Дело № 12-127/2022 УИД 33RS0002-01-2022-001549-49 РЕШЕНИЕ 1 июня 2022 года город Владимир Судья Октябрьского районного суда г. Владимира Краснова Т.П. в судебном заседании в городе Владимире по адресу: Октябрьский проспект, д.40, с участием Цыпляковой М.П., защитника Морозовой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Цыпляковой М.П. на постановление заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области Журавлевой В.А. от 01.03.2022 №34-04-02 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - <данные изъяты> Цыпляковой Марины Павловны, установил: Постановлением заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области Журавлевой В.А. от 01.03.2022 №34-04-02 должностное лицо – <данные изъяты> Цыплякова М.П. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ с назначением административного наказания с применением положений частей 2.2. 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей. Согласно данному постановлению, ЮЛ1 на основании лицензии от 23.04.2015 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами. В результате прокурорской проверки 11.01.2022 при осмотре земельных участков, относящихся к придомовой территории МКД и общего имущества МКД ### по <...> ЮЛ1 произведена некачественная уборка снега, на дорожном покрытии, тротуарах имеются наносы снега, спресованные слоями от 5 до 25 см; удаление наледей и сосулек на крыше дома не произведено, чем нарушено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110. Цыплякова М.П. обратилась в суд с жалобой, в которой ставится вопрос об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства за малозначительностью совершенного деяния, либо о замене наказания в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ на предупреждение. Инспекция государственного жилищного надзора Владимирской области, прокурор г.Владимира уведомлены надлежащим образом, в суд не прибыли, каких-либо ходатайств не представили. Неявка госоргана и прокурора не препятствует рассмотрению жалобы. В судебном заседании Цыплякова М.П. и её защитник Морозова Е.Л. поддержали жалобу, изложив содержащиеся в ней доводы. Дополнительно пояснили, что решение о проверке в адрес общества не направлялась, руководителю или иному уполномоченному лицу не вручалось, о проведенной проверке Заявитель узнала из Требования прокурора от 12.02.2022, направленного на электронный адрес общества 13.01.2022, и при предъявлении ей постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 13.01.2022. Рассмотрев жалобу, выслушав Заявителя и её защитника, исследовав дело об административном правонарушении, суд установил следующее. В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей. Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 99-ФЗ). Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме; управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме. Состав общего имущества МКД определен пунктом 2 Правил N 491, в соответствии с подпунктами "б" и "в" которых к общему имуществу МКД относятся, в том числе, крыши, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции). Пунктом 10 Правил N 491 предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества. Согласно пункту 11 Правил N 491 содержание общего имущества МКД включает в себя, в том числе осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требования законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан. Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 11 января 2022 года прокуратурой <...> проведена проверка соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части обслуживания жилищного фонда юридическими лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами и содержание общего имущества собственников многоквартирных домов, было установлено, что <...> находится в управлении ЮЛ1 В ходе проверки также установлено ненадлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома управляющей компанией, что выразилось в непринятии мер по уборке снега и наледи с крыши дома, некачественной уборке снега, на дорожном покрытии, тротуарах (имеются наносы снега, спресованные слоями от 5 до 25 см), что является нарушением "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации N 170 от 27.09.2003. Согласно пункту 3.6.1 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами. Уборка придомовых территорий должна проводиться в следующей последовательности: вначале убирать, а в случае гололеда и скользкости - посыпать песком тротуары, пешеходные дорожки, а затем дворовые территории (пункт 3.6.8). Пунктом 3.6.14 этих же Правил предусмотрена периодичность выполнения зимних уборочных работ по очистке тротуаров во время снегопада (сдвижка и подметание снега) согласно таблице 3.2: при температуре выше - 2° C не реже 1,5 часов, при температуре ниже - 2° C не реже 3 часов. Согласно пункту 3.6.23 Правил N 170, при возникновении скользкости обработка дорожных покрытий пескосоляной смесью должна производиться по норме 0,2-0,3 кг/м при помощи распределителей. Пунктом 3.6.26 Правил N 170 предусмотрено, что обработку покрытий следует производить крупнозернистым и среднезернистым речным песком, не содержащим камней и глинистых включений. Песок должен быть просеян через сито с отверстиями диаметром 5 мм и заблаговременно смешан с поваренной солью в количестве 5 - 8% массы песка. Периодичность очистки тротуаров от снега при снегопадах значительной интенсивности и снегопереносах независимо от их класса, приведенная в таблице 3.2, сокращается, и уборка в отдельных случаях должна производиться непрерывно (пункт 3.6.30 Правил N 170). В соответствии с п. 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе, удаление снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Согласно п. 4.8.10 Правил N 170 входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами. В Минимальный перечень N 290 включены работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее - придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд (пункт 24 перечня). В число минимального перечня работ также входят работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш МКД, в том числе проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи. Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения <данные изъяты> Цыпляковой М.П. к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ. Фактические обстоятельства вмененного должностному лицу правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 20-26), актом проверки с фотофиксацией (л.д. 35-39), поручением прокуратуры Владимирской области от 29.12.2021 и рапортом об обнаружении признаков нарушений жилищного законодательства в части управления МКД и иными материалами дела, оцененными в совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Вывод должностного лица Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области о наличии в деянии <данные изъяты> Цыпляковой М.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса. Статьей 2.4 КоАП РФ определено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Должностное лицо в связи с неисполнением своих служебных обязанностей - непринятии мер к уборке снега с крыш домов и снега с домовой территории обоснованно привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса. Действия <данные изъяты> Цыпляковой М.П. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями КоАП РФ и жилищного законодательства. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 КоАП РФ Необходимые сведения, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения и нарушения лицензионных требований с указанием норм, несоблюдение которых допущено, в постановлении отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 2 статьи 14.1.3 названного Кодекса. Доводы Заявителя о нарушении процедуры проверки нахожу несостоятельными. Согласно пункту 1 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (полномочия прокурора), составляющей главу 2 Закона "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина", при осуществлении возложенных на него функций прокурор: рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 Закона. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 Закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Указаний на принятие прокурором или его заместителем решения о проведении в главе 2 Закона "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина" не содержится. При этом в силу пункта 2 статьи 21 Закона, расположенной в главе 1 "Надзор за исполнением законов", проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. В пункте 5.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года N 2-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу приведенных выше законоположений во взаимосвязи со статьей 10 указанного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. При этом источником такой информации, может служить не только жалоба или заявление граждан и юридических лиц, но и сообщение в средствах массовой информации, сведения, полученные в порядке взаимодействия от других органов публичной власти, а также аналитическая и статистическая информация. Нарушения, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Цыпляковой М.П., выявлены должностным лицом прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора, проводимого без взаимодействия с обществом посредством осмотра общедоступной придомовой территории, решения о проведении проверки не требовалось, и вынесение его 13.01.2022 правовых последствий не влечет, что не противоречит требованиям статей 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации. Постановление заместителя прокурора и должностного лица Инспекции вынесены и дело рассмотрено с участием привлекаемого лица. Соответствующие копии Цыпляковой М.П. вручены. Процедура проверки и привлечения лица к административной ответственности не нарушена. Цыплякова М.П. привлечена к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности(1 год для должностных лиц). Обстоятельства, исключающие производство по делу об административных правонарушениях, установленные ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, отсутствуют. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается. Административное наказание назначено Цыпляковой М.П с учетом положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы <данные изъяты> Цыпляковой М.П. о замене назначенного ей административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с требованиями статьи 4.1.1 КоАП РФ, подлежит отклонению. В соответствии с частью 1 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Согласно части 2 этой же статьи предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Оснований для замены назначенного <данные изъяты> Цыпляковой М.П. административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение не имеется. С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку допущенные нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом <...> безусловно создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Нарушений процессуальных требований, которые могли бы повлечь отмену либо изменение состоявшегося постановления, не допущено. На основании изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, р е ш и л : постановление заместителя начальника Инспекции государственного жилищного надзора Владимирской области Журавлевой В.А. от 01.03.2022 №34-04-02 по делу об административном правонарушении, предусмотренном по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - <данные изъяты> Цыпляковой Марины Павловны оставить без изменения, жалобу Цыпляковой М.П. без удовлетворения. Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии данного решения. Судья Т.П.Краснова |