Решение по делу № 2-2227/2024 (2-13325/2023;) от 15.12.2023

Дело № 2-1-2227/2024

УИД 40RS0001-01-2023-014745-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Калужский районный суд Калужской области в составе

председательствующего судьи Желтиковой О.Е.

при ведении протокола помощником судьи Титковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 21 марта 2024 года гражданское дело по иску ФИО5 к УФСИН России по Калужской области о признании приказа об увольнении незаконным, изменении формулировки увольнения, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

15 декабря 2023 года Омаров Ю.Р., впоследствии уточнив требования, обратился в суд с вышеназванным иском к УФСИН России по Калужской области, указав в обоснование иска, что приказом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ он уволен со службы в уголовно-исполнительной системе РФ. Основанием для увольнения истца послужило заключение служебной проверки. Истец полагает, что его вина не установлена, доводы ответчика, указанные в заключении по результатам служебной проверки являются необоснованными. Просит признать незаконным его увольнение на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ о его увольнении со службы, изменить формулировку оснований увольнения на увольнение по собственному желанию, взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

Истец Омаров Ю.Р. и его представитель по ордеру адвокат Логвиненко В.И. в судебном заседании требования поддержали.

Представитель ответчика УФСИН России по Калужской области по доверенности Новик А.В. исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, копию надзорного производства , суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 197-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ).

Частью третьей статьи 24 Закона Российской Федерации 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» сотрудник обязан в том числе знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы, обеспечивать их исполнение, проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере (п.1.); знать и выполнять должностную инструкцию и положения иных документов, определяющих его права и служебные обязанности, выполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников) (п.2); соблюдать при исполнении служебных обязанностей права и законные интересы граждан, общественных объединений и организаций (п.;), соблюдать внутренний служебный распорядок учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей (п.5); не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (п.12); в порядке, установленном статьей 31 настоящего Федерального закона, временно исполнять обязанности, не предусмотренные должностной инструкцией по замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе (п.19); знать и соблюдать требования охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) (п.21).

Согласно статье 13 Федерального закона №197-ФЗ, определяющей требования к служебному поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время, сотрудник должен: соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; соблюдать нормы служебной, профессиональной этики; проявлять корректность, уважение, вежливость и внимательность по отношению к гражданам и должностным лицам; не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации либо авторитету учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с частью 1 статьи 55 Федерального закона № 197-ФЗ служебное время - это время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона №197-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником законодательства Российской Федерации, Присяги сотрудника уголовно-исполнительной системы, дисциплинарного устава уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкции, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при исполнении служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В силу части 2 статьи 49 Федерального закона № 197-ФЗ грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником является: 1) несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации; 2) отсутствие сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени; 3) нахождение сотрудника на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения либо отказ сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения; 4) совершение сотрудником виновного действия (бездействия), повлекшего за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникновение угрозы жизни и (или) здоровью людей, создание помех в работе или приостановление деятельности учреждения или органа уголовно-исполнительной системы либо причинение иного существенного вреда гражданам и организациям, если это не влечет за собой уголовную ответственность; 5) разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность; 6) небрежное хранение сотрудником вверенных для служебного пользования оружия и патронов к нему, повлекшее его (их) утрату, если это не влечет за собой уголовную ответственность; 7) отказ или уклонение сотрудника от прохождения медицинского освидетельствования в случаях, если обязательность его прохождения установлена законодательством Российской Федерации; 8) неявка сотрудника без уважительной причины на заседание аттестационной комиссии для прохождения аттестации; 9) умышленное уничтожение или повреждение сотрудником имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, повлекшие причинение существенного ущерба, если это не влечет за собой уголовную ответственность; 10) нарушение сотрудником требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда) при условии, что это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, пожар, аварию, катастрофу) либо заведомо создало реальную угрозу наступления таких последствий, если это не влечет за собой уголовную ответственность; 11) совершение сотрудником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, виновных действий, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя; 12) принятие сотрудником необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба такому имуществу; 13) сокрытие сотрудником фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения; 14) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, в том числе в отношении учреждения и (или) органа уголовно-исполнительной системы, если это не входит в служебные обязанности сотрудника.

В соответствии с пунктом 6 части 2 ст. 84 Федерального закона № 197-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в уголовно-исполнительной системе в связи с грубым нарушением служебной дисциплины.

В соответствии с ч. 6 ст. 52 указанного выше Федерального закона, устанавливающей порядок применения к сотрудникам органов уголовно-исполнительной системы дисциплинарных взысканий, предусмотрено, что дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу (ч. 7).

В соответствии с ч. 8 ст. 52 Федерального закона №197-ФЗ предусмотрено, что до наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение сотрудником не представлено или он отказался дать такое объяснение, составляется соответствующий акт. Непредставление сотрудником объяснения в письменной форме не является препятствием для наложения дисциплинарного взыскания. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя в соответствии со статьей 54 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка.

Порядок проведения служебной проверки установлен статьей 54 Федерального закона № 197-ФЗ от 19.07.2018 года.

Исходя из положений части 1 статьи 54 Федерального закона № 197-ФЗ служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа УИС или уполномоченного руководителя либо по заявлению сотрудника при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 этого закона, предусматривающей ограничения и запреты, связанные со службой в УИС

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 9 статьи 54).

Частью 3 названной статьи установлено, что при проведении служебной проверки в отношении сотрудника должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе.

Организация и проведение служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации предусмотрены Порядком проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 31 декабря 2020 года № 341 «Об утверждении Порядка проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (действовавшим на момент проведения служебной проверки в отношении истца).

В п. 4 Порядка содержится исчерпывающий перечень оснований для проведения служебных проверок, которые осуществляются органом уголовно-исполнительной системы в отношении сотрудников, в том числе: по факту совершения дисциплинарного проступка, применения (использования) сотрудником физической силы, специальных средств и оружия, а также иных происшествий с участием сотрудника, если имеются основания полагать, что оно явилось следствием дисциплинарного проступка либо произошло при исполнении сотрудником служебных обязанностей; возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении; гибели (смерти) сотрудника, получения им увечья или иного повреждения здоровья; нарушения условий контракта; наличия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно - исполнительной системе.

В соответствии с частями 5, 7, 8 статьи 54 Федерального закона № 197-ФЗ результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три рабочих дня со дня завершения проверки, в заключении по результатам служебной проверки указываются: установленные факты и обстоятельства; предложения, касающиеся наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания. Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.

Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ Омаров Ю.Р. проходил службу в УФСИН России по Калужской области в должности начальника участка колонии-поселения ФКУ «Исправительная колония №3» УФСИН России по Калужской области на основании контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации №О-14.

В соответствии с условиями контракта Омаров Ю.Р. взял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе РФ (п.1), добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией (пп.4.3), соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе РФ, установленные Федеральным Законом и нормативными правовыми актами РФ (пп.4.4.), соблюдать внутренний служебный распорядок и порядок несения службы (дежурства), в возможно короткие сроки сообщать непосредственно руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей (пп.4.5.).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона № 197-ФЗ при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник должен: 1) соблюдать служебную дисциплину, исполнять обязанности по замещаемой должности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; 2) осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных полномочий; 3) не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций, а также соблюдать принцип беспристрастности, исключающий возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий и других общественных объединений; 4) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению им служебных обязанностей; 5) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики.

Как следует из положений Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом ФСИН России от 11 января 2012 года №5, данный Кодекс разработан и утвержден в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, основан на действующем законодательстве, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Настоящий Кодекс служит следующим целям: установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего; формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения; воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали; регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности; соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни; выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения; выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего (Раздел I пункт 4).

Согласно статьи 8 Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом ФСИН России от 11.01.2012 № 5, сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС; б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности: в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС; г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций: д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей; е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений; ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения; з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами; и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС; л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера; м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации; н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке; о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота; п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

Согласно пункту 9 Кодекса этики сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим (далее - руководитель), рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении или органе УИС благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Должностной инструкцией начальника участка колонии поселения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области лейтенанта внутренней службы Омарова Ю.Р. предусмотрено, начальник участка колонии-поселения в том числе обязан обеспечивать выполнение осужденными правил внутреннего распорядка исправительного учреждения, строго регламентируемого распорядка дня в участке колонии-поселения, ориентировать работу с осужденными на формирование у них стремления к соблюдению установленного порядка отбывания наказания, требований закона; знать положение дел на участке колонии-поселении, изучать личности осужденных, выявлять и осуществлять учет лиц, склонных к противоправным действиям, оперативно разрешать возникающие конфликтные ситуации, осуществлять меры индивидуально-воспитательного воздействия на правонарушителей, соблюдать профессиональную этику, соблюдать анонимность доверительной информации.

Основными задачами начальника колонии-поселения являются в том числе обеспечение исполнения уголовно-исполнительного законодательства РФ, обеспечение выполнения задач по надзору за поведением осужденных и соблюдением ими требований правил внутреннего распорядка.

Также должностной инструкцией начальника участка колонии-поселения ФКУ ИК-№ УФСИН Росси предусмотрено право сотрудника уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

Согласно п.62 должностной инструкции начальник участка колонии-поселения несет персональную ответственность, в том числе, за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Омаровым Ю.Р. подписано обязательство о соблюдении требований Федерального законодательства РФ т 25 декабря 200 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Как следует из содержания обязательства, Омаров Ю.Р. обязался во время службы в уголовно-исполнительной системе уведомлять подразделения собственной безопасности ФСИН России обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

В указанном уведомлении также содержатся информирование Омарова Ю.Р. о том, что нарушение им данного обязательства влечет увольнение его со службы либо привлечение к дисциплинарной ответственности.

Таким образом, на истца Омарова Ю.Р., занимающего должность начальника участка колонии-поселения ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области, в том числе возложены обязанности неукоснительно соблюдать связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией, а также не допускать нарушения условий контракта воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении им должностных обязанностей, а также сообщать нанимателя (работодателя), а также подразделения собственной безопасности ФСИН России обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Приказом УФСИН России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ ода расторгнут контракт с Омаровым Ю.Р. и он уволен с ДД.ММ.ГГГГ со службы в уголовно-исполнительной системе по пункту 6 части 2 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ от 19.07.2018 г. (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).

Основанием для издания оспариваемого приказа послужило в том числе заключение УФСИН России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ «О результатах служебной проверки УФСИН России по Калужской области по факту не уведомления Омаровым Ю.Р. представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения к нему осужденного в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Материалами дела установлено, что приказом УФСИН России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ была организована служебная проверка по факту не уведомления Омаровым Ю.Р. представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения к нему осужденного в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

ДД.ММ.ГГГГ Омаров Ю.Р. был ознакомлен с приказом о проведении в отношении него служебной проверки.

Как следует из указанного приказа, начальник УКП ФКУ ИЗ-3 УФСИН России по Калужской области Омаров Ю.Р. не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения к нему осужденного ФИО13 в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения служебной проверки послужил в том числе рапорт старшего оперуполномоченного ОСБ УФСИН России по Калужской области Анохина Т.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «Опрос» были устно опрошены сотрудники ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области и осужденные УПК ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области; в ходе опроса стало известно, что начальник УКП ФКУ ИК-3УФСИН России по Калужской области лейтенант внутренней службы Омаров Ю.Р. возможно не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения к нему осужденного ФИО13 в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Так, из объяснений Омарова Ю.Р. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял суточное дежурство на УКП ФКУ ИК-3. В этот день к нему обратился осужденный ФИО13, в ходе разговора ФИО13 попросил Омарова Ю.Р., чтобы тот поговорил с начальником ФКУ ИЗ-3 о неперерасселении ФИО13 за изъятый у него сотовый телефон. При этом ФИО13 пояснил, что отблагодарит Омарова Ю.Р. и начальника учреждения, а именно: даст денег, если ОН (Омаров) через начальника решит его вопрос; сумму ФИО13 не называл; в просьбе ФИО13 он отказал; денежные средства от ФИО13 не получал; по факту склонения его ФИО13 к совершению коррупционного правонарушения никого не уведомил; хотел уведомить начальника учреждения, но так как тот с ДД.ММ.ГГГГ был в отпуске, то никого более не уведомил.

Также в своих объяснениях Омаров Ю.Р. указал, что весной 2023 года ФИО13 обращался к нему и пояснил, что хочет написать ходатайство на условно-досрочное освобождение, и попросил Омарова Ю.Р. помочь ему, а именно, чтобы Омаров Ю.Р. поговорил за него с сотрудником прокуратуры, чтобы тот поддержал его на УДО, за что ФИО13 отблагодарит Омарова Ю.Р. в виде сотового телефона. На просьбу ФИО13 он ответил отказом. По данному факту начальника учреждения он также не уведомлял; по всем указанным фактам никого в УФСИН России по Калужской области он не уведомлял.

Из рапорта старшего оперуполномоченного ОСБ УФСИН России по Калужской области Анохина Т.Г. следует, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ОСБ УФСИН России по Калужской области старший лейтенант внутренней службы Омаров Ю.Р. не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения к нему осужденного ФИО13 в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Согласно выводам заключения служебной проверки, утвержденной врио начальника УФСИН России по Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ, за нарушение служебной дисциплины, ставшее возможным вследствие ненадлежащего исполнения требований п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона №197, п.4.3. контракта, подпункта «к» п.8 раздела 2 Кодекса этики, выразившееся в недобросовестном исполнении обязанностей по замещаемой должности, а именно в сокрытии и неуведомлении Омаровым Ю.Р. представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения к нему осужденного ФИО13, в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, что привело в нарушению требований ч.1, 2 ст.9 Федерального закона от 25 декабря 20208 года №273-ФЗ, п.14, ч.1 ст.12 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ, п.п. 2, 3 Порядка, п.44 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ , на лейтенанта внутренней службы Омарова Ю.Р. наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения из уголовно-исполнительной систему по п.6 ч.2 ст.84 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) ФЗ от 19 июля 2018 года №197-ФЗ.

Заключением служебной проверки установлено, что в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками ОСБ УФСИН России по Калужской области стало известно о том, что лейтенант внутренней службы Омаров Ю.Р., начальник УПК ФКУ ИК-3 УФСИН России по Калужской области не уведомил представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения к нему осужденного ФИО13 в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Так, осужденный ФИО13 пояснил, что в марте 2023 года Омаров Ю.Р.предложил ему, чтобы он купил Омарову Ю.Р. сотовый телефон, взамен Омаров Ю.Р. должен помочь ему при рассмотрении его дела в суде на ИТР. После чего, Омаров Ю.Р. несколько раз требовал у Фирсова м.С.сотовый телефон, угрожая, что будет водворять его в ШИЗО. До настоящего времени ФИО13 телефон ему не передал. В августе 2023 года Омаров Ю.Р. сказал, что ФИО13 за нарушение ПВР переведут для дальнейшего отбывания наказания обратно в исправительную колонию. ФИО13 предложил Омарову Ю.Р. 50 000 рублей за то, что он поможет ему и его не переведут в колонию. Омаров Ю.Р. согласился помочь, а деньги должен получить после того, как окажет помощь. К объяснению ФИО13 приложил СД-диск с аудиозаписью разговора с Омаровым Ю.Р.

Материалами служебной проверки также установлено, что на предоставленном осужденным ФИО13 СД-диске имеется аудиозапись разговора осужденного ФИО13 и начальника УКП ФКУ ИК-3 УФСИН России ФИО5 Ю.Р., из разговора следует, что Омаров Ю.Р. требует у ФИО13 сотовый телефон, спрашивает, когда он ему передаст его. Также из разговора следует, что ФИО13 предлагает Омарову Ю.Р. 50 000 рублей, на что Омаров Ю.Р. соглашается, при условии, что деньги возьмет после того, как окажет помощь.

Исходя из анализа телефонного разговора и объяснений ФИО13 и Омарова Ю.Р., в заключении служебной проверки сделан вывод, что передача сотового телефона осужденным ФИО13 начальнику УКП ФКУ ИК-3 УФСИН России ФИО5 Ю.Р. не является инициативой осужденного ФИО13, а это сам Омаров Ю.Р. требует от осужденного ФИО13 передачу ему сотового телефона, при этом Омаров Ю.Р. не отказывается от предложенных ему осужденным ФИО13 денежных средств в сумме 50 000 рублей и намеревается их получить после того, как поможет ФИО13

В материалах проверки содержаться объяснения осужденного ФИО13 данному факту.

Таким образом, по результатам служебной проверки, был сделан вывод, что Омаровым Ю.Р. были нарушены положения нормативных правовых актов, а именно: п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона №197-ФЗ, п.4.3. контракта о службе, пп. «к» п.8 раздела 2 Кодекса Этики, ч.1, 2 ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ, п.14 ч.1 ст.12 Федерального закона №197-ФЗ, п.п.2, 3 Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения федерального государственного служащего ФСИН к совершению коррупционных правонарушений, утвержденного Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ года , п.44 должностной инструкции от ДД.ММ.ГГГГ должностной инструкции, ст.12 Федерального закона №197-ФЗ.

В судебном заседании истец Омаров Ю.Р. и его представитель указали, что заключение служебной проверки в отношении истца является не законным, поскольку основано на недопустимом доказательстве – аудиозаписи, представленной ФИО13

Между тем, из пояснений Омарова Ю.Р. данных ДД.ММ.ГГГГ следует, что он действительно не уведомил нанимателя (работодателя) о факте обращения к нему лица (осужденного ФИО13) с целью склонения к совершению коррупционного правонарушения.

Таким образом, выводы, сделанные по итогам проведения служебной проверки, являются законными. Проверка проведена по решению руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы, установлены факты и обстоятельства совершения сотрудником дисциплинарного проступка, вина, причины и условия, способствовавшие совершению истцом дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе. При этом, служебная проверка проведена в установленный срок со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки изложены в письменной форме в виде заключения. Заключение по результатам служебной проверки подписано лицами, ее проводившими, и утверждено руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы.

При таких обстоятельствах доводы истца о незаконности заключения о результатах служебной проверки по факту нарушения им условий контракта, утвержденного начальником УФСИН России по Калужской области, Правил и должностной инструкции, Устава ФКУ ИК-3, не нашли своего подтверждения.

По условиям заключенного с истцом контракта он принял на себя обязательства по прохождению службы взял на себя обязательства, связанные с прохождением службы в уголовно-исполнительной системе РФ (п.1), добросовестно исполнять служебные обязанности, предусмотренные Федеральным законом, настоящим контрактом и должностной инструкцией (пп.4.3), соблюдать требования к служебному поведению сотрудника, ограничения и запреты, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе РФ, установленные Федеральным Законом и нормативными правовыми актами РФ (пп.4.4.), соблюдать внутренний служебный распорядок и порядок несения службы (дежурства), в возможно короткие сроки сообщать непосредственно руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и об иных обстоятельствах, препятствующих исполнению своих служебных обязанностей (пп.4.5.).

Условиями п.11 контракта определено, что контракт может быть прекращен или расторгнут по основаниям, предусмотренным Федеральным законом.

Таким образом, контракт с ФИО14 расторгнут по пункту 6 части 2 статьи 84 Федерального закона № 197-ФЗ от 19.07.2018 г. (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины).

Учитывая вышеприведенное законодательство и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что Омаров Ю.Р. при исполнении своих должностных обязанностей своим поведением допустил грубое нарушение служебной дисциплины, которое вызвало сомнение в добросовестном исполнении им своих должностных обязанностей, в результате чего сложилась ситуация, которая способна нанести ущерб авторитету УИС. Указанные обстоятельства, послужили основанием для проведения служебной проверки.

Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах доводы истца о незаконности его увольнении со службы не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Учитывая характер совершенного проступка, ответчик правомерно привлек истца к ответственности в виде увольнения из органов уголовно-исполнительной системы, оснований для признания незаконным приказа об увольнении, изменении формулировки увольнения, компенсации морального вреда не имеется, поэтому требования истца Омарова Ю.Р. удовлетворению не подлежат.

При назначении дисциплинарного наказания в виде увольнения со службы ответчиком в достаточной степени учтены все обстоятельства и тяжесть совершенного проступка, а также наличие иного дисциплинарного проступка в виде строгого выговора, наложенного приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Процедура увольнения истца ответчиком не нарушена.

Исходя из изложенного, суд отказывает истцу в удовлетворении требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО5 к УФСИН России по Калужской области о признании приказа об увольнении незаконным, изменении формулировки увольнения, компенсации морального вреда - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором принесено апелляционное представление в Калужский областной суд через Калужский районный суд Калужской области в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.

Председательствующий О.Е. Желтикова

Мотивированное решение составлено 03 апреля 2024 года.

2-2227/2024 (2-13325/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Омаров Юрий Рамазанович
Ответчики
УФСИН России по Калужской области
Другие
ФКУ ИК№ 3 УФСИН России по Калужской области
Суд
Калужский районный суд Калужской области
Судья
Желтикова О.Е.
Дело на странице суда
kaluga.klg.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2023Передача материалов судье
21.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.01.2024Предварительное судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
15.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
03.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее