больного № от ДД.ММ.ГГГГ, медицинской карты стационарного больного № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ был госпитализирован в <данные изъяты>» для оказания неотложной наркологической помощи, затем с диагнозом: <данные изъяты>, переведён в <данные изъяты>, где ДД.ММ.ГГГГ скончался.
Из посмертного эпикриза, находящегося в медицинской карте стационарного больного № следует, что последние <данные изъяты>
Согласно протоколу патолого-анатомического вскрытия № от ДД.ММ.ГГГГ смерть пациента ФИО24 ДД.ММ.ГГГГ года рождения наступила от <данные изъяты> (л.д.18-19).
Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что смерть военнослужащего ФИО24 находится в прямой причинной связи с алкогольным опьянением, что явилось следствием его добровольного приведения себя в состояние опьянения, и как следствие, является основанием для освобождения АО «СОГАЗ» от выплаты страхового возмещения выгодоприобретателям ФИО44 ФИО45 ФИО48. и ФИО49 по факту смерти ФИО24
Все доводы ответчиков, приведённые в выступлениях сторон и письменных возражениях об отказе в удовлетворении исковых требований и представленные в их обоснование свидетельство о заключении брака между ФИО24 и ответчиком ФИО47 трудовая книжка ФИО24 выписной эпикриз филиала <данные изъяты>» Минобороны России о нахождении последнего на стационарном лечении в хирургическом отделении с ДД.ММ.ГГГГ извещение о смерти ФИО24 не несут юридически значимых обстоятельств и опровергаются всей совокупностью исследованных судом вышеприведённых доказательств стороны истца. Нахождение ФИО24 на стационарном лечении с 16 по ДД.ММ.ГГГГ с огнестрельным ранением не имеет юридического значения к предмету настоящего спора. Извещение о смерти ФИО24 с указанием, что смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы, подписанное военным комиссаром <данные изъяты> не является относимым и допустимым доказательством в нарушение требований ст. 59, 60 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования акционерного общества «Страховое общество газовой промышленности» к ФИО44, ФИО47, ФИО25 в лице законного представителя ФИО47, ФИО6 в лице законного представителя ФИО47, удовлетворить.
Установить причинно-следственную связь между наступлением смерти ФИО24, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и нахождением его в состоянии алкогольного опьянения.
Освободить акционерное общество «Страховое общество газовой промышленности» от обязательства по осуществлению выплаты страховой суммы в адрес выгодоприобретателей ФИО44, ФИО47, ФИО25 ФИО25 ФИО6.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Дубовский районный суд Волгоградской области.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ г.
Судья А.Я. Репин