Судья Ибрагимова Ю.Р. дело № 33-2271/2023
дело № 2-3725/2023 (УИД 12RS0003-02-2023-003514-24)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 19 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Скворцовой О.В.,
судей Гринюк М.А. и Протасовой Е.М.,
при секретаре Тарасовой С.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город
Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 августа 2023 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора города Йошкар-Олы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность выполнить работы по приведению оборудования детской площадки, расположенной во дворе дома № 12 по ул. Подольских Курсантов г. Йошкар-Олы, в соответствие с ГОСТ Р 52301-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденным и введенным в действие Приказом Росстандарта от 24 июня 2013 года № 182-ст, путем замены сиденья качели и установки отсутствующей доски в переходе между горками в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу.
Взыскать с администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Йошкар-Олы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения просил возложить на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанность выполнить работы по приведению оборудования детской площадки, расположенной во дворе дома № 12 по ул. Подольских Курсантов г. Йошкар-Олы, в соответствие с Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» путем замены сиденья качели и установки отсутствующей доски в переходе между горками в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой в деятельности администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» выявлены нарушения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно: установлен факт ненадлежащего состояния элементов оборудования детской игровой площадки, расположенной во дворе дома по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, д.12, - на качели отсутствует сиденье и доска в переходе между горками. Ненадлежащее состояние детской площадки создает угрозу причинения жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. В соответствии с Правилами благоустройства, действующими на территории городского округа «Город Йошкар-Ола» владельцы малых архитектурных форм обязаны содержать их в надлежащем порядке, в том числе производить ремонт с целью устранения нарушений конструкции, поломок, восстановления покрытия, очистки от загрязнений, надписей, печатной продукции.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указано, что содержание элементов благоустройства в границах придомовой территории должно осуществляться управляющей компанией данного дома, которой является ТСЖ «Северный».
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, приводит доводы в поддержку принятого судом решения, просит его оставить без изменения.
Заслушав объяснения представителя администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Хлебникова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Полозовой Т.В., просившей решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что по результатам проведенной прокуратурой г. Йошкар-Олы проверки выявлено нарушение законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, а именно: оборудование детской площадки, расположенной на детской площадке во дворе дома 12 по улице Подольских Курсантов г. Йошкар-Олы, находится в ненадлежащем состоянии, отсутствует сиденье на качели и доска в переходе между горками.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой г. Йошкар-Олы в адрес главы администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» 10 мая 2023 года внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних <№>.
По результатам рассмотрения представления прокурора администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» 8 июня 2023 года сообщено, что оборудование детской игровой площадки по указанному адресу числится в казне муниципального образования «Город Йошкар-Ола», мероприятия по приведению в надлежащее состояние элементов детских игровых площадок, в том числе и во дворе дома № 12 по ул. Подольских Курсантов г. Йошкар-Олы будут проведены в летний период 2023 года. Данные мероприятия учтены в программе «Дорожная карта по приведению в надлежащее состояние детских игровых площадок г. Йошкар-Ола на 2023-2027 годы».
Как следует из материалов дела, земельный участок, на котором расположено оборудование детской площадки, не разграничен, что не оспаривалось стороной ответчика.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества оборудование детской площадки по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, д. 12, числится в казне муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола».
Ранее обязательства по техническому обслуживанию и содержанию оборудования детских игровых площадок выполнялись ТСЖ «Северный» на основании муниципального контракта <№> от 31 декабря 2015 года, срок выполнения работ согласно контракту – до 31 декабря 2018 года. В настоящее время контракт с исполнителем не перезаключен.
Установив изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 3, 19, 20, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Правилами благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденными решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года №569-VI, пунктами 6.1, 6.2, 6.6, 7.7, 7.8, 7.9 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013года №182-ст, пришел к выводу, что исковые требования о возложении на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» обязанности выполнить работы по приведению оборудования (качели, горки), расположенного на указанной детской площадке с учетом также включения данных работ в программу «Дорожная карта по приведению в надлежащее состояние детских игровых площадок г. Йошкар-Ола на 2023-2027 годы», являются обоснованными, в связи с чем удовлетворил их.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 5 статьи 16 указанного Федерального закона со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 141.2 Гражданского кодекса Российской Федерации земельным участком признается часть поверхности земли, границы которой определены в порядке, установленном законом.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно подпункту «е» пункта 2 которых в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Таким образом, Правила содержания общего имущества многоквартирных домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 года № 491, регулируют лишь вопросы содержания общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, в том числе земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства и который включается в состав общего имущества.
В соответствии с пунктом 37 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации прилегающая территория представляет собой территорию общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которого определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения, (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Прилегающая территория не идентична земельному участку, на котором располагается многоквартирный дом, а также элементы озеленения, входящие в состав общего имущества собственников, ее границы определяются правилами благоустройства, что находится в ведении представительных органов местного самоуправления.
Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования, могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями, организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями, размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм (часть 1, пункты 1, 5 и 7 части 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 22 ноября 2017 года№569-VI утверждены Правила благоустройства территории городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее – Правила благоустройства).
Пунктом 1.5 Правил благоустройства, установлено, что благоустройство территории – это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного настоящими Правилами, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории города, по содержанию территории города и расположенных на ее территории объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, сооружений, прилегающих территорий.
Малыми архитектурными формами являются элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления мобильного и вертикального озеленения, водные устройства, городская мебель, коммуникабельно-бытовое и техническое оборудование на территории города, а также игровое, спортивное, осветительное оборудование, средства наружной рекламы и информации.
Содержание объекта благоустройства – это поддержание в надлежащем техническом, физическом, эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов;
В силу пункта 2.1 указанных Правил к элементам благоустройства территории относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные решения, элементы ландшафта, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые как составные части благоустройства, а также система организации субъектов городской среды, в том числе детские площадки.
Согласно пункту 8.3 этих же Правил владельцы малых архитектурных форм обязаны содержать их в надлежащем порядке, а именно: производить ремонт с целью устранения нарушений конструкции, поломок, восстановления покрытия, очистки от загрязнений, надписей, печатной продукции.
В соответствии с пунктами 6.1, 6.2, 6.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013года №182-ст, оборудование и его элементы, осматривают и обслуживают в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, установленной изготовителем. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец). При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на безопасность оборудования, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользоваться оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Согласно пунктам 7.7, 7.8, 7.9 указанного ГОСТа неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки.
Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки.
Мероприятия по регулярному обслуживанию оборудования включают проверку и подтягивание узлов крепления; обновление окраски оборудования; обслуживание ударопоглощающих покрытий; смазку подшипников; нанесение на оборудование маркировок, обозначающих требуемый уровень ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов; обеспечение чистоты оборудования и покрытий (удаление битого стекла, обломков и загрязнителей); восстановление ударопоглощающих покрытий из сыпучих материалов и корректировка их уровня; обслуживание пространства зон безопасности. Ремонтные работы включают замену крепежных деталей; сварку; замену частей оборудования (например, изношенных желобов горок); замену структурных элементов оборудования.
В силу пункта 2.1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.
Таким образом, для поступления имущества в общедомовую собственность необходимо решение общего собрания.
Судом установлено, что детская площадка находится на не разграниченном земельном участке. Сведений о том, что собственники многоквартирного дома на общем собрании принимали решение о включении детской площадки в состав общего имущества многоквартирного дома и реализации мероприятий по ее благоустройству, ответчиком не представлено. Напротив, согласно выписке из реестра муниципального имущества оборудование для детской игровой площадки по адресу:
г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, д. 12, числится в казне муниципального образования городского округа «Город Йошкар-Ола».
С учетом установленных обстоятельств, доводы ответчика о том, что поскольку детская площадка по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Подольских Курсантов, д. 12, расположена во дворе многоквартирного дома, она является общим имуществом собственников помещений в данном доме, и ее содержание в надлежащем состоянии должно осуществляться управляющей компанией данного дома, являются несостоятельными.
Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 2 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий О.В. Скворцова
Судьи Е.М. Протасова
М.А. Гринюк
апелляционное определение составлено в окончательной форме 20 октября 2023 года