Решение по делу № 2-1706/2024 от 23.04.2024

Дело <№>

УИД 33RS0<№>-23

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

<адрес> 25 июня 2024 года

Ковровский городской суд В. <адрес> в составе

председательствующего судьи Рябининой М.В.,

при секретаре Алфимовой В.А.,

с участием представителя истца старшего помощника Ковровского городского прокурора Завьяловой Т.Е.,

истца В.В.,

представителя ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» Шенкмана С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ковровского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов В.В., к Министерству здравоохранения В. <адрес>, государственному бюджетному учреждению здравоохранения В. <адрес> «Ковровская городская больница <№>», государственному казенному учреждению здравоохранения В. <адрес> «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» о возложении обязанности по бесплатному обеспечению лекарственными препаратами, взыскании расходов на приобретение лекарственных препаратов, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ

Ковровский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах В.В., в котором просит возложить на ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости В.В., <дата> года рождения, в бесплатных лекарственных препаратах «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством и по их направлению в Министерство здравоохранения В. <адрес>; на Министерство здравоохранения В. <адрес> возложить обязанность по обеспечению В.В., <дата> года рождения, бесплатными лекарственными препаратами «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством; на ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» после получения финансирования от Министерства здравоохранения В. <адрес> возложить обязанность по осуществлению закупки и обеспечения В.В., <дата> года рождения, бесплатными лекарственными препаратами «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством; взыскать в пользу В.В. в солидарном порядке с Министерства здравоохранения В. <адрес>, ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата «палбоциклиб» денежные средства в сумме 72756 руб.; взыскать в пользу В.В. в солидарном порядке с Министерства здравоохранения В. <адрес>, ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб.; решение суда обратить к немедленному исполнению.

Определением суда от <дата> производство по делу в части требований к ответчику Министерству здравоохранения В. <адрес> о взыскании денежных средств в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата «палбоциклиб» в размере 72756 руб. прекращено в связи с отказом истца от иска.

В обоснование исковых требований указано, что Ковровской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при обеспечении В.В. бесплатными лекарственными препаратами, в ходе которой установлено, что В.В. является инвали<адрес> группы, состоит на диспансерном учете в поликлинике взрослых <№> ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» с основным диагнозом – рак левой молочной железы с T2N2M1 IV ст. МТС в кости. В соответствии с выпиской из дневного стационара ООО «Первый клинический медицинский центр» от <дата> В.В. назначена лекарственная терапия следующими препаратами: «палбоциклиб» 125 мг 1-21-й дни цикл 28 дней, «триметазидин» (предуктал) 80 мг постоянно, «дулоксетин» 60 мг 1 раз в день, «ипидакрин» по 20 мг 3 раза в день, «омепразол» 20 мг постоянно. Согласно заключению врача онколога ФГБУ «Национальный медицинский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России подтверждена необходимость лечения В.В. препаратом «палбоциклиб». Протоколом заседания онкоконсилиума от <дата> <№> ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» принято решение о продолжении В.В. противоопухолевой терапии препаратами «фулвестрант» 500 мг в/м 1 раз в 28 дней+ «палбоциклиб» 125 мг внутрь 1-21 день перерыв 7 дней. <дата> В.В. медицинским учреждением по месту жительства выписан рецепт на препарат «палбоциклиб», однако препарат был получен в аптеке только <дата> в количестве 1 упаковки. Поэтому В.В. <дата> вынуждена была приобрести лекарственный препарат за счет собственных средств на сумму 72756 руб. в связи с долгим отсутствием препарата и невозможности проведения лечения, которое для нее является жизненно необходимым. При обращении в ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» В.В. рецепты на препараты «триметазидин» (предуктал), «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» не выписывались, ссылаясь на отсутствие препаратов в аптечном учреждении. Заболевание В.В. требует постоянной терапии, отсутствие лекарств может повлечь ухудшение состояния ее здоровья. До настоящего времени закупка лекарственных препаратов для истца не организована. Необеспечение В.В. лекарственными препаратами нарушает ее конституционное право на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни и повлекло причинение истцу морального вреда, который она оценивает в 10000 руб.

Представитель истца, помощник Ковровского городского прокурора Завьялова Т.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Решение суда просила обратить к немедленному исполнению.

Истец В.В. в судебном заседании исковые требования поддержала и указала, что в лекарственном препарате «палбоциклиб» нуждается по жизненным показаниям в связи с наличием онкологического заболевания. Ежемесячно в стационаре ГБУЗ ВО «ЦГБ <адрес>» ей вводят препарат «фулвестрант», после которого она в течение 21 дня принимает препарат «палбоциклиб», потом 7 дней перерыв. До 2024 года она проходила лечение по квоте в ООО «Первый клинический медицинский центр», поскольку имела постоянную регистрацию в <адрес>, где в больнице отсутствует врач онколог. С <дата> она имеет временную регистрацию в <адрес>. По рецепту от <дата> она получила препарат <дата>. По рецепту от <дата>, от <дата>, от <дата> данный лекарственный препарат не получила. На лекарственный препарат «омепразол» рецепты выписываются, на другие назначенные ей препараты не всегда. Перерыв в лечении неблагоприятно сказывается на ее состоянии здоровья, лекарственный препарат «палбоциклиб» дорогостоящий, постоянно самостоятельно приобретать его она не имеет финансовой возможности. Из-за отсутствии лечения она опасается за свою жизнь, в связи с чем ей причинены нравственные страдания.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения В. <адрес> Баландина О.А. в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом, отзыва относительно исковых требований не предоставила.

Представитель ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» Шенкман С.В. указал, что с иском не согласен, считает необоснованным взыскание с ответчика денежных средств за приобретенный истцом <дата> лекарственный препарат «палбоциклиб». В период с <дата> по <дата> В.В. была прикреплена к ГБУЗ ВО «ЦРБ <адрес>». Выписка рецептов врачом ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» на лекарственный препарат «палбоциклиб» говорит о том, что врач действовал в соответствии с инструкциями и не отказал пациенту в выписке рецепта. Полагал, что оформлять медицинские документы о нуждаемости истца в лекарственных препаратах должно то медицинское учреждение, к которому на момент их назначения была прикреплена В.В. Однако не отрицал, что заявку на лекарственный препарат «палбоциклиб» медицинское учреждение направило в Министерство здравоохранения В. <адрес> <дата>, централизованная заявка не подавалась. Письменного заявления о прикреплении В.В. к ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» и с <дата> к ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» не имеется, информация имеется только в электронном виде.

Представитель ответчика ГКУЗ ВО «Центр осуществления закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия, предоставив отзыв на исковое заявление, согласно которому в 2024 году в адрес учреждения не поступала информация и персональной потребности пациента В.В. в лекарственных препаратах из <адрес> или медицинской организации. <дата> учреждение отпустило в аптечную сеть ООО «Медилон-Фармимэкс» лекарственный препарат для пациента В.В. на основании рецепта, находящегося на отсроченном обслуживании МНН «палбоциклиб» в количестве 1 упаковки. Лекарственный препарат МНН «триметазидин», МНН «дулоксетин», МНН «ипидакрин» в 2024 году централизованно не закупались, так как отсутствуют в общей сведенной потребности. Лекарственны препарат «омепразол» на 2024 год закупался дважды: <дата> в количестве 1200 упаковок, <дата> в количестве 1014 упаковок. Лекарственный препарат «палбоциклиб» на 2024 год закупался <дата> в количестве 75 упаковок, <дата> в количестве 227 упаковок, <дата> в количестве 152 упаковки.

Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «ЦГБ <адрес>» Панина Е.Г. в судебное заседание не явилась, ранее по существу заявленных требований пояснила, что В.В. является инвалидом I группы, состоит на «Д» учете с основным диагнозом: заболевание левой молочной железы, ст. IV. МТС в кости. Согласно протоколу онкологического консилиума врачей ГБУЗ ВО «Областной клинический диспансер» от 01.02.2024г. <№> В.В. рекомендовано гормональная терапия Фулвестрант 500 мг в/м 1 раз в 28 дней+Палбоциклиб 125мг внутрь 1-21 день перерыв 7 дней. Лечение проводить под контролем клинических анализов. Согласно инструкции по применению лекарственного препарата «палбоциклиб» отсутствует примечание об условии соблюдении режима его введения в условиях стационара и/или дневного стационара. Предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан В. <адрес> за счет средств областного бюджета осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Г. В. <адрес> от <дата> <№> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении». Уполномоченными учреждениями на предоставление мер социальной поддержки, оказывающей амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь В.В., как прикрепленному населению и участвующей в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания населению В. <адрес> медицинской помощи является ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>». Граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения. Предоставление рецептов па лекарственный препарат MНH «палбоциклиб» производится, в соответствии с Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказами Минтруда России <№>н, Минздрава России <№>л от <дата>, по месту жительства пациента. По вопросу оказания медицинской помощи в условиях ЦАОП ГБУЗ ВО «Центральная городская больница <адрес>» пояснила, что ЦАОП ГБУЗ ВО «Центральная городская больница <адрес>» проводит диагностику, хирургические вмешательства (взятие биопсии), противоопухолевую лекарственную терапию в условиях дневного стационара. Препарат «Фулвестрант», согласно инструкции по применению, вводится внутримышечно путем медленной инъекции, только под наблюдением врача, имеющего опыт применения противоопухолевых препаратов. Учитывая форму выпуска лекарственного препарата «Фулвестрант», данный препарат применяется в условиях стационара. Согласно записям, в медицинской карте пациента, В.В. получала лечение в условиях дневного стационара ЦАОП ГБУЗ ВО «Центральная городская больница <адрес>» по рекомендациям согласно протоколу заседания онкоконсилиума от 01.02.2024г. <№>. Пациентке была оказана услуга клинико-статистическая группа (КСГ) ds19.118. Согласно справочнику расшифровки КСГ дневного стационара КСГ ds 19.118 соответствует схема лечения с кодом sh0214 фулвестрант 500 мг 1 раз в 28 дней. Обеспечение пациентов таблетированными лекарственными препаратами (капсулами), к которым относится препарат «палбоциклиб» за счет средств ОМС приведет к подмене медицинской помощи на обеспечение льготным лекарственным препаратам, которое не требует нахождения в стационаре. Согласно письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования от <дата> исх. <№> обеспечение пациентов лекарственными препаратами в амбулаторных условиях за счет средств ОМС не осуществляется. Выдача лекарственных препаратов пациентам, проходящим лечение в дневном стационаре для приема вне медицинской организации, является нецелевым расходованием денежных средств. Заболевание, которым страдает В.В. входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства для лечения этих заболеваний отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Органом исполнительной власти, ответственным за обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами, участвующим в закупке лекарственных препаратов является Министерство здравоохранения В. <адрес>. Таким образом, обязанность по обеспечению В.В.. лекарственными препаратами «Палбоциклиб», «Триметазидин», «Дулоксетин», «Ипидакрин», «Омепразол» согласно нормам, действующего законодательства Российской Федерации, лежит на ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» и Министерстве здравоохранения В. <адрес>.

Представитель третьего лица ГБУЗ ВО «Камешковская ЦРБ» в судебное заседание не явился, указав, что с <дата> по <дата> В.В. в медицинское учреждение по вопросу ее обеспечения лекарственным препаратом «палбоциклиб» не обращалась, сведения в Министерство здравоохранения В. <адрес> не направлялись.

Представитель третьего лица ООО «Медилон-Фармимэкс» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся сторон.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно положениям части 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой <дата> Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 61/106 от 13.12.2006, государства-участники настоящей Конвенции признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами, вновь подтвердили неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими (статья 10 Конвенции).

В соответствии со ст.25 Конвенции государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, среди которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.

В силу части 1 статьи 6.2 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Согласно указанному Перечню инвалиды 1 группы, лица, страдающие онкологическими заболеваниями, подлежат обеспечению бесплатно всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации.

Кроме того, заболевание, которым страдает В.В. с кодом С 50.4, включено в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от <дата> N 715 (С00 - С97 злокачественные образования).

В силу ст. 13 Федерального закона от <дата> N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной государственной помощи.

В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Лекарственные средства «палбоциклиб», «омепразол» включены в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р.

Лекарственный препарат «палбоциклиб», согласно Перечню лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории РФ, рекомендован к назначению в соответствии со Стандартом медицинской помощи взрослым при раке молочной железы, утвержденным Приказом Минздрава России от 02.06.2022 N 376н.

В целях обеспечения государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ и от 29.11.2010 № 326-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Указанной Программой установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе III названной программы указано, что гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы, в том числе при новообразованиях.

Аналогичные права граждан при новообразованиях установлены в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023 N 2353.

Согласно п.п. 1,2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утверждения территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в которой устанавливается перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания населению В. <адрес> медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением администрации В. <адрес> от <дата> N 951, и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению В. <адрес> медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства В. <адрес> от <дата> N 997 гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе при новообразованиях.

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах.

Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Указанной Программой предусмотрено, что за счет средств областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; меры социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в соответствии с Законом В. <адрес> от <дата> N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во В. <адрес>".

Лекарственные препараты «палбоциклиб», «омепразол» поименованы в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, утвержденном указанными Программами.

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки и социального обслуживания отдельным категориям граждан, проживающих на территории В. <адрес>, в том числе категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки и социального обслуживания, формы и содержание указанных мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также порядок и условия их предоставления регламентированы законом В. <адрес> от <дата> <№>-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во В. <адрес>» (далее Закон <№>-ОЗ).

Пунктами 1 и 4 части 1 ст. 57 Закона <№>-ОЗ установлено, что граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <№> «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - Перечень <№>), граждане, страдающие заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" обеспечиваются бесплатно лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Положением о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденным постановлением Г. В. <адрес> от <дата> <№>, установлен порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан В. <адрес> за счет средств областного бюджета, в том числе в виде обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно гражданам, отнесенным к группам населения, указанным в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 890); а также гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в перечнях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".

Заболевание, которым страдает инвалид 1 группы В.В. поименовано во всех указанных Перечнях.

Указом Г. В. <адрес> от <дата> N 242 (ред. от <дата>) утверждено Положение о Министерстве здравоохранения В. <адрес>, в соответствии с которым Министерство является правопреемником Департамента здравоохранения В. <адрес>. К полномочиями и функциям Министерства относится, в т.ч. разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; организация оказания населению В. <адрес> первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству, координация деятельности исполнительных органов области, субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории В. <адрес>, организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством В. <адрес>, и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, установление случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях, участие в установленном порядке в закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, контроль за предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению отдельных категорий граждан В. <адрес> лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях за счет средств областного бюджета.

    Министерство здравоохранения В. <адрес> выполняет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на осуществление деятельности Министерства.

Финансирование Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета, а также за счет средств федерального бюджета, переданных в виде субвенций на осуществление переданных в соответствии с действующим законодательством полномочий.

Пункт 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от <дата> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3.6 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Г. В. <адрес> от <дата> <№> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении", граждане, имеющие право на получение мер социальной поддержки, обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, для выписки рецептов на получение необходимых лекарственных препаратов или изделий медицинского назначения.

При обращении гражданина в медицинскую организацию врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, включенные в Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении граждан в аптечные организации (3.7).

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения В. <адрес> от <дата> N 7-н "Об организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований Федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от <дата> N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов за счет средств Федерального бюджета" на руководителей медицинских организаций В. <адрес> возложена обязанность обеспечить: предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с разделом II Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 929н, Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1345н от <дата>, организацию обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственных препаратов, формирование потребности-заявки и направление ее в установленном порядке в Министерство здравоохранения В. <адрес>, еженедельному проведению анализа назначения лекарственных препаратов с целью мониторинга за своевременным их назначением льготополучателям, выявлению причин отсутствия назначения заявленных лекарственных препаратов, наличия в аптеке невостребованных лекарственных препаратов.

На основании распоряжения Департамента здравоохранения В. <адрес> от <дата> <№> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» с <дата> ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения для постоянно проживающих на территории В. <адрес>, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. На ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» возложена обязанность по обеспечению своевременного заключения контрактов и договоров в порядке, установленном действующим законодательством, и в пределах объемов субсидий на иные цели для предоставления мер социальной поддержки, по обеспечению организации закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в том числе вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения, и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии.

     Согласно Уставу ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» учредителем и собственником имущества учреждения является В. <адрес> (п.1.2); функции и полномочия учредителя имущества учреждения осуществляет Министерство здравоохранения В. <адрес>; функции и полномочия собственника имущества учреждения в пределах своей компетенции осуществляет Министерство имущественных и земельных отношений В. <адрес>. Целью деятельности учреждения является исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ и В. <адрес> полномочий по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания. Функциями учреждения являются, в том числе закупка, прием, перевозка, хранение и распределение лекарственных препаратов, в том числе для льготной категории граждан и отпуск уполномоченной фармацевтической организации (п.2.3.1). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы (п.3.10). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет Учредитель (Министерство здравоохранения В. <адрес>, п. 3.8).

Отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий осуществляется в соответствии с действующим законодательством аптечными организациями, в конкретном случае аптечным структурным подразделением ООО "Медилон-Фармимэкс".

С <дата> вступил в силу Приказ Минздрава России от <дата> N 1093н, которым утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (Приложение 1), согласно которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил N 1093н).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации – В. <адрес> относится к компетенции Министерства здравоохранения В. <адрес>, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами указанную категорию граждан. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания указанной категории граждан медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

В судебном заседании установлено, что В.В., <дата> рождения, является инвали<адрес> группы. В период с <дата> по <дата> она проходила ежемесячное лечение онкологического заболевания - С 50.4 рак левой молочной железы с T2N2M1 IV ст. МТС в кости по 20 дней в ООО «Первый клинический медицинский центр» <адрес> (том 1 л.д. 37-73). Сопутствующими заболеваниями являются гипертоническая болезнь 2 ст. риск 3 (высокий), ГЛЖ. АИТ. Первичный гипотиреоз, остеохондроз позвоночника (полисегментарный), аденома правого надпочечника.

В соответствии с выпиской из дневного стационара ООО «Первый клинический медицинский центр» от <дата> (том 1 л.д. 71-73) В.В. на фоне стабилизации после 25 курсов химиотерапии назначена лекарственная терапия следующими препаратами: «палбоциклиб» 125 мг 1-21-й дни цикл 28 дней, «триметазидин» (предуктал) 80 мг постоянно на весь курс химиотерапии, «дулоксетин» 60 мг 1 раз в день + «ипидакрин» по 20 мг 3 раза в день для профилактики и лечения нейротоксичности, «омепразол» 20 мг постоянно для профилактики язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Все лекарственные препараты назначены на фоне лечения онкологического заболевания при проведении химиотерапии.

Согласно справке ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России (л.д.14) В.В. обращалась <дата> по поводу заболевания С 50.4 рак левой молочной железы с T2N2M1 IV ст. МТС в кости. По месту жительства с февраля 2022 года по декабрь 2023 года получает гормонотерапию Фулвестрант+ палбоциклиб (25 курсов). На фоне лечения стабилизация. Рекомендовано продолжить терапию Фулвестрант+ палбоциклиб в прежнем режиме.

Протоколом заседания онкоконсилиума от <дата> <№> ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» принято решение о продолжении В.В. противоопухолевой терапии «фулвестрант» 500 мг в/м 1 раз в 28 дней+ «палбоциклиб» 125 мг внутрь 1-21 день перерыв 7 дней. Препаратами обеспечиваться по месту жительства ( том 1 л.д.14-15).

Аналогичные рекомендации следуют из выписки из амбулаторной карты В.В. ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» за <дата> (том 1 л.д. 148).

Будучи зарегистрированной по месту пребывания с <дата> по адресу: <адрес>, и прикрепленной на основании заявления от <дата> к ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» (том 1 л.д.178,187), <дата> В.В. обратилась в лечебное учреждение для получения медицинской помощи (том 1 л.д. 161-174).

Врачом-терапевтом В.В. выписан рецепт на препарат «палбоциклиб» (ТН «итулси») серии 1724 <№>, а также на препарат «адеметионин», рецепты на препараты триметазидин» (предуктал), «дулоксетин» «ипидакрин», «омепразол» рецепты не выписывались.

В дальнейшем рецепты на препарат «палбоциклиб» выписывались <дата>, <дата>, <дата> (том 1 л.д. 114, 138-140)

    Рецепт на препарат «омепразол» выписан впервые <дата>, на иные назначенные препараты не выписывались (том 1 л.д.77,112,173). Несмотря на рекомендацию их постоянного применения на фоне химиотерапии.

Требование в ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» медицинским учреждением ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» об отпуске лекарственного препарата «палбоциклиб» для вновь выявленной пациентки В.В. направлено только <дата> с указанием о месячной потребности в препарате капс. 125 мг, <№> упаковка (том 1 л.д.159).

Письмо с просьбой о перераспределении препарата «палбоциклиб» для В.В. в количестве 1 упаковки от пациентке Жуковой Э.А. направлено ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» <дата> в Министерство здравоохранения В. <адрес> (том 1 л.д.160).

Заявка на препарат «палбоциклиб» на март- июнь 2024 года на препарат «палбоциклиб» для пациентки В.В. подана в Министерство здравоохранения В. <адрес> только <дата> (том 1 л.д.154).

Иных доказательств ответчиком ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» не представлено.

По рецепту от <дата> препарат «палбоциклиб» истцом В.В. получен <дата> (том 1 л.д.175), по рецептам от <дата>, <дата> не получен ( том 1 л.д.138).

Препарат «омепразол» по рецепту от <дата> получен <дата>.

Согласно информации, предоставленной ООО «Медилон Фармимэкс» препарат «палбоциклиб» поступил на склад для пациентки В.В. <дата>, <дата> перемещен в аптечную сеть и поступил в аптеку <дата> (том 1 л.д.192, 224).

<дата> препарат «палбоциклиб» закуплен для В.В. в количестве 1 упаковки (21 капсула на 1 месяц).

В судебном заседании В.В. подтвердила получение <дата> в аптеке препаратов «палбоциклиб» в количестве 1 упаковки, «омепразол», «адметионин».

Следовательно, препаратом она обеспечена только на 21 день, по <дата>.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в несвоевременном обеспечении лекарственным препаратом «палбоциклиб» виновно медицинское учреждение ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>», поскольку своевременно не направило заявку на обеспечение лекарственным препаратом В.В.

На иные препараты, за исключением препарата «омепразол» рецепты лечебным учреждением В.В. не выдавались.

Согласно п. 3,6 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденного Приказом Минздрава России от <дата> N 116н медицинская помощь пациентам оказывается в следующих условиях: 1) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

2) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 3) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение). Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами (врачами-терапевтами участковыми), врачами общей практики (семейными врачами) в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики для взрослых, терапевтических, врача общей практики (семейного врача).

Согласно разделу 6 Клинических рекомендаций «Рак молочной железы», утвержденных Минздравом России, показанием для госпитализации в медицинскую организацию в плановой форме является:

оказаниями для госпитализации в медицинскую организацию в плановой форме являются:

1) необходимость выполнения сложных интервенционных диагностических медицинских вмешательств, требующих последующего наблюдения в условиях круглосуточного или дневного стационара;

2) наличие показаний к специализированному противоопухолевому лечению (хирургическое вмешательство, ЛТ, в том числе контактная, ДЛТ и другие виды ЛТ, лекарственная терапия и др.), требующему наблюдения в условиях круглосуточного или дневного стационара.

Согласно приложению <№> к Приказу Министерства здравоохранения В. <адрес> «Об организации оказания медицинской помощи по профилю «онкология» на территории В. <адрес> <№> от <дата> по схеме территориального закрепления организаций 2 и 3 уровня В. <адрес>, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях взрослому населению по профилю «онкология» ЦАОП ГБУЗ ВО «ЦГБ <адрес>» проводит диагностику, хирургические вмешательства (взятие биопсии), противоопухолевую лекарственную терапию в условиях дневного стационара.

Из инструкции по применению лекарственного препарата МНН «Палбоциклиб» (ТН «Итулси») следует, что капсулы необходимо принимать внутрь, вместе с пищей приблизительно в одно и тоже время каждый день (том 1 л.д.150).

Требований о приеме указанного лекарственного препарата под наблюдением врача в круглосуточном или дневном стационаре не установлено, и препарат назначается к применению при амбулаторном лечении. Пациент может принимать указанный препарат самостоятельно.

В соответствии с п. 12,14,16 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от <дата>, за предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь.

При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и оформляет рецепт.

С учетом установленных по делу обстоятельств, а также норм Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Г. В. <адрес> от <дата> <№> «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении", Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от <дата>, довод представителя ответчика ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» Шенкмана С.В. о том, что подавать заявки в <адрес> на лекарственный препарат «палбоциклиб» и выписывать В.В. рецепты на данный препарат должно было ГБУЗ ВО «<адрес> больница» является необоснованным.

Следовательно, исходя из места жительства и прикрепления пациента к лечебному учреждению, обязанность по выдаче пациенту рецептов на лекарственные препараты по профилю онкология, проходящему амбулаторное лечение, лежит именно на ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№> <адрес>», которая в соответствии с Приложением <№> Приказа Минздрава В. <адрес> <№> от <дата> может осуществлять симптоматическое лечение онкологических больных по назначению врача-специалиста, и на которую данная обязанность возложена в силу Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от <дата>.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что права истца В.В. нарушены всеми ответчиками, ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» в части надлежащего оформления медицинских документов о ее потребности в лекарственном препарате, Министерством здравоохранения В. <адрес> ненадлежащей организацией бесплатного обеспечения истца жизненно необходимыми лекарственными препаратами, что привело к перерыву в лечении заболевания, отнесенного к социально значимым, чем нарушено конституционное право истца на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, гарантированное государством.

Поскольку надлежащее исполнение обязанностей ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров работ и услуг в сфере здравоохранения» в отношении истца зависит от поступления от Министерства здравоохранения В. <адрес> финансирования, суд полагает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить и возложить на ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>» обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости В.В., <дата> года рождения, в бесплатных лекарственных препаратах «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством и по их направлению в Министерство здравоохранения В. <адрес>; на Министерство здравоохранения В. <адрес> возложить обязанность по обеспечению В.В., <дата> года рождения, бесплатными лекарственными препаратами «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством; на ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>» после получения финансирования от Министерства здравоохранения В. <адрес> возложить обязанность по осуществлению закупки и обеспечения В.В., <дата> года рождения, бесплатными лекарственными препаратами «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В.В. понесла расходы на приобретение препарата «палбоциклиб» в размере 72756,00 руб., что подтверждено товарным и кассовым чеками от <дата> (том 1 л.д.13).

Судом установлено, что лекарственным препаратом «палбоциклиб» истец В.В. не обеспечена по вине ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>», своевременно не направившим заявку на обеспечение данным лекарственным препаратом в Министерство здравоохранения В. <адрес>.

Поэтому понесенные истцом расходы на приобретение данного лекарственного препарата следует взыскать с ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>».

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <№> «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под нравственными страданиями следует понимать страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Отсутствие заболевания или иного повреждения здоровья, находящегося в причинно-следственной связи с физическими или нравственными страданиями потерпевшего, само по себе не является основанием для отказа в иске о компенсации морального вреда.

В пунктах 25-28 указанного постановления разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.

Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.

Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни.

При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.

Согласно частям 1, 2 статьи 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Учитывая, что права истца на бесплатное обеспечение жизненно важным лекарственным препаратом были нарушены ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>», в связи с чем истец понесла нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за свое состояние здоровья, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает требования истца о взыскании с указанного ответчика компенсации морального вреда обоснованными и определяет размер компенсации в сумме 5000 руб., что соответствует тяжести физических и нравственных страданий, понесенных В.В. в результате бездействия указанного ответчика, степени его вины.

В свою очередь Министерством здравоохранения В. <адрес> своевременно не принято должных мер по организации закупки и обеспечения В.В. необходимым лекарственным средством «палбоциклиб», назначенным ей по жизненным показаниям, как пациенту, имеющему заболевание, относящееся к числу социально значимых. Поскольку истец понесла нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за свое состояние здоровья, в том числе и по вине данного ответчика, с учетом требований разумности и справедливости, суд полагает требования истца о взыскании с министерства здравоохранения В. <адрес> компенсации морального вреда обоснованными и определяет размер компенсации в сумме 5000 руб., что соответствует тяжести физических и нравственных страданий, понесенных В.В.

Оснований для возложения на ответчиков солидарной обязанности по компенсации истцу морального вреда суд не усматривает.

Согласно ч.1 ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

    Принимая во внимание, что В.В. не обеспечена лекарственными препаратами на дату разрешения спора, суд считает возможным обратить в данной части принятое по делу решение к немедленном исполнению.

В силу сит. 103 ГПК РФ с ГБУЗВО «Ковровская городская больница <№>» в доход бюджета муниципального образования <адрес> следует взыскать государственную пошлину в размере 2682,68 руб. (2382,68 руб. за требования имущественного характера +300 руб. за требование о комспенсации морального вреда).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ

Исковые требования Ковровского городского прокурора удовлетворить.

Возложить на ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>», ИНН 3305005834 обязанность по надлежащему оформлению медицинских документов о нуждаемости В.В., <дата> года рождения, <данные изъяты> в бесплатных лекарственных препаратах «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данных препаратов в порядке, предусмотренном действующим законодательством и по их направлению в Министерство здравоохранения В. <адрес>

Возложить на Министерство здравоохранения В. <адрес>, ИНН 3327101468 обязанность по обеспечению В.В., <дата> года рождения, <данные изъяты> бесплатными лекарственными препаратами «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Возложить на ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения В. <адрес>», ИНН 3325008103 на после получения финансирования от Министерства здравоохранения В. <адрес> возложить обязанность по осуществлению закупки и обеспечения В.В., <дата> года рождения, <данные изъяты> бесплатными лекарственными препаратами «палбоциклиб», «триметазидин», «дулоксетин», «ипидакрин», «омепразол» по жизненным показаниям на весь период нуждаемости в полном объеме с учетом заболевания и медицинских назначений до момента отмены применения данного препарата в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Взыскать с ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>», ИНН 3305005834 в пользу В.В., <дата> года рождения, СНИЛС <данные изъяты> в счет возмещения расходов на приобретение лекарственного препарата «палбоциклиб» денежные средства в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Взыскать с Министерства здравоохранения В. <адрес>, ИНН 3327101468 в пользу В.В., <дата> года рождения, СНИЛС <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Взыскать с ГБУЗ ВО «Ковровская городская больница <№>», ИНН 3305005834 в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере 2682,68 руб.

Решение суда в части оформления медицинских документов о нуждаемости В.В. в лекарственных препаратах, ее обеспечения и закупки для нее лекарственных препаратов обратить к немедленному исполнению.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление во В. областной суд через Ковровский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                    М.В. Рябинина

Мотивированное решение изготовлено <дата>

2-1706/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Макарова Валентина Васильевна
Ковровский городской прокурор
Ответчики
ГБУЗ ВО "Ковровская городская больница № 2"
Министерство здравоохранения Владимирской области
Государственное казенное учреждение здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области"
Другие
ГБУЗ ВО "Камешковская центральная районная больница"
ГБУЗ ВО "Центральная городская больница г. Коврова"
ООО "Медилон Фармимекс"
Суд
Ковровский городской суд Владимирской области
Судья
Рябинина Мария Вадимовна
Дело на странице суда
kovrovsky.wld.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.04.2024Передача материалов судье
24.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
25.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее