УИД 42RS0033-01-2022-002369-86
№ 2-1499/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Прокопьевск 03 ноября 2022 года
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Карамовой Е.Р.,
при секретаре Новиковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Виноградова Дениса Анатольевича к администрации города Прокопьевск об установлении факта проживания, об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению, и заключить договор о предоставлении социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Виноградов Д.А. обратился в суд с иском к администрации города Прокопьевск об установлении факта проживания, об обязании включить в список граждан, подлежащих переселению, и заключить договор о предоставлении социальной выплаты.
Исковые требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию, о чем в Едином государственно реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделаны записи регистрации. Согласно информации, предоставленной администрацией г. Прокопьевска, жилой дом по адресу: <адрес>, включен в Комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий на основании экспертного Заключения № 86 от 28.06.2013г. Сибирского филиала ОАО «НИИ институт горной геомеханики и маркшейдерского дела – Межотраслевой научный центр ВНИМИ» (СФ ОАО ВНИМИ) г. Прокопьевска «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу». На основании заключения СФ ОАО ВНИМИ в администрации города Прокопьевска утвержден список жителей, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова». В данном списке значилась ФИО1, годы жизни ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, бабушка истца. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 №428 ФИО1 исключена из списка, как умершая. Истец, Виноградов Д.А., а также его мать ФИО2 в список граждан, подлежащих переселению не включены. При письменном обращении в администрацию г. Прокопьевска о включении истца в список на переселение с подработанной территории, администрация города отказала мотивировав отказ тем, что истец состоит на регистрационном учете по месту жительства по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, после признания дома непригодным для проживания в результате ведения горных работ. В свою очередь, истец считает, что он должен быть отнесен к категории лиц, нуждающихся в социальной защите в форме получения социальной выплаты для переселения из ветхого жилого дома, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова». В связи, с чем подлежит, установлению факт постоянного проживания истца в жилом помещении по адресу: <адрес>, с января 2013 года по настоящее время. В доме, расположенном по адресу <адрес>, проживала и} являлась собственником до даты своей смерти ФИО1. В списке жителей, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» ранее она значилась, но в последствии исключена как умершая. Вместе с тем, истец с января 2013 года в связи с тяжелым состоянием здоровья бабушки ФИО13 ФИО16 и необходимостью осуществлять постоянный уход за нею начал проживать непосредственно с ней по адресу: <адрес>. В период с января 2013 года по день смерти ФИО13 ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ истцом неоднократно вызывались бригады скорой помощи для оказания медицинской помощи ФИО13 ФИО18 В подтверждение данного факта истцом направлен запрос в ГБУЗ «Прокопьевская городская станция скорой медицинской помощи» о предоставлении выписки из карты вызова (журнала записи вызовов) скорой медицинской помощи, однако запрашиваемая медицинская документация не была представлена в с тем, что запрашиваемые сведения составляют врачебную тайну, а также в связи с тем, что срок хранения таких медицинских документов истек (согласно Письма Министерства здравоохранения РФ от 07.12.2015 №13-2/1538 «О сроках хранения медицинской документации» карта вызова скорой медицинской помощи - срок хранения 1 год, журнал записи вызовов скорой медицинской помощи - срок хранения 3 года). Кроме того, проживая по указанному адресу, истец осуществлял уход за домом, от лица ФИО1 оплачивал коммунальные услуги, электроэнергию. После смерти ФИО13 ФИО19 продолжил проживать по адресу <адрес>, по настоящий момент. Таким образом, истец не обеспечен иным жильем, проживает в доме, признанным непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, по адресу: <адрес>, по настоящий момент, а значит, должен быть включен в списки граждан, подлежащих переселен ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова».
Истец Виноградов Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представители истца Михайлова Ю.В., Вайдеман А.О., действующие на основании доверенностей (л.д. 26-27, 50), в судебном заседании на иске настаивали, просили исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Прокопьевск в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суду представлено возражение на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Согласно возражения на исковое заявление, администрация г. Прокопьевск просит в удовлетворении исковых требований отказать, считая требования необоснованными. Предоставление социальной выплаты – это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющим иного жилья, с целью обеспечения их жилым помещением, на момент принятия решения о ликвидации шахты. Согласно экспертного заключения СФ ОАО ВНИМИ г. Прокопьевск от 28.06.2013 №86 «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подвергся влиянию горных работ, проводимых ООО «Шахта им. Ворошилова» и подлежит сносу, включен в Комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт, и переселения жителей с подработанных территорий. На основании данного заключения в администрации города утвержден список жителей, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова». В списке граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова», по <адрес>, значится ФИО1 Виноградов Д.А. не включен в список граждан на переселение, так как на момент составления списков не состояли на регистрационном учете по месту жительства в спорном жилом помещении. Установление судом факта проживания гражданина не является основанием для уточнения списков граждан, подлежащих переселению. Кроме того, истец Виноградов Д.А. имел в совместной собственности с ФИО6 квартиру, общей площадью 46,4 кв.м., по адресу: <адрес> отчуждение которой произвел ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, ухудшил свои жилищные условия и условия своей семьи. ФИО6 имеет в собственности квартиру, общей площадью 61,2 кв.м., по адресу: <адрес> которая была приобретена в браке с истцом. Истец не является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с чем не сможет передать спорное жилое помещение администрации. Таким образом, у администрации города отсутствуют правовые основания для включения истца в список граждан, подлежащих переселению, и заключения с ним договора о предоставлении социальной выплаты.
Третье лицо Колчина Л.И., представитель третьего лица - Министерства энергетики РФ в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом.
Свидетель ФИО7 в судебном заседании 26.10.2022 пояснил суду, что он проживает по <адрес> с 2004 года, в доме ФИО1 периодически бывал внук. А с 2014-2015 годов внук начал проживать с ней, так как она болела. Виноградов Д.А. переехал и стал проживать в доме ФИО13 ранее смерти ФИО1, где около года до этого.
Свидетель ФИО8 в судебном заседании 26.10.2022 пояснил суду, что Виноградова Д.А. он знает, Виноградов учился вместе с его пасынком. Виноградов Д.А. проживает рядом с ним в <адрес> он там давно, ранее там жила его бабушка. Постоянно Виноградов Д.А. стал проживать у бабушки еще при ее жизни. Сейчас в этом доме Виноградов Д.А. проживает один, бабушка в 2014 году умерла.
Выслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд считает, что между сторонами возникли правоотношения, регулируемые законодательством о реструктуризации угольной отрасли, которая получает государственную поддержку в форме финансирования сноса ветхого подработанного жилья и приобретения взамен другого.
Спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», ст. 2 которого предусматривает, что законодательство об особенностях социальной защиты работников организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) основывается на Конституции РФ и Гражданском кодексе РФ, а также принятыми в его развитие Постановлениями Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 и от 13.07.2005 № 428.
Так, названным Федеральным законом предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности, под которыми понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организаций по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также по решению связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера (ст. 1). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ (ст. 5).
В частности, п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, в качестве одного из направлений программы местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 № 428 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктами 5, 8 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий, в том числе, снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилых домов (жилых помещений), признанных непригодными для проживания, ставших аварийными или непригодными для проживания в результате ведения горных работ на ликвидированных до 1 января 2012 г. угольных (сланцевых) шахтах, а также на ликвидированных с 1 января 2012 г. шахтах в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область) (далее - ветхое жилье); содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, …. осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных, на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых, списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
В п. 8 перечислены основания для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, перечень которых является исчерпывающим (п. 8 в ред. от 28.09.2016).
В списки граждан, подлежащих переселению, включаются граждане, проживающие в ветхом жилье и нуждающиеся в переселении, т.е. не обеспеченные иным жильём.
Размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящих Правил, определяется Министерством энергетики Российской Федерации по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов, списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест (п. 6 Правил в ред. 02.04.2015).
Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Суд при рассмотрении спора о праве на получение вышеназванных социальных выплат должен исследовать и оценивать, в частности, основания приобретения права пользования жилым помещением лицом, претендующим на их получение, а также все другие конкретные обстоятельства дела с целью недопущения не основанного на законе ограничения прав граждан на социальную поддержку со стороны государства при реализации мероприятий по переселению граждан из ветхого жилищного фонда в рамках реструктуризации угольной промышленности.
Судом установлено, что собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, является ФИО2 на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию и по закону после смерти ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ. Право общей долевой собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6, 7, 8, 15-18).
Прежним собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являлась ФИО1, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельства о смерти, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Истец Виноградов Д.А. является внуком ФИО1, что следует из представленных документов (свидетельство о рождении ФИО9 - л.д. 55, свидетельством о рождении Виноградова Д.А. – 57, свидетельства о заключении брака – 58).
Как следует из информации, представленной ответчиком, согласно экспертного заключения СФ ОАО ВНИМИ №86 от 28.06.2013 «О степени влияния подземных горных работ на техническое состояние 2110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу», индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подвергся влиянию горных работ, проводимых ООО «Шахта им. Ворошилова» и подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Дом подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Жители дома подлежат переселению в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 «О порядке предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков». Список граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» составлен на момент обследования СФ ОАО ВНИМИ - 28.06.2013. В списке на переселение с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» по адресу: <адрес>, значится зарегистрированной ФИО1, которая была исключена из списка в связи со смертью (л.д. 43, 45, 46).
Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки в форме социальных выплат лиц, постоянно проживающих на момент принятия решения о ликвидации шахты в домах, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путём содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.
Из содержания вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 20.06.1996 №81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», согласно статье 5 которого перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации, следует, что названная социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, носит целевой характер и предусмотрена для обеспечения и защиты интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности. Право на получение названной выплаты возникает при наличии одновременно следующих условий: признания жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах; наличие права собственности на данное жилое помещение либо проживание в жилом помещении на основании договора социального найма на день принятия решения о ликвидации предприятий угольной промышленности; нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем, установленная на момент принятия решения о признании жилья ветхим и непригодным для проживания и на момент составления специальных списков.
По смыслу п. 8 Правил для включения в списки граждан, переселяемых из ветхого жилья, находящего в зоне влияния горных работ, заявитель должен не только обладать жилым помещением, получившим ущерб в результате горных работ, но и проживать в данном жилом помещении. В противном случае не будет достигнута компенсационная цель указанных социальных выплат.
Судом установлено, что истец Виноградов Д.А. состоит на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ; ранее с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на регистрационном учете по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается справками с места жительства (л.д. 73, 87).
Для получения социальной выплаты истец Виноградов Д.А. обратился в суд с требованием об установлении факта постоянного проживания по <адрес>, с января 2013 года по настоящее время.
Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных и имущественных прав граждан, организаций, в том числе и факт проживания.
При этом, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, при невозможности восстановления утраченных документов (ст. 265 Кодекса) и при отсутствии спора о праве, подведомственного суду (ч. 3 ст. 263 Кодекса).
Юридическое значение для рассмотрения данного дела имеет установление юридического факта проживания истцов в жилом помещении, подлежащем сносу по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова» на дату выдачи заключения СФ ОАО ВНИМИ и составления списка граждан, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова», т.е. на июнь 2013 года.
Согласно ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьями 2, 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
Как указано в исковом заявлении, несмотря на то, что истец Виноградов Д.А. не состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>, он фактически в нем проживает с января 2013 года по настоящее время.
В судебном заседании свидетели подтвердили, что истец Виноградов Д.А. проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, длительное время, в том числе по состоянию на июнь 2013 года.
В силу абзацев 3-7 пункта 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, одним из обязательных оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, является регистрация по месту жительства в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.
Таким образом, требуемый к установлению факт постоянного проживания не тождественен понятию регистрации и в силу закона не может повлечь возникновения, изменения, прекращения личных или имущественных прав истцов (на социальную выплату), в том числе при отсутствии условий, определенных статьёй 265 ГПК РФ, а потому в удостоверении такового факта надлежит отказать.
Поскольку требование Виноградова Д.А. об установлении юридически значимого факта – постоянного проживания в доме по <адрес>, в том числе на момент составления заключения СФ ОАО ВНИМИ от 28.06.2013, не может повлечь за собой возникновение в дальнейшем личных или имущественных прав истцов, в том числе - на включение в список граждан, подлежащих переселению, и на предоставление ему социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого в силу перечисленных выше причин и правовых оснований, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения заявленных требований об установлении юридического факта постоянного проживания в заявленный период в указанном жилом помещении.
Таким образом, совокупность установленных в судебном заседании обстоятельств дела свидетельствует о том, что необходимые условия для предоставления истцу социальной выплаты на основании Постановления Правительства РФ №428 от 13.07.2005 отсутствуют, в связи с чем, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца о включении в список граждан, подлежащих переселению, и как следствие, о заключении с ним договора о предоставлении социальной выплаты, а потому суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.11.2022
░░░░░. ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░