Решение по делу № 2а-2724/2021 от 22.11.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2021 г.                             г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Солодковой У.С.,

при помощнике судьи Петренко Е.А.,

с участием представителя административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Иркутской области» Заровской И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2724/2021 по административному исковому Елгина В.В. к Призывной комиссии муниципального образования город Усть-Илимск, Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Иркутской области", Военному комиссариату города Усть-Илимска и Усть-Илимского района Иркутской области о признании незаконным решения призывной комиссии,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Елгин В.В. обратился в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением призывной комиссии муниципального образования город Усть-Илимск от **.**.***** он призван на военную службу. Считает, что указанное решение вынесено без учета его фактического состояния здоровья, чем грубо нарушено его право на освобождение от призыва на военную службу. В обоснование своей позиции приводит доводы о том, что при прохождении комиссии не были приняты во внимание его доводы о наличии у него диагноза, в соответствии с которым он подлежит признанию ограниченно годным к военной службе и ему должна быть установлена категория годности «В». Просил суд признать решение призывной комиссии от **.**.***** незаконным.

В судебное заседание административный истец Елгин В.В. не явился, просил о проведении судебного заседания в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Иркутской области» Заровская И.И. требования административного истца не признала, поддержала доводы, изложенные письменно, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, принимая во внимание позицию административного истца, изложенную письменно, исследовав и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами по делу, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении настоящего административного дела суду следует выяснять: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При рассмотрении настоящего административного дела суд исходит из того, что воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной пунктом 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат, в частности, граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными к военной службе или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях.

Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.

Призывная комиссия принимает соответствующие решения на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 28 названного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

В силу статьи 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно не годен к военной службе;

Д - не годен к военной службе.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.

По смыслу пунктов 2, 3, 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Распоряжением Губернатора Иркутской области от 29.09.2021 № 308-р «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации в Иркутской области в октябре – декабре 2021 года» создана призывная комиссия муниципального образования город Усть-Илимск на период с 01.10.2021 по 31.12.2021.

Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 14.10.2021) установлено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Судом установлено что, Елгин В.В. в рамках мероприятий зимнего призыва 2021 года на военную службу проходил медицинское освидетельствование, по результатам которого решением призывной комиссии муниципального образования города Усть-Илимска от **.**.***** *** признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, установлена категория годности «Б-3», необходимости направления на дополнительное обследование не имелось.

Административный истец обратился в суд за защитой нарушенных прав при соблюдении трехмесячного срока обращения в суд.

При подаче административного иска административный истец указывал на то, что сообщил врачам призывной комиссии о жалобах на здоровье, наличие у него диагноза, который, по его мнению, является основанием для установления категории годности «В» и свидетельствует об ограничении его годности к военной службе.

Однако, по мнению административного истца, его жалобы и доводы не были учтены призывной комиссией при принятии решения **.**.*****. По мнению административного истца, комиссия не могла установить категорию годности «Б-3» (годен с незначительными ограничениями) без проведения дополнительных диагностических исследований.

Данные доводы суд состоятельными признать не может, поскольку, как следует из учетной карты призывника Елгина В.В., исследованной в судебном заседании в форме надлежащим образом заверенной копии, по результатам медицинского освидетельствования врачами-специалистами не было выявлено у него каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, позволяющих признать административного истца ограниченно годным к военной службе и присвоить ему категорию годности «В».

У суда не имеется оснований сомневаться в правильности оценки врачами-специалистами состояния здоровья Елгина В.В., изложенной в листах медицинского освидетельствования.

Согласно пункту 8 Положения о военно-врачебной экспертизе, при несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2008 N 574.

Суд приходит к выводу о том, что представленные призывной комиссией доказательства, в частности заключения врачей специалистов от 25.10.2021, оснований не доверять которым у суда не имеется, могли быть оспорены административным истцом, в том числе путем проведения независимой экспертизы, однако данным правом административный истец не воспользовался, соответствующих доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности в подтверждение факта невозможности прохождения военной службы по состоянию здоровья не представил.

Приведенные письменно административным истцом доводы о его состоянии здоровья сами по себе не могут быть расценены судом в качестве наличия заболеваний предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, позволяющих признать административного истца ограниченно годным к военной службе и присвоить ему категорию годности «В».

Суд учитывает, что само по себе диагностирование того или иного заболевания не является достаточным основанием для признания гражданина негодным или ограниченно годным к военной службе. Данное заболевание должно объективно препятствовать возможному призыву на военную службу в период прохождения соответствующей комиссии и принятии решения о призыве.

Судом не установлено нарушения порядка проведения медицинского освидетельствования, имеющего целью определить категорию годности к военной службе.

Оспариваемое решение было принято в отношении призывника только после определения ему категории годности к военной службе.

Данных, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, в судебном разбирательстве не установлено, следовательно, у призывной комиссии отсутствовали основания для направления призывника на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в учреждение, назначения явки на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.

Ранее Елгин В.В. при прохождении призывной комиссии в *** году медицинской комиссией был признан годным к военной службе по категории годности и показателем предназначения «А-1».

В 2019 году административному истцу предоставлена отсрочка в связи с обучением в образовательном учреждении до **.**.*****. Медицинской комиссией признан годным к военной службе, по категории годности и показателем предназначения «А-3». Жалоб на состояние здоровья не предъявлял.

По окончании отсрочки **.**.***** вызван на мероприятия, связанные с призывом. Медицинской комиссией признан годным к военной службе, по категории годности с показателем предназначения «А-3», призван в ряды ВС РФ. Протокол *** от **.**.*****.

В связи с обращением за медицинской помощью **.**.***** в ОГБУЗ «Усть-Илимская городская поликлиника ***» в ряды ВС РФ не направлен.

Административный истец **.**.***** решением призывной комиссии направлен на медицинское освидетельствование, с повторной явкой на освидетельствование **.**.***** (протокол *** от **.**.*****).

Решением призывной комиссии от **.**.***** в связи с жалобами на состояние здоровья и представленными медицинскими документами признан временно не годным к военной службе, на основании статьи 85 расписания болезней (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565.

Административному истца на основании пункта «а» части 1 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предоставлена отсрочка от призыва в ВС РФ до **.**.***** (протокол *** от **.**.*****).

По результатам медицинского освидетельствования **.**.***** Елгин В.В. призван на военную службу по категории годности и показателем предназначения «Б-3», необходимости направления на дополнительное обследование комиссией не установлено. Медицинские диагнозы, о которых указывает административный истец, были учтены медицинской комиссией.

С учетом изложенного суд не усматривает нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением призывной комиссии, которое принято при соблюдении требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия призывной комиссии на его принятие, при соблюдении порядка принятия решения, при наличии оснований для его принятия. Содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим порядок призыва граждан на военную службу.

При указанных обстоятельствах, судом не усматривается нарушений со стороны административного ответчика при проведении порядка медицинского освидетельствования в отношении Елгина В.В., а его доводы основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Доводы административного истца о несогласии с решением призывной комиссии отражают его гражданскую позицию к вопросу о воинской обязанности, установленной пунктом 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации. Как указал Елгин В.В. в беседе с призывником **.**.***** и указано в листе изучения Елгин В.В. имеет отрицательное отношение к призыву на военную службу.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения требования административного истца о признании незаконным решения призывной комиссии от **.**.*****.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Елгина В.В. отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья У.С. Солодкова

Мотивированное решение составлено 21.01.2022

2а-2724/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Елгин Вадим Вячеславович
Ответчики
Призывная комиссия муниципального образования город Усть-Илимска
ФКУ «ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»
Отдел военного комиссариата Иркутской области по городу Усть-Илимску и Усть-Илимскому району
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Солодкова У.С.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky.irk.sudrf.ru
22.11.2021Регистрация административного искового заявления
22.11.2021Передача материалов судье
25.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2021Рассмотрение дела начато с начала
13.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2021Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2022Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
24.01.2022Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
28.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее