Решение по делу № 11-70/2024 от 02.10.2024

Мировой судья: Гуревич Е.В.

апелляционное производство

63MS0-19

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 ноября 2024 г.                 г. Жигулёвск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Петровой Е.В.,

при секретаре Кочергиной У.В.,

с участием представителя заявителя жалобы Миннигула Р.А. – Миннигул С.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Миннигула Р. А. на решение мирового судьи судебного участка судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Миннигулу Р. А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось к мировому судье с иском к ответчику о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13706,29 руб. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 548 руб. В обоснование иска истец указал, что ООО «ЭкоСтройРесурс» осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов <адрес>, в т.ч. Жигулевска, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов, и составляет 0,091 м3 в год. Должнику на праве собственности принадлежит объект недвижимости по адресу: <адрес> общей площадью 223,5 кв. м. Размер ежемесячной платы за коммунальную услугу для потребителя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 1054,33 рублей ежемесячно. Региональный оператор принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом. Однако ответчик оплату за предоставленные услуги не производил. ДД.ММ.ГГГГ вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности за предоставленные услуги, который определением мирового судьи отменен. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика за предоставленные услуги по обращению с ТКО составляет 13706,29 рублей.

В ходе уточнения исковых требований истец просил взыскать с ответчика задолженность за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12651,96 рублей.

В апелляционной жалобе ответчик Миннигул Р.А. просил решение мирового судьи отменить в части отказа в перерасчете платы за обращение с ТКО согласно главе IX пункта 98 Постановления Правительства Российской Федерации с жилого помещения по адресу: Ст. Разина,15. В удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, производство по делу прекратить в связи с грубым нарушением статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что иск подан и принят судом с многочисленными процессуальными нарушениями, в частности:

- статей 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: не указаны реквизиты имени и отчества, адрес и один из идентификаторов представителя истца; доверенность, подтверждающая полномочия представителя истца, не содержит реквизиты паспортных данных представителя, что делает её недействительной;

- в нарушение требований пункта 7 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации период задолженности в исковом заявлении не совпадает с карточкой расчетов, приложенной к исковому заявлению в качестве единственного доказательства долга;

- в нарушение требований пункта 4 статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве единственного доказательства долга предъявлена расчетная карточка. Сумма и период долга в карточке в размере 65 572,68 руб. не совпадает с суммой иска в размере 12 651,96 руб. Считает, что единственное доказательство не соответствует исковому требованию, сумма в предъявленном суду доказательстве говорит о предъявлении иска ненадлежащему суду, так как превышает 50 000 руб. согласно пп.4 п.1 ст.23 ГПК РФ.

Считает, что в предъявленном исковом заявлении отсутствует основание предмета иска, поскольку основанием требования об оплате коммунальной услуги в исковом заявлении может быть только факт ее оказания и доказательства, подтверждающие факт оказания услуги. Прокурорской проверкой установлено, что отсутствуют места накопления ТКО по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истцу не были оказаны услуги по вывозу ИКО надлежащего качества в соответствии с нормами СанПиН ввиду отсутствия контейнерной площадки или места накопления ТКО. Мусор истец вынужден отвозить на контейнерную площадку возле администрации микрорайона на <адрес> далеко за пределами установленных законом санитарных норм и правил. Также считает, что недопустимо учитывая в качестве жилого помещения гаражи, сараи и инвентарем для удода за земельным участком, подсобные помещения на земляном полу, беседки, пристрои, навесы и т.д. Миннигул Р.А. обращался к истцу с заявлением о необходимости перерасчета платы за мусор с площади жилого помещения, а не всего домовладения с приложением технического паспорта, однако получил отказ ООО «ЭкоСтройресурс» в предоставлении перерасчета.

Заявитель жалобы Миннигул Р.А. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Представитель заявителя Миннигул Р.А. - Миннигул С.Н. в судебном заседании требования и доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение мирового судьи отменить.

Представитель истца - ООО «ЭкоСтройРесурс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленных в дело письменных возражениях на апелляционную жалобу полагал, что решение мирового судьи является законным и обоснованным. Просил апелляционную жалобу рассмотреть без его участия и отказать в её удовлетворении.

Выслушав пояснения представителя заявителя жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (пункт 1).

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (пункт 5).

Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (часть 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (пункт 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 16 статьи 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.

В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 г. принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 раздел I).

Согласно части 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

В силу части 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.

К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории <адрес>, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории <адрес>.

Согласно пункту 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с ДД.ММ.ГГГГ

Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N820 «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс». Приказ опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru ДД.ММ.ГГГГ, а также в газете «Волжская коммуна» N193 (31404), ДД.ММ.ГГГГ.

Мировым судьей установлено, что ответчик по делу Миннигул Р.А. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома, площадью 223,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по указанному адресу составила 12 651 руб. 96 коп..

Данная задолженность взыскана оспариваемым решением мирового судьи.

Суд признает решение мирового судьи верным и обоснованным по следующим мотивам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 г. N 354), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

Пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг от 6 мая 2011 года N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац один). В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к настоящим Правилам (абзац два).

Пунктом 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в соответствии с абзацем вторым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие указанное решение, вправе в любой момент принять решение о применении порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с абзацем первым пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 (ред. от 15.09.2018) "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов" утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года N 269), согласно которым нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченные органы).

Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении:

а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами;

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц;

в) категорий объектов, на которых образуются отходы;

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещении (0, 091 м3/год с 1 кв.м), которые применяются для городских округов <адрес>, утвержден перечень городских округов, для которых применяются данные нормативы. <адрес> Жигулевск включен в перечень городских округов, для которых применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, согласно приложению 2 к указанному Приказу.

В соответствии с пунктом 6 приказа от ДД.ММ.ГГГГ N 1023, приказ вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1023 опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, и в газете "Волжская коммуна", N 2(30585), от ДД.ММ.ГГГГ

Поскольку органом исполнительной власти <адрес> принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории городского округа Жигулевск исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, это в силу закона влечет начисление платежей по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения, оплачивать которые должны собственники помещения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости).

В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

С ДД.ММ.ГГГГ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения (часть 6 статьи 72 Закона о регистрации недвижимости).

Таким образом, являясь собственником жилого дома, ответчик в силу закона обязан исполнять обязанность по оплате услуг по обращению с ТКО.

Применяемый при расчетах норматив (0,091 м3/год с 1 кв.м.) установлен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта – министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и подлежит применению, в том числе в спорный период (с декабря 2022 года по ноябрь 2023 года).

Ответчиком представлено суду письмо прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что прокуратурой <адрес> выявлены факты эксплуатации на территории мкр. Александровское поле в г.о.Жигулевск 51 место накопления ТКО в отсутствии твердого (асфальтового, бетонного) покрытия и ограждения.

Сообщением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ также подтверждается отсутствие оборудованных в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами та (площадки) накопления ТКО по адресам на территории мкр.<адрес>

Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, указанное обстоятельство не может являться основанием для освобождения ответчика от несения платы по обращению с ТКО.

Согласно действующему законодательству - лицами, ответственными за организацию, содержание контейнерных площадок и определяющими количество, объем и тип контейнеров и бункеров, устанавливаемых на контейнерных площадках, являются собственники земельного участка, собственники помещений или лица, ответственные за содержание общего имущества МКД, органы местного самоуправления.

В силу п.18 ст. 14, п. 15 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образованиях.

В соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований.

Указанные в ст. 8 Закона № 89-ФЗ полномочия органов местного самоуправления относятся к вопросам местного значения муниципальных образований на основании статей 14,15,16 Закона 131-ФЗ.

Статьей 24.6 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО.

Аналогичная норма содержится в п. 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1156.

В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Закона № 89-ФЗ в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с ТКО (далее - территориальная схема).

Территориальная схема <адрес> утверждена приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в связи с чем является нормативным правовым документом.

Кроме того, Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Постановление <адрес> ) утвержден Порядок накопления ТКО, в том числе их раздельного накопления, на территории <адрес>, в котором места сбора ТКО определяются, согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории <адрес>.

Пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Требования к обустройству площадки для накопления утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра".

В соответствии с указанными Правилами места накопления ТКО создаются органами местного самоуправления на основании соответствующей заявки заинтересованного лица.

В соответствии с абз. 5 п. 2 Правил контейнерная площадка - это место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Исходя из требований п. 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу пунктов 21, 22 Правил, в случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования. Заявитель направляет в уполномоченный орган заявку о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр по форме, установленной уполномоченным органом.

Рассмотрение заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр осуществляется уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня ее получения (пункт 23 Правил).

Пунктом 24 Правил предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявки о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр или об отказе во включении таких сведений в реестр.

Действующее законодательство не предполагает согласование с региональным оператором, а также направление предварительного запроса в адрес регионального оператора для внесения сведений в реестр ТКО.

Таким образом, ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, как и внесение в него сведений, является исключительным полномочием органа местного самоуправления.

Следует отметить, что ответчиком в материалы дела не представлено соответствующих доказательств обращения в органы местного самоуправления по вопросу организации для последнего места накопления ТКО на удалённости не менее 20 метров и не более 100 метров от спорного объекта недвижимости.

Таким образом, организация мест накопления ТКО, определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО не входит в зону ответственности регионального оператора и относится к компетенции органа местного самоуправления.

Ближайшее место сбора ТКО от домовладения Ответчика, расположены по адресам: <адрес>, <адрес>. Применяется централизованный способ накопление ТКО. Данные контейнерные площадки внесены в территориальную схему, вывоз ТКО осуществляется ежедневно с 7.00 до 23.00.

Таким образом, доводы Ответчика о том, что контейнерная площадка расположена от спорного жилого дома на расстоянии больше, предусмотренного СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 основанием для отказа в удовлетворении исковых требований являться не может.

Расположение контейнерных площадок в нарушении санитарно-эпидемиологических требований не свидетельствует о том, что такие контейнерные площадки отсутствуют, и с них не производится сбор ТКО, само по себе неисполнение органами местного самоуправления обязанности по оборудованию площадок для складирования крупногабаритных отходов не означает, что потребители не складируют такие отходы, в том числе на контейнерных площадках и. следовательно, не свидетельствует о возможности исключения расстояний по маршрутам, предусматривающим сбор и вывоз крупногабаритных отходов.

Также следует отметить, что учитывая тот факт, что начисление за услугу по обращению с ТКО осуществляется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, из чего следует, что собственники жилых помещений не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО, в том числе, посредством использования любых мест как централизованного так и децентрализованного сборов ТКО, расположенных на территории <адрес>.

Кроме того, Региональный оператор не может нести ответственность за бездействие органов местного самоуправления по организации контейнерных площадок, соответствующих требованиям действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включенным в территориальную схему, в частности их удаленности от жилых зданий, границ индивидуальных земельных участков под ИЖС, территории детских и спортивных площадок дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения.

Доводы Ответчика по факту неоказания услуг по обращению с ТКО не могут быть приняты судом во внимание по следующим основаниям:

В силу ст. ст. 154, 155 ЖК РФ услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге и подлежит ежемесячной оплате.

Случаи и основания уменьшения размера платы за коммунальные услуги определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила ).

Пунктом 148(45) Правил установлено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом и нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

В <адрес> по адресу: <адрес> имеется специально оборудованная (место) площадка для накопления ТКО, включенная в Территориальную схему обращения с отходами <адрес>.

Таким образом, у Ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости расположенному по адресу: <адрес>, <адрес>, контейнерная площадка, расположенная на территории общего пользования.

Также следует отметить, что действующим законодательством не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу ТКО в связи с отсутствием организации со стороны органов местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстоянии от жилого помещения контейнерных площадок, включенных в территориальную схему.

В целях развития территориальной схемы в обязанности органов местного самоуправления к вопросам местного значения отнесены участие в организации сбора, в том числе раздельного ТКО, а также создание мест накопления в соответствии с санитарными нормами и правилами и ведение их реестра.

Учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО накопления отходов одним из предусмотренных нормативно-правовыми актами способов, можно сделать вывод о том, что Миннигул Р.А. являющийся собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не был лишен возможности получения услуги по обращению с ТКО.

При наличии фактической возможности осуществлять складирование ТКО на близ расположенных контейнерных площадках, а также на любых других в пределах муниципального образования, расстояние до места накопления ТКО правового значения не имеет.

Ответчиком не предоставлены доказательства, подтверждающие самостоятельное обращение с ТКО способами, не нарушающими законодательства в области обращения с отходами, санитарного законодательства, на основании которых можно сделать вывод о том, что собственник жилого дома не пользовался предоставляемой Региональным оператором услугой по обращению с ТКО. Кроме того, сведений о заключении потребителем договора утилизации ТКО с иной специализированной организацией также не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что у Ответчика имелась возможность получения коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования ближайшей к объекту недвижимости контейнерной площадки, расположенной на территории общего пользования, чем Ответчик и пользуется, складируя мусор на контейнерную площадку, находящуюся по адресу: <адрес>, <адрес>. Данное обстоятельство в ходе рассмотрения дела ответчиком не отрицалось.

Доказательств того, что Региональным оператором не оказывались (не оказываются) услуги по вывозу ТКО с вышеуказанных контейнерных площадок суду не представлено, таким образом услуги по обращению с ТКО Региональным оператором оказывались своевременно, надлежащим образом и подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ.

Довод апелляционной жалобы, что истцом не произведен перерасчете платы согласно техническому паспорту, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным ввиду следующего.

Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируется положениями Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила ).

В соответствии с п. 148 (30) Правил , размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 проживающего в жилом помещении. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении (п. 148 (44) Правил ) производится, перерасчет платы за услуги по обращению с ТКО.

При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно п. 16 ст. 12 ЖК РФ и п. 148 (30) Правил , вправе принять решение об оплате услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения.

В случае принятия такого решения размер платы за услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади помещения на основании нормативов накопления ТКО.

Право органа государственной власти субъекта Российской Федерации на принятие такого решения было реализовано Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» (далее - Приказ ), которым утвержден норматив накопления ТКО на 1 м2 общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домах. В настоящее время на территории десяти городских округов <адрес> (Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск) объем услуги по обращению с ТКО определяется исходя из площади жилого помещения.

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в Приказе утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 м3/год.

Министерство, принимая Приказ , реализовало закрепленное в п. 4 (1) Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» право <адрес> на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов <адрес> исходя из общей площади жилого помещения.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , а также Приказами департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ утверждены предельные тарифы на услугу Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 - 2021 годы для населения в сумме - 598,16 руб./м3 (с учетом НДС), на 2023 - 2027 годы для населения в сумме 622,07 руб./м3(с учетом НДС).

Учитывая вышесказанное, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории 10 городских округов <адрес>, в том числе в <адрес>, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения к Правилам .

Ответчику на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). <адрес> объекта недвижимости составляет 223,5 кв.м.

Таким образом, сумма ежемесячной платы за коммунальную услугу для Потребителя составляет: 1 013 руб. 81 коп., а с учетом индексации тарифа с ДД.ММ.ГГГГ - 1 054 руб. 33 коп.

В силу п. 4 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласно п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Следовательно, сведения из ЕГРН являются единственным доказательством существования зарегистрированного права и при этом данные сведения являются достоверными.

В соответствии со ст. ст. 209, 210 ГК РФ, ч.3 ст.30 ЖК РФ, собственник объекта недвижимости обязан нести бремя его содержания, а в соответствии со ст. 153 ЖК РФ обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Кроме того, доводы ответчика о перерасчете платы по техническому паспорту не могут быть приняты во внимание, поскольку технический паспорт, может являться основанием для подготовки технического плана, необходимого для постановки соответствующего объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

В силу п. 1 Положения «О порядке перерасчета квартирной платы и платы за коммунальные услуги», утвержденного указанием Госкомитета ЖКХ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № С-2784 (далее - Положение), перерасчет коммунальных услуг производится при изменении их стоимости, а также с момента обнаружения ошибки в расчетах или изменения проживающих. Согласно пп. 2, 4 Положения, перерасчет квартирной платы в связи с переобмером жилой площади производиться со следующего месяца от момента представления документации из Бюро технической инвентаризации об изменении размера жилой площади.

Учитывая изложенное, в случае, если, по мнению собственника, в свидетельстве о праве собственности на объект недвижимости либо в выписке из ЕГРН содержатся неверные сведения в отношении их объекта недвижимости в части общей площади, а именно в нее включена площадь балкона, лоджии, веранды или террасы, собственнику необходимо обратиться в отделение Росреестра за устранением допущенного нарушения и приведением указанных сведений в соответствие с требованиями жилищного законодательства, поскольку Росреестр является уполномоченным органом на внесение таких изменений в ЕГРН.

После внесения изменений в сведения об общей площади жилого помещения, содержащихся в ЕГРН, собственнику необходимо обратиться в любой центр обслуживания населения Регионального оператора с заявлением об уточнении данных, находящихся у Регионального оператора. К заявлению должны быть приложены подтверждающие документы.

Таким образом, основанием для внесения изменений (изменение площади) в данные лицевого счета конкретного собственника (нанимателя) является написанное им заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими изменение площади. Датой представления документов об изменении площади фактически будет являться дата написанного собственником (нанимателем) заявления. С этого момента квартплата начинает начисляться исходя из новой площади помещения.

Если вследствие допущенных жилищной организацией ошибок производилось неправильное начисление квартирной платы, то перерасчет производится за последние три месяца.

Таким образом, в случае, если общая площадь жилого помещения будет изменена и соответствующие уточнения внесены в правоустанавливающие документы на это жилое помещение, то требование собственника квартиры о перерасчете размера платы за коммунальные услуги на основании письменного заявления собственника помещения будет удовлетворено.

Учитывая, что Миннигул Р.А. до настоящего времени не обратился в Росреестр по <адрес> о внесении изменений сведений об общей площади жилого помещения в выписке из ЕГРН и к ООО «ЭкоСтройРесурс» с письменным заявлением и приложением правоустанавливающих документов на это жилое помещение с указанием уточненной площади. Следовательно, начисление коммунальных услуг, ООО «ЭкоСтройРесурс» производит исходя из площади 223,5 кв.м правомерно.

Ссылки в апелляционной жалобе о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права, выразившихся в принятии искового заявления, не соответствующего требованиям статей 131 и 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку исковое заявление требованиям Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации соответствует, содержит мотивы и основания заявленных требований с указанием обстоятельств нарушения прав истца, связанных с неоплатой предоставленных истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, содержит расчет суммы задолженности, подписано уполномоченным лицом.

Имеющаяся в материалах дела доверенность представителя истца Левиной О.А. соответствует требованиям, предъявляемым статьей 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что при рассмотрении дела был нарушен принцип состязательности сторон, также не может быть принята судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку какими-либо объективными доказательствами данные обстоятельства не подтверждены. Кроме того, Миннигул Р.А. в апелляционной жалобе не указывает на наличие каких-либо доказательств, которые он не имел возможности представить суду, и которые, исходя из обстоятельств дела и избранного способа защиты права, могли повлиять на существо оспариваемого решения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства и не содержат указаний на факты, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения. Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Суд апелляционной инстанции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены мировым судьей на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи судебного участка судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ООО «ЭкоСтройРесурс» к Миннигулу Р. А. о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оставить без изменения, а апелляционную жалобу Миннигула Р. А. - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Судья Е.В. Петрова

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 15 ноября 2024 г.

Судья Е.В. Петрова

11-70/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
ООО "Экостройресурс"
Ответчики
Миннигул Роман Адильевич
Другие
Миннигул Светлана Николаевна
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Петрова Е.В.
Дело на странице суда
zhigulevsky.sam.sudrf.ru
02.10.2024Регистрация поступившей жалобы (представления)
02.10.2024Передача материалов дела судье
07.10.2024Вынесено определение о назначении судебного заседания
01.11.2024Судебное заседание
15.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2024Дело оформлено
20.11.2024Дело отправлено мировому судье
01.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее