Решение по делу № 12-16/2019 от 07.12.2018

Дело № 12-16/2019 РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 18 января 2019 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
Шустова Д.Н., с участием представителя МУП «Водоканал»
Александровой Е.И., действующей по доверенности, представителей Росприроднадзора Модина В.Е., Рыбаковой Т.В., действующих по доверенности,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по заявлению представителя МУП «Водоканал» Александровой Е.И. на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное должностным лицом старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл – заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Рыбаковой Т.В., которым

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал»
г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола», расположенное по адресу: Республика
Марий Эл, <адрес>,
ИНН , КПП ОГРН ,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 110000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл – заместителем начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Рыбаковой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (МУП «Водоканал») привлечено к административной ответственности и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, представитель
МУП «Водоканал» Александрова Е.И. обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что МУП «Водоканал» не согласно с оспариваемым постановлением в части наказания, считает его подлежащим отмене. Заявитель указывает, что МУП «Водоканал» было вменено непринятие всех исчерпывающих мер для соблюдения указанных требований законодательства, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. В целях выполнения требований природоохранного законодательства, на основании приказа «О проведении инвентаризации отходов производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ во всех структурных подразделения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена инвентаризация отходов производства и потребления, и в 2017 году разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл на основании приказа «Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» от ДД.ММ.ГГГГ -п утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ. МУП «Водоканал» в 2017 году разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) для обособленного подразделения предприятия - биологические очистные сооружения канализации г. Йошкар-Олы, подано заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 28 марта
2017 года , получено письмо Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для обособленного подразделения предприятия МУП «Водоканал» - биологические очистные сооружения канализации г. Йошкар-Олы», поскольку нет места конечного размещения трех отходов - осадок с песколовок при очистке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод малоопасный (код по ФККО ), смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженная, малоопасная (код по ФККО ), отходы (осадки) после механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО ). По данному вопросу МУП «Водоканал» неоднократно на протяжении нескольких лет обращалось в адрес Администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», Правительство Республики Марий Эл (документы предоставлялись в адрес Росприроднадзора). Однако в Республике Марий Эл не был решен вопрос с местом размещения для данных видов отходов, внесенного в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Поэтому МУП «Водоканал» самостоятельно разработан проект «Полигона временного размещения иловых осадков (с использованием существующих котлованов) с очистных сооружений канализации (ОСК) г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл», который прошел государственную экологическую экспертизу и главгосэкспертизу. Учитывая тяжелое финансовое состояние предприятия, МУП «Водоканал» за счет своих средств ведет строительство полигона иловых осадков в границах земельного участка площадью 2,8835 гектаров, местоположение Республика Марий Эл, Куярское лесничество, кадастровый номер участка согласно плану мероприятий (дорожная карта), утвержденной Правительством Республики Марий Эл от
ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день МУП «Водоканал» с момента начала строительства полигона потрачено 21 962 900 руб. Срок окончания строительства запланирован на ДД.ММ.ГГГГ. Принимая во внимания требования законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления, при транспортировке отходов МУП «Водоканал» по возможности старается обеспечить герметизацию кузовов транспортных средств (путем герметизации стыков монтажной пеной) с целью исключения протекания стоков на проезжую часть. Выпадение обильных атмосферных осадков в октябре 2018 года привели к значительному разжижению иловых осадков сточных вод, в связи с чем даже герметизированные борта транспортных средств дали протекание стоков. Учитывая конкретные обстоятельства, а именно тяжелое финансовое состояние предприятия, климатические условия региона, обильное количество атмосферных осадков в виде дождя и снега, а также полное признание предприятием вины в совершении правонарушения, МУП «Водоканал» полагает, что к предприятию при назначении административного наказания по ст. 8.2 КоАП РФ возможно применить ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и административное наказание в виде административного штрафа снизить до 55 000 рублей.

В судебном заседании представитель МУП «Водоканал»
Александрова Е.И. доводы и требования жалобы поддержала, пояснила аналогично изложенному в жалобе.

В судебном заседании представители Росприроднадзора Модин В.Е., Рыбакова Т.В. доводы жалобы посчитали несостоятельными, назначение наказание, его возможное снижение, просив оставить на усмотрение суда.

Выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы административного дела, материалы дела , обсудив доводы жалобы и приложенные к ней документы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», транспортирование отходов должно осуществляться в том числе при условии наличия специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от 09 октября
2018 года в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведен плановый (рейдовый) осмотр обследования территорий муниципального
образования «Медведевский муниципальный район» Республики Марий Эл;
Городского округа «Город Йошкар-Ола» Республики Марий Эл, в ходе которого выявлены нарушения, установлено, что МУП «Водоканал» не соблюдаются экологические требования при обращении с отходами производства и потребления. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09 часов 15 минут до 10 часов 30 минут на пересечении
<адрес> и <адрес> (остановка «Фабричная», напротив АО «Контакт») г. Йошкар-Олы сотрудниками ГИБДД: инспекторами ДПС СБ ДПС ГИБДД ОР МВД по Республике Марий Эл лейтенантом САВ, лейтенантом ЧМВ, совместно с сотрудниками Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл при осмотре автотранспортных средств, осуществляющих транспортирование отходов: "смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный" (4 класса опасности) установлено следующее.

При осмотре автотранспортного средства МАЗ 555102-223, государственный регистрационный № принадлежащего на праве собственности МУП "Водоканал" г. Йошкар-Олы, свидетельство о регистрации ТС серии , выданное ГИБДД МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ установлено, что водителем МВА на вышеуказанном автотранспортном средстве осуществляется транспортирование по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ отходов "смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный" (4 класса опасности). При осмотре кузова автотранспортного средства МАЗ 555102-223, государственный регистрационный выявлено, что при транспортировании вышеуказанного отхода 4 класса опасности происходит просачивание отхода на проезжую часть <адрес> из-за негерметичности бортов кузова транспортного средства. Данный факт подтверждается фото- и видеосъемкой, объяснением № б/н от 10 октября
2018 года, данным водителем МВА

При осмотре автотранспортного средства МАЗ 555102-223, государственный регистрационный , принадлежащего на праве собственности МУП "Водоканал" г. Йошкар-Олы, свидетельство о регистрации ТС серии , выданное ГИБДД ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водителем БСА на вышеуказанном автотранспортном средстве осуществляется транспортирование по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ отходов "смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный" (4 класса опасности). При осмотре кузова автотранспортного средства МАЗ 555102-223, государственный регистрационный
выявлено, что при транспортировании вышеуказанного отхода 4 класса опасности происходит просачивание отхода на проезжую часть <адрес> из-за негерметичности бортов кузова транспортного средства, что подтверждается фото- и видеосъёмкой.

При осмотре автотранспортного средства МАЗ 555102-223 государственный регистрационный , принадлежащий на праве собственности МУП "Водоканал" <адрес>, свидетельство о регистрации ТС серии , выданное ГИБДД МРЭО ГИБДД МВД по <адрес> Эл ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водителем СВН на вышеуказанном автотранспортном средстве осуществляется транспортирование по путевому листу от ДД.ММ.ГГГГ отходов "смесь осадков механической и биологической очистки хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод обезвоженный" (4 класса опасности). При осмотре кузова автотранспортного средства МАЗ 555102-223, государственный регистрационный выявлено, что при транспортировании вышеуказанного отхода 4 класса опасности происходит просачивание отхода на проезжую часть <адрес> из-за негерметичности бортов кузова транспортного средства, что подтверждается фото- и видеосъёмкой.

Подробный перечень нарушений полностью отражен в акте проверки
от ДД.ММ.ГГГГ, протоколе об административном правонарушении, постановлении должностного лица.

Деятельность МУП «Водоканал» по обращению с отходами включает транспортирование отходов I - V класса опасности, в соответствии с действующей лицензией от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, выданной Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении
от ДД.ММ.ГГГГ , представлением от ДД.ММ.ГГГГ
, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, и иными материалами дела, по существу в жалобе не оспариваются.

Всем доказательствам по делу в их совокупности должностным лицом дана надлежащая правовая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Указанные доказательства, получив надлежащую правовую оценку, являются достаточными для установления виновности МУП «Водоканал» во вмененном ему административном правонарушении.

Нарушений норм материального закона и процессуальных требований, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, не допущено.

Постановление о привлечении предприятия к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которые получили надлежащую оценку должностным лицом.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виновность МУП «Водоканал» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, не оспаривается и подтверждается собранными и исследованными в ходе судебного заседания доказательствами, которым должностное лицо дало надлежащую оценку в соответствии с требования ст. 26.11 КоАП РФ.

В жалобе заявителем указывается на наличие оснований для применения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, а также ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, согласно которой при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.

Между тем, документов об имущественном и финансовом положении МУП «Водоканал» не представлено, в связи с этим отсутствуют основания для рассмотрения вопроса о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела. Кроме того, как обоснованно указано должностным лицом, при рассмотрении административного дела юридическим лицом не было представлено никаких иных организационно-распорядительных и прочих документов по принятию МУП «Водоканал» мер по недопущению выявленных нарушений. При транспортировании илового осадка влажностью 75-82 %, юридическим лицом не предпринимаются достаточные меры по исключению просачивания осадка через стыки кузовов автотранспортных средств; герметизация кузова автомобилей с целью исключения протекания производится только 2 раза в неделю.

Таким образом, исключительных обстоятельств для применения ч. 3.2
ст. 4.1 КоАП РФ судом также не установлено.

В то же время суд считает необходимым изменить наказание, назначенное МУП «Водоканал» и исключить указание на повторность совершения однородного административного правонарушения.

Повторное совершение МУП «Водоканал» однородного административного правонарушения не нашло своего подтверждения, сведений, достоверно подтверждающих данное обстоятельство, суду сторонами не представлено.

Кроме того, в качестве смягчающего наказание обстоятельство суд считает возможным указать полное признание заявителем своей вины в административном правонарушении, что необоснованно не нашло своего отражения в обжалуемом постановлении (стр. 8). Исходя из изложенного, суд считает возможным снизить установленный должностным лицом размер наказания МУП «Водоканал».

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело должностным лицом, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8, 30.9
КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Марий Эл – заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл Рыбаковой Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ , которым Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» г. Йошкар-Олы» муниципального образования «Город Йошкар-Ола» (МУП «Водоканал») привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере
110 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, изменить: исключить из постановления Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ указание на повторность совершения МУП «Водоканал» однородного административного правонарушения, назначить МУП «Водоканал» наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (ста тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В остальной части постановление Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу представителя МУП «Водоканал» Александровой Е.И. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики
Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Д.Н. Шустова

12-16/2019

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Шустова Д.Н.
Дело на странице суда
yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru
18.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее