Решение по делу № 2-1146/2022 от 28.07.2022

01RS0-87

К делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п. Тульский25 октября 2022 года

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи – Панеш Х.А.,

при секретаре – Устян А.В.,

с участием:помощника прокурора Майкопского района Наливайко Д.С.,представителяответчика, администрации МО «Майкопский район», согласно доверенности Шакуровой Н.А.,представителя министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, согласно доверенности Чернышева И.В.,третьего лица Голобоковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересахКурбатовой Светланы Игоревны к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального идорожногохозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился с иском в Майкопский районный суд в интересах Курбатовой Светланы Игоревны к Администрации МО «Майкопский район» и Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея и просил возложить на администрацию муниципального образования «Майкопский район», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, обязанность обеспечить Курбатову Светлану Игоревну, 11.08.1999 года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм. Также просил возложить на Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обязанность обеспечить орган местного самоуправления — администрацию муниципального образования «Майкопский район» финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 по обеспечению Курбатовой С.И.благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Майкопского района Республики Адыгея по обращению Голобоковой О.А. в интересах Курбатовой С.И. проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что Курбатова С.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании приказа Министерства образования и науки от 27.01.2014 № 47Курбатова С.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда МО «Майкопский район».

Курбатова С.И.до настоящего времени не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, она обратилась с заявлением к прокурору с целью защиты прав на жилище.

Не обеспечение Курбатовой С.И. жилым помещением из специализированного жилищного фонда противоречит основным задачам и ФЗ от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», грубо нарушает её право на жилище.

В судебном заседании помощник прокурора Наливайко Д.С. поддержал исковые требования и просил суд их удовлетворить.

Курбатова С.И. в судебное заседание не явилась, будучи уведомленной о месте и времени его проведения.

Представитель администрации МО «Майкопский район» по доверенности Шакурова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала представленные письменные возражения.

Представитель Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА, согласно доверенности Чернышев И.В.считал, что министерство не является надлежащим ответчиком, по существу иска не представил пояснений.

Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания к указанному времени не явился, представил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя, при принятии решения полагался на усмотрение суда.

Третье лицо Голобокова О.А. в судебном заседании поддержала исковые требования прокурора и просила суд их удовлетворить.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 155. 3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 98.1. Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу требований ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в качестве дополнительной гарантии прав на имущество и жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с требованиями пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п.п.24 п.2 ст. 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Законом Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование «Майкопский район».

Органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок.

Финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, производится за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам.

Органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны, в том числе, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми средствами в пределах лимитов, утвержденных в республиканском бюджете Республики Адыгея на очередной финансовый год и на плановый период на осуществление государственных полномочий.

По соглашению о предоставлении субвенции из республиканского бюджета Республики Адыгея муниципальному образованию «Майкопский район» на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 2022 год предусмотрено финансирование в сумме 14 778 700 рублей.

Согласно ст. 1 Закона Республики Адыгея от 28 декабря 2012 г. № 159 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом несовершеннолетних членов их семьи осуществляется однократно по месту их жительства в соответствующем населенном пункте.

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.06.2013 №137 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).

Согласно п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным министерством образования и науки Республики Адыгея.

Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Как установлено в судебном заседании, Курбатова С.И. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании приказа Министерства образования и науки от 27.01.2014 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда МО «Майкопский район».

Курбатова С.И.до настоящего времени не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда и для защиты своих прав обратилась с заявлением в прокуратуру Майкопского района.

Поскольку Курбатова С.И. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятана учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма, принадлежащее ейправо на обеспечение жилым помещением не реализовала, на неёраспространяется действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что не оспаривается ответчиками.

Формирование списков детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может также иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, не поставлено в зависимость от даты включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Наличие указанного списка и включение в него Курбатовой С.И. не может являться препятствием для защиты её жилищных прав.

Обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равнойкатегории.

Прокурором не заявлены исковые требования об обязании администрации МО «Майкопский район» предоставить Курбатовой С.И. жилое помещение вне очереди.

Позиция представителей ответчиков об отсутствии финансирования из бюджета Республики Адыгея и недостаточности предусмотренных субвенций для исполнения переданных полномочий судом и о выделении Курбатовой С.И.жилого помещения вне очереди, не может быть принята в обоснование выводов суда, поскольку в соответствии со ст.ст. 86, 31 Бюджетного кодекса РФ,вопросы финансированияипредоставлениясубвенцийизбюджетаорганамместного самоуправления для приобретения жилья детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, касаются отношений между субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления, недостаточность денежных средств, выделяемых из соответствующего бюджета, на приобретение жилья, не является основанием для ограничения прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечениеихжильем,такжекакиналичиеилиотсутствиежилыхпомещенийспециализированногожилищногофонда,иналичиеилиотсутствиеиных лиц, имеющих аналогичное право, и необходимость соблюдение очередности при предоставления им жилья немогут повлиять факт, обязанности выполнения органами местного самоуправления требований закона по обеспечению лиц из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствиями с гарантиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей – сироти детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения. (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7.02.2018 № 7-КГ17-12; Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14,11.2017 № 7-КГ17-9).

Таким образом, поскольку Курбатова С.И. является лицом из числа лиц детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, у неё возникло право на получениежилогопомещенияспециализированногожилищногофонда,полномочиямипообеспечениюназваннойкатегории граждан жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления, то есть администрация МО «Майкопский район», в связи с чем, исковые требования прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Курбатовой С.И. подлежат удовлетворению.

Удовлетворение исковых требований прокурора не нарушает конституционного принципа равенства, поскольку требования заявлены в интересах детей – сироти детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Курбатовой С.И. право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда гарантировано законом и не может быть поставлено в зависимость от каких-либо обстоятельств или условий.

На основании изложенного, руководствуя ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в интересах Курбатовой Светланы Игоревнык Администрации МО «Майкопский район» и Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Майкопский район», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея обеспечить Курбатову Светлану Игоревну, 11.08.1999 года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

Обязать министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обеспечить орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования «Майкопский район» финансовыми средствами на осуществление государственных полномочий в рамках Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 по обеспечению Курбатовой Светланы Игоревны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья_________________

2-1146/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Судья
Панеш Хизир Асланович
Дело на странице суда
maikopskyr.adg.sudrf.ru
28.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.07.2022Передача материалов судье
01.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2022Подготовка дела (собеседование)
19.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
25.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее