Дело № 3а-17/2020
УИД 76OS0000-01-2019-000341-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 26 февраля 2020 года
Ярославский областной суд в составе
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белякова Сергея Юрьевича об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Беляков С.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 2 599 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной автостоянки, расположенного по адресу: <адрес> в размере его рыночной стоимости 1 766 000 рублей.
Заявление обоснованно следующим: Беляков С.Ю. является арендатором указанного земельного участка на основе договора №2-6410 аренды земельного участка от 29 октября 2013 года. Кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 10 388 514, 88 рублей.
Беляков С.Ю. провел оценку рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года. В Отчете оценщика ИП Свининой Н.В. (далее – Отчет) рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года определена в размере 1 766 000 рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), статьей 66 ЗК РФ и статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представитель административного истца по доверенности Русанов С.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме.
Административный ответчик ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» и Управление Росреестра по Ярославской области представили письменные пояснения на административное исковое заявление, в котором оставили разрешение требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Шатилович Т.В. возражала против удовлетворения административного искового заявления в связи с наличием существенных недостатков в Отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка. В отзыве на административный иск, представленном суду, указано на несоответствие данного Отчета Федеральному закону № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки.
Заинтересованное лицо Департамент имущественных и земельных отношений администрации городского округа город Рыбинск своего представителя в судебное заседание не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором возражало против удовлетворения административного искового заявления в связи с недостоверностью представленного Отчета.
Административный ответчик Правительство Ярославской области своего представителя в судебное заседание не направило, мнения по административному исковому заявлению Белякова С.Ю. не представило суду.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, заключение эксперта суд полагает, что административное исковое заявление Белякова С.Ю. подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применят положения Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно частям 1 и 3 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п, за основу при установлении порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков принимается удельный показатель кадастровой стоимости соответствующего земельного участка, за исключением случаев, установленных пунктами 2.2<1>, 2.6, 2.6<1> - 2.6<4> раздела 2 настоящего Порядка.
Постановлением администрации городского округа город Рыбинск от 12.02.2014 года N 396 "О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, расположенных на территории городского округа город Рыбинск" установлен порядок расчета годовой арендной платы, аналогичный тому, что установлен в пункте 2.1 вышеуказанного Положения, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 24.12.2008 N 710-п.
Таким образом, правоотношения по аренде земельного участка, находящегося в государственной собственности Ярославской области, муниципальной собственности, либо государственная собственность на который не разграничена, являются публичными, вопрос определения арендной платы урегулирован нормативными актами органов государственной власти Ярославской области и органа местного самоуправления. Изменение размера арендной платы за земельный участок, в том числе ее уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости данного земельного участка.
Судом установлено, что Белякову С.Ю. принадлежит на праве аренды земельный участок площадью 2 599 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной автостоянки, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в граница участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>
Данный факт подтверждается договором №2-6410 аренды земельного участка от 29 октября 2013 года.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Беляков С.Ю. в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего ему на праве аренды.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельный участок административного истца с кадастровым номером <данные изъяты> вошел в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2015 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 22 июня 2016 года № 704-п.
Согласно приложению 1 «Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов городских округов города Ярославля, города Рыбинска и города Переславля-Залесского Ярославской области» по состоянию на 1 января 2015 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в размере 10 388 514, 88 рублей.
В подтверждение размера рыночной стоимости земельного участка на указанную дату сторона административного истца представила суду Отчет об оценке, согласно которому рыночная стоимость земельного участка на 1 января 2015 года составила 1 766 000 рублей.
По делу проведена судебная экспертиза на предмет соответствия представленного Отчета законодательству об оценочной деятельности и достоверности выводов Отчета относительно величины рыночной стоимости объектов недвижимости административного истца.
Согласно экспертному заключению, выполненному экспертом Крайнюченко В.Г. представленный административным истцом Отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровыми номерами <данные изъяты> в целом соответствуют законодательству об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки. Однако, при проведении расчетов экспертом были выявлены незначительные нарушения, которые могли повлиять на рыночную стоимость объекта недвижимости; определенная в Отчете рыночная стоимость данного земельного участка является недостоверной.
В связи с этим, экспертом произведен собственный расчет данной величины. Согласно выводам эксперта по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составила 1 930 000 рублей.
Лицами, участвующими в деле, возражений относительно обоснованности выводов судебной экспертизы не заявлено.
Суд также не находит оснований полагать, что экспертное заключение в какой – либо части не соответствует законодательству об экспертной деятельности, либо об оценочной деятельности.
Все выводы эксперта полно и подробно изложены в заключении, подтверждаются фактическими обстоятельствами дела, оснований не согласиться с данными выводами у суда нет.
В связи с этим, рыночная стоимость земельного участка административного истца подлежит установлению в размере, определенном экспертным заключением.
На основании изложенного, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка в связи с установлением его рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости земельного участка подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, требования административного иска Белякова С.Ю. подлежат удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости в данном деле является дата обращения физического лица с заявлением в Комиссию, то есть – 14 августа 2019 года.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения судом в Единый государственный реестр недвижимости внесены результаты очередной государственной кадастровой оценки, суд устанавливает, что оспоренная в настоящем административном деле кадастровая стоимость объектов недвижимости подлежит учету в Едином государственном реестре недвижимости с даты внесения ее в реестр (8 июля 2016 года) по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Разрешая заявление эксперта Крайнюченко В.Г. об оплате судебной экспертизы, с учетом положений статьей 103, 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2017 года N 20-П, суд полагает, что исходя из существенного расхождения, превышающего 80 %, кадастровой стоимости земельного участка административного истца по сравнению с установленной судом его рыночной стоимостью, расходы по оплате судебной экспертизы подлежат взысканию с Правительства Ярославской области.
В соответствии с ходатайством оплата подлежит взысканию в пользу ООО «АйБи-Консалт», работником которого является эксперт Крайнюченко В.Г.
Руководствуясь статьями 111, 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Белякова Сергея Юрьевича удовлетворить.
Установить на период с 8 июля 2016 года по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 599 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации временной автостоянки, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере рыночной стоимости 1 930 000 (один миллион девятьсот тридцать тысяч) рублей.
Внести на период с 8 июля 2016 года по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1 930 000 (один миллион девятьсот тридцать тысяч) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 14 августа 2019 года.
Взыскать с Правительства Ярославской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью «АйБи-Консалт» оплату судебной экспертизы в сумме 60 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Щеголькова Е.Ю.
Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2020 года