Дело № 2-1823/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 октября 2015 года с. Завьялово
Завьяловский районный суд Удмуртской республики
Председательствующий судья Кутергина Т.Ю.,
при секретаре судебного заседания Лужбиной А.В.,
с участием истца Мухаматгалиевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаматгалиевой Т.В. к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» о признании садового дома жилым помещением, пригодным для постоянного проживания,
у с т а н о в и л :
Мухаматгалиева Т.В. обратилась в Завьяловский районный суд УР с иском к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» о признании садового дома, расположенного по адресу: <адрес> участок №, жилым помещением, пригодным для постоянного проживания.
Требования мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит дом, кадастровый №, расположенный по адресу <адрес> участок №. Указанный дом в соответствии с техническим паспортом жилым не является, построен в <данные изъяты>, общая площадь составляет <данные изъяты>, состоит из двух этажей, имеется печное отопление, электроснабжение, автономное газоснабжение. С марта 2015 года она постоянно проживает в доме по указанному адресу, другого жилья у нее нет, места регистрации нигде не имеет.
В судебном заседании истица Мухаматгалиева Т.В. исковые требования поддержала в полном объёме, в их обоснование сослалась на доводы, приведенные ею в исковом заявлении.
Ответчик, уведомленный о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, данных об уважительности причин неявки суду не представил, в связи с чем, на основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации МО «Завьяловский район».
Свидетель К.П.П. (супруг истицы), допрошенный в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ (показания оглашены) суду пояснил, что он с супругой проживает в садовом доме, другого места жительства у них нет. В настоящий момент они не имеют регистрации по месту жительства. К дому имеется отдельный подъезд, дом достроен и пригоден для проживания. Фактически в указанном доме они проживают с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав объяснения истицы, огласив показания свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Мухаматгалиева Т.В. является собственником садового дома площадью 50,8 кв.м. с верандой (кадастровый (или условный) номер объекта №) и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием – для садоводства, кадастровый №, расположенных по адресу: <адрес>.
Данные садовый дом, земельный участок приобретен Мухаматгалиевой Т.В. в собственность на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ.
Право собственности Мухаматгалиевой Т.В. на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке в Завьяловском отделе Управления Федеральной регистрационной службе по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ (записи о государственной регистрации права собственности № и №) и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № № и № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суду представлено заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, задачей которого было определить, пригодно ли спорное жилое помещение для постоянного проживания. Экспертизой установлено, что дом, расположенный по адресу: УР<адрес> может быть использован для постоянного проживания. При строительстве дома были использованы традиционные материалы, используемые повсеместно в жилищном строительстве и с соблюдением СНиП. Оснований не доверять данному заключению эксперта у суда не имеется.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.04.2008 г. № 7-П и Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 13-П от 30 июня 2011 года "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева", признан не соответствующим ст.ст. 19 (части 1 и 2), 27 (части 1) и 55 (часть 3) Конституции РФ абзац второй ст. 1 Федерального Закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию граждан по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. До принятия соответствующих нормативных актов субъектами РФ признание жилых строений пригодными для постоянного проживания может осуществляться судами общей юрисдикции в порядке установления фактов, имеющих юридическое значение. Установлено, что в соответствии со ст. 1 абзацем 2 ФЗ от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок определяется как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Согласно статье 2 Федерального закона от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства признается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 указанного Закона граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Жилищный кодекс РФ конкретизировал конституционно-правовое понятие «жилищный фонд» (статья 40, часть 3, Конституции РФ) и определил в статье 19, что жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение данного предписания издано Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997г. № 1301), согласно пункту 2 которого государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, основанного на критерии функционального назначения строения, действующая в настоящее время система государственного учета жилищного фонда, исходя из нового гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, в качестве критерия называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания и тем самым не исключает возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду. При таких обстоятельствах отсутствие правового регулирования порядка признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания не препятствует суду на основе анализа всех материалов дела признать жилое строение пригодным для постоянного проживания.
Таким образом, в судебном заседании получены достоверные доказательства того, что дом, расположенный по адресу: УР<адрес>, пригоден для постоянного проживания в нем.
Суд учитывает данные обстоятельства и считает, что отсутствие регистрации истицы по месту постоянного проживания ущемляет ее права на медицинское, социальное обслуживание, трудоустройство, иные права, связанные с регистрацией по месту жительства.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные Мухаматгалиевой Т.В. требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░