25OS0000-01-2019-000114-94
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации14 мая 2020 года город Владивосток
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при секретаре Тороповой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хайбриева А.М. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Хайбриев А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 36 544 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет 11724411,52 рублей.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете ООО «...» от 4 июля 2019 года № 167, в соответствии с которым его рыночная стоимость по состоянию на 1 февраля 2015 года составила округленно 2704 000 рублей.
Завышенная кадастровая стоимость земельного участка нарушает его права, поскольку влечет увеличение размера земельного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 36 544 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости 2704 000 рублей.
До рассмотрения дела по существу суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, администрацию Партизанского муниципального района Приморского края.
В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, администрации Партизанского муниципального района Приморского края не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки в суд не сообщили.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Лысенко Ю.В. поддержала заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Согласно письменному отзыву министерства имущественных и земельных отношений Приморского края данный орган исполнительной власти возражает против административного иска, поскольку постановление № 5-п до настоящего времени является действующим и никем не оспорено.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Материалами дела подтверждено, что Хайбриев А.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 36 544 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир - дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации административный истец является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости, так как она влияет на размер налога.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 14 декабря 2015 года № 5-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края» утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков и удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края, содержащихся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 февраля 2015 года; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе населенных пунктов; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Приморского края в разрезе кадастровых кварталов. Данное постановление опубликовано 16 декабря 2015 года и с 1 января 2016 года вступило в законную силу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, по состоянию на 1 февраля 2015 года названным актом в отношении земельного участка с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 11724411,52 рублей.
Стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 февраля 2015 года, утверждена 1 января 2016 года и сведения о ней внесены в Единый государственный реестр объектов недвижимости 22 января 2016 года.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с абзацами 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, частью 2 статьи 246 КАС РФ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет ООО «...» от 4 июля 2019 года № 167, из которого следует, что рыночная стоимость земельного участка площадью 36 544 кв.м с кадастровым номером № по состоянию на 1 февраля 2015 года составляет округленно 2704 000 рублей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Суд, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка, приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности и признает их достоверными доказательствами.
Отчет выполнен оценщиком Гавриловой А.С., имеющей необходимое образование, специальность, стаж экспертной работы, отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, специалистом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного земельного участка. Специалистом проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Также в отчете оценщиком объясняется выбор сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного и затратного подходов. В отчете имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие возможность проверить сделанные выводы и результаты.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по представлению доказательств рыночной стоимости земельного участка выполнена, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не доказано, что представленный административным истцом отчет ООО «...» от 4 июля 2019 года № 167 об оценке рыночной стоимости земельного участка имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемого объекта недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости земельного участка, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 февраля 2015 года в размере 2704 000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчета.
Рыночная стоимость земельного участка существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку он является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере 2704000 рублей.
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи Хайбриевым А.М. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать 3 марта 2020 года, то есть дату обращения административного истца с административным иском в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Хайбриева А.М. к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью 36 544 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию базы отдыха, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – дом, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 2 704 000 рублей по состоянию на 1 февраля 2015 года, на период с 1 января 2020 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи Хайбриевым А.М. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № считать 3 марта 2020 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пилипенко