Дело № 2-3778 (2015)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 года Советский районный суд города Брянска в составе:
председательствующего судьи Хроминой А.С.
при секретаре Клычевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Писарева В.Е. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области об оспаривании бездействия, признании права на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:
Писарев В.Е. обратился в суд с заявлением к Департаменту социального обеспечения, Департаменту капитального строительства и архитектуры администрации Брянской области, Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области об оспаривании бездействия, ссылаясь на то, что является несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Является инвалидом по общему заболеванию. Проживает один в доме 1973 года постройки, без надлежащих условий для удовлетворения естественных потребностей, в силу возраста и инвалидности не может в полной мере обеспечивать себя продуктами питания. Истец полагает, что в соответствии с Указом Президента РФ № 1235 от 15.10.1992 года «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и другим мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» и другими нормативными актами он по мерам социальной поддержки приравнен к инвалидам и участникам Великой отечественной войны, и имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и право на получение денежной субсидии для улучшения жилищных условий.
При устном обращении в администрацию Брянской области им был получен отказ и рекомендации обратиться в сельскую администрацию. Сельской администрации отказала заявителю в постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении, что нарушает ст. 54 ЖК РФ, Указ Президента, Закон «О ветеранах». До настоящего времени вопрос получения денежной субсидии для улучшения жилищных условий не решается, в связи с чем, истец просит суд признать бездействия должностных лиц администрации Семецкого сельского поселения, департаментов капитального строительства и архитектуры, социальной защиты администрации Брянской области незаконными, обязать департамент социальной защиты населения признать за ним право на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий, департамент капитального строительства и архитектуры администрации Брянской области оформить выдачу социальной выплаты для улучшения жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца Писарев В.В., действующий в интересах Писарева В.Е. по доверенности, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Логвенок М.В., ведущий консультант, разрешение требований оставила на усмотрение суда, пояснила, что рассмотрение вопроса о включении истца в сводный реестр граждан из числа ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальных образованиях, возможно после принятия положительного решения вопроса постановки его на жилищный учет в органе местного самоуправления.
Глава Семецкого сельского поселения Почепского района Брянской области Белоножко Ф.Ф., заявленные требования не признал, пояснив, что распоряжением Семецкой сельской администрации от 09.12.204 г. № 19-р Писареву В.Е. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как его обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше учетной нормы, домовладение жилое и в хорошем состоянии.
Истец Писарев В.Е., представитель ответчика Департамента строительства и архитектуры Брянской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом: в материалах дела имеются уведомления о вручении почтовых отправлений. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Писарев В.Е., <дата> рождения, имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, в связи с чем ему выдано соответствующее удостоверение. Также он является инвалидом <...> группы по общему заболеванию, бессрочно, что подтверждается справкой серии №..., выданной ФГУ «ГБ МСЭ по Брянской области» филиал бюро №1 <дата>.
Писареву В.Е. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. №..., выданным <дата> Также истцу на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права сер. №..., выданным <дата> г.
В соответствии со справкой Семецкой сельской администрации Почепского района от 10.03.2015 г. № 220, Писарев В.Е. зарегистрирован по адресу: <адрес>, проживает один.
В соответствии с Техническим паспортом, составленным по состоянию на 24.02.2012 г., общая площадь указанного дома составляет <...> кв.м, жилая - <...> кв.м, в доме четыре жилые комнаты, автономная канализация, отопление, газоснабжение, электроснабжение, другие элементы благоустройства.
14.11.2014 г. Писарев В.Е. обратился в Семецкую администрацию Почепского района Брянской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, на основании Федерального закона от 12.01.1995 г. "О ветеранах" № 5-ФЗ и Указа Президента РФ от 15.10.1992г. № 1235.
Решением жилищной комиссии при администрации Семецкого сельского поселения Писареву В.Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи выше учетной нормы, домовладение жилое и в хорошем состоянии.
Распоряжением Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области от 09.12.2014 г. № 19-Р на основании ст. 54 Жилищного кодекса РФ Писареву В.Е. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена, и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 на эту категорию лиц не распространяется.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 23.2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу п. 3.1 ст. 23.2 по письменным заявлениям указанных в пп. 2 п. 3 ст. 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Исходя из названных положений законодательства бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет в качестве таковых. Таким образом, приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке. Кроме того, на данную категорию лиц действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" не распространяется, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в порядке, предусмотренном названным Указом Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Положениями частей 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности и делится на количество членов семьи.
Согласно ч. 3 и ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ. Так, в соответствии с п.п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, на истца приходится <...> кв.м жилой площади занимаемого им помещения, что значительно превышает учетную норму жилой площади по Брянской области. При таких обстоятельствах отсутствуют законные основания для признания истца нуждающимся в жилых помещениях, в связи с чем, он не может быть обеспечен жильем, в соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
Также суд принимает во внимание, что распоряжение Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области от 09.12.2014 г. № 19-Р об отказе Писареву В.Е. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении им не обжаловано и является действующим.
Таким образом, суд находит требования в части признания за истцом права на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий и обязании оформления выдачи социальной выплаты для улучшения жилищных условий необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10 февраля 2009 г. № 2 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 N 3) дал судам соответствующие разъяснения, указав, в частности, что (п. 1) к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Из п. 25 Постановления следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу п. 28 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований.
Как следует из дела, на обращения истца ему в установленный законом срок были даны ответы соответствующими органами и в пределах полномочий.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Поскольку судом не было установлено нарушений прав истца действиями (бездействием) ответчиков, требования в части оспаривания бездействия также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 254 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Писарева В.Е. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаменту строительства и архитектуры Брянской области, Семецкой сельской администрации Почепского района Брянской области об оспаривании бездействия, признании права на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.
Председательствующий А.С.Хромина