61RS0058-01-2022-000603-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 августа 2022 года п. Целина
Целинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Абутко О.С.,
с участием помощника прокурора Целинского района Балыкина В.А.,
при секретаре Ходушиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинского района Ростовской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Ольшанского сельского поселения Целинского района Ростовской области об обязании устранить нарушения в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинского района Ростовской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Ольшанского сельского поселения Целинского района Ростовской области об обязании устранить нарушения в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших, мотивируя тем, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры области от 13.01.2022 года №7/1-57-2022 проведена проверка исполнения администрацией Ольшанского сельского поселения Целинского района Ростовской области законодательства в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших. В ходе проверки установлено, что на территории Ольшанского сельского поселения Целинского района Ростовской области имеется 4 кладбища, расположенных по адресу: с. Богдановка, ул. Новая; с. Головановка, ул. Центральная; с. Ольшанка, ул. Степная 7а; х. Пушкина, ул. Восточная. При этом, в нарушение требований абз. 3 ч.1 ст. 2, ст. 8, п.1 ст. 22 ФЗ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст.1 ст. 8, ст.8.1 ФЗ от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч.1, 4 ст. 17, ст.ст. 25, 29 ФЗ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п.п. 53, 65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», п.п. 9.6, 10.18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, администрацией Ольшанского сельского поселения Целинского района Ростовской области до настоящего времени не приняты меры по обустройству указанных мест погребения. На территории указанных кладбищ отсутствуют: стенд с планом кладбища, общественный туалет, автостоянка, водоснабжение, обваловка территории кладбища, контейнерные площадки для накопления ТКО. Не приняты положения о порядке создания специализированных организаций по вопросам похоронного дела. Сложившаяся ситуация явилась следствием ненадлежащего осуществления своих обязанностей должностными лицами администрации Ольшанского сельского поселения Целинского района Ростовской области и свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля за деятельностью подчиненных сотрудников. По факту выявленных нарушений прокуратурой Целинского района в адрес главы администрации Ольшанского сельского поселения 25.04.2022 года внесено представление об устранении нарушений в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших, которое рассмотрено, однако, нарушения не устранены. В связи с чем, прокурор Целинского района просил обязать администрацию Ольшанского сельского поселения в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия на территории кладбищ расположенных по адресу: с. Богдановка, ул. Новая; с. Головановка, ул. Центральная; с. Ольшанка, ул. Степная, 7а; х. Пушкина, ул. Восточная: установить стенд с планом кладбища; организовать автостоянку; обеспечить водоснабжение; установить общественный туалет; установить контейнерные площадки для накопления ТКО; предусмотреть обваловку территории кладбища; утвердить положение о порядке создания специализированных организаций по вопросам похоронного дела.
В судебном заседании помощник прокурора Балыкин А.В. исковые требования уточнил, просил обязать администрацию Ольшанского сельского поселения в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия на территории кладбищ, расположенных по адресу: с. Богдановка, ул. Новая; с. Головановка, ул. Центральная; с. Ольшанка, ул. Степная, 7а; х. Пушкина, ул. Восточная: установить стенд с планом кладбища; организовать автостоянку; обеспечить водоснабжение; установить общественный туалет; установить контейнерные площадки для накопления ТКО; предусмотреть обвалку территории кладбища.
В судебном заседании представитель ответчика глава администрации Ольшанского сельского поселения Велитарский В.В. с исковыми требованиями был согласен частично, а именно, в части установления контейнерных площадок для накопления ТКО и в части обеспечения водоснабжения, в удовлетворении остальных требований просил отказать, поскольку бюджет Ольшанского сельского поселения является дотационным, денежных средств на выполнение всех требований указанных в исковом заявлении не имеется.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 этого же Федерального закона).
На основании ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными, экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (ред. от 14.02.2022) утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения.
В соответствии с п. 53 СанПиН 2.1.3684-21, при устройстве кладбища должны предусматриваться: водоупорный слой; система дренажа; обваловка территории кладбища; разделение территории кладбища на зоны: ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений; водоснабжение, водоотведение, тепло-электроснабжение, благоустройство территории; подъездные пути и автостоянки.
На кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил (п. 65 СанПиН 2.1.3684-21)
Согласно п.3 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 9.6 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002, рекомендованных Протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12.2001 № 01-НС-22/1, указано, что на кладбищах, площадью до 15 га устанавливается общественный туалет.
Согласно п. 10.18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ Российской Федерации МДК 11-01.2002, рекомендованных Протоколом НТС Госстроя РФ от 25.12.2001 № 01-НС-22/1, на кладбище следует предусматривать стенд с планом кладбища. На плане должны быть обозначены основные зоны кладбища, здания и сооружения, кварталы и секторы захоронений и дана их нумерация. Стенд с планом следует устанавливать на территории кладбища у главного входа.
Судом установлено, что прокуратурой Целинского района Ростовской области в ходе проведенной проверки установлено, что на территории Ольшанского сельского поселения Целинского района Ростовской области имеется 4 кладбища, расположенных по адресу: с. Богдановка, ул. Новая; с. Головановка, ул. Центральная; с. Ольшанка, ул. Степная 7а; х. Пушкина, ул. Восточная. При этом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства на территории указанных кладбищ отсутствуют: стенд с планом кладбища, общественный туалет, автостоянка, водоснабжение, обваловка территории кладбища, контейнерные площадки для накопления ТКО.
По выявленным нарушениям прокурором Целинского района Ростовской области в адрес Главы администрации Ольшанского сельского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших, которое до настоящего времени не исполнено. Доказательств опровергающих данные обстоятельства, ответчиком не представлено.
Поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Ольшанского сельского поселения относится к вопросам местного значения и полномочиям администрации сельского поселения, которая мер по надлежащему содержанию мест захоронения не принимает, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, поданные в интересах неопределенного круга граждан, законны и обоснованы, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
При этом, отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования мероприятий по содержанию мест захоронения не освобождает органы местного самоуправления от решения вопросов местного значения и не должны нарушать права и законные интересы граждан.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Ольшанского сельского поселения Целинского района Ростовской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие мероприятия на территории кладбищ, расположенных по адресу: с. Богдановка, ул. Новая; с. Головановка, ул. Центральная; с. Ольшанка, ул. Степная, 7а; х. Пушкина, ул. Восточная:
- установить стенд с планом кладбища;
- организовать автостоянку;
- обеспечить водоснабжение;
- установить общественный туалет;
- установить контейнерные площадки для накопления ТКО;
- предусмотреть обваловку территории кладбища.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2022 года.