Дело № 2-10/2024 (17RS0001-01-2023-000308-70)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Тээли 30 января 2024 года
Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи С.С.С., при секретаре Ч.Т.О., переводчика С.А.А,
с участием ответчика Х.Д.А., представителя третьего лица - ГКУ «Центр занятости населения Республики Тыва» К.Ш.Н. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Х.Д.А. о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту,
установил:
Министерство труда и социальной политики Республики Тыва обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Х.Д.А. В обоснование иска указано, что 21 апреля 2022 года между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва и Х.Д.А. был заключен социальный контракт на оказание помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по пошиву одежды по индивидуальному заказу населения, в соответствии с которым ответчику выделены и перечислены денежные средства в размере 250 000 руб. Согласно программе социальной адаптации ответчику установлен срок для регистрации в Федеральной налоговой службе в качестве налогоплательщика на профессиональный доход – апрель 2022 года; покупки оборудования и представления отчета о затратах – май-июнь 2022 года. После заключения социального контракта ответчик должен был зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. Данное обязательство прописано не только в социальном контракте и программе социальной адаптации, а также в Положении об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, в целях которого предоставляется субсидия из федерального бюджета. Однако, ответчик, получив единовременную материальную выплату, не исполнил условия социального контракта, не зарегистрировался в Федеральной налоговой службе в качестве налогоплательщика или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. Факт нарушения условий социального контракта установлен отсутствием ежемесячных отчетов о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. Справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональных доход был предоставлен в ноябре 2023 года после выявления факта нарушения, а также по истечении срока действия социального контракта. Просит взыскать с Х.Д.А. в бюджет Республики Тыва в лице Министерства труда и социальной политики Республики Тыва 250 000 руб. в счет возмещения единовременной денежной выплаты по социальному контракту.
В судебное заседание представитель истца не явилась, просила рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица – ГКУ «Центр занятости населения Республики Тыва» К.Ш.Н. по доверенности в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования и пояснила, что ответчик нарушил условия социального контракта, поскольку не зарегистрировался в качестве налогоплательщика на профессиональный доход, то есть самозанятым. Она помогала ему заказать и приобрести швейное оборудование, отчитался он на сумму 195 366,83 рублей, на оставшуюся сумму 54 633,17 рублей пояснил, что потерял чеки.
В судебном заседании ответчик Х.Д.А., не признав исковые требования, пояснил, что деньги он уже потратил на оборудование и пошивочные материалы, ранее проходил обучение по пошиву, на учет налогового органа встал 5 ноября 2023 года, в Центр занятости отчитался по расходам, остальные чеки он потерял, в настоящее время обучается на закройщика, при этом работает, принимает заказы с населения. На оставшиеся 20 тыс.рублей также планирует закупить пошивочный материал.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым, орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.
Орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 5 апреля 2022 года Х.Д.А. обратился в Министерство труда и социальной политики Республики Тыва с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта на открытие собственного дела.
21 апреля 2022 года Министерством труда и социальной политики Республики Тыва принято решение о заключении социального контракта на оказание государственной социальной помощи по пошиву одежды по индивидуальному заказу населения с Х.Д.А.
21 апреля 2022 года между Министерством труда и социальной политики Республики Тыва и Х.Д.А. был заключен социальный контракт, предметом которого является оказание заявителю помощи на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности по пошиву одежды по индивидуальному заказу населения.
Пунктом 4.2. социального контракта размер единовременной выплаты составил 250 000 руб. Указанная выплата предназначена для потребностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований Федерального закона от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Закона Республики Тыва от 5 июня 2020 г. №608-ЗРТ «О введении на территории Республики Тыва специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Согласно Программе социальной адаптации, дата начала действия социального контракта – 21 апреля 2022 года, окончание - 20 апреля 2023 г.
В пункте 2 социального контракта предусмотрено, что уполномоченный орган совместно с центром занятости населения обязуется, в частности, осуществлять заявителю денежную выплату в соответствии с условиями социального контракта, а также контроль за целевым расходованием указанных денежных средств (пп. "в" п. 2.1); осуществлять ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом (п. "г" п. 2.1).
В пункте 2.3 контракта предусмотрены обязанности заявителя: встать на учет в налоговом органе по Республике Тыва в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональных доход; предоставить в центр занятости населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональных доход, а также отчетные документы, подтверждающие факт получения и факт оплаты гражданином образовательного курса, если это предусмотрено программой социальной адаптации; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15% назначенной выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в центр занятости населения подтверждающие документы; возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи, в полном объеме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности (в случае ее прекращения в период действия социального контракта по собственной инициативе); ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, представлять в центр занятости населения отчет о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, по форме, установленной центром занятости населения, с приложением документов, подтверждающих исполнение; выполнять в полном объеме и в установленные сроки мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в уполномоченный орган; уведомить уполномоченный орган о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности; представлять по запросу уполномоченного органа сведения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; уведомлять уполномоченный орган в 10-дневный срок о наступлении одного или нескольких случаев приведенных ниже: прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности; переезд заявителя (семьи заявителя) за пределы Республики Тыва; изменение состава семьи заявителя, повлекшее увеличение среднедушевого дохода семьи заявителя и дохода заявителя; возникновение обстоятельств, при которых заявитель (семья заявителя) самостоятельно преодолевает трудную жизненную ситуацию; использовать денежные средства при выполнении обязательств в рамках социального контракта исключительно по целевому назначению; возвратить денежные средства, полученные на реализацию настоящего социального контракта в случае установления уполномоченным органом фактов их необоснованного получения или нецелевого использования в порядке и сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами Республики Тыва, регулирующими порядок представления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Уполномоченный орган вправе расторгнуть настоящий социальный контракт в одностороннем порядке при наступлении одного или нескольких случаев, в том числе в случае, нецелевого использования денежных средств, при выполнении обязательств в рамках социального контракта (пп. "г" п. 2.2).
Пунктом 6 социального контракта предусмотрены случаи, когда денежные средства возмещаются заявителем. В частности, в случае нецелевого использования денежных средств при выполнении обязательств в рамках социального контракта; невыполнения заявителем мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.
21 апреля 2022 года составлен план мероприятий по социальной адаптации с апреля 2022 года по апрель 2023 года, из которого следует, что заключение социального контракта по пошиву одежды по индивидуальному заказу населения, также регистрация в налоговом органе предусмотрен со сроком исполнения – апрель; перечисление денежных средств на счет заявителя, покупка оборудования, отчет о затратах – май-июнь 2022 г.; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) – постоянно. Также предусмотрено в течение действия социального контракта и после его завершения - контроль за целевым расходованием финансовых средств; проверка приобретенных оборудований.
Истцом денежные средства в размере 250 000 руб. перечислены на счет ответчика. Получение денежных средств ответчиком не оспаривается.
Ответчиком Х.Д.А. разработан инвестиционный проект «Открытия швейного цеха шерстяных и войлочных изделий в <адрес> Республики Тыва».
26 октября 2023 года Территориальным отделом по <адрес> ГКУ «Центр занятости населения Республики Тыва» Х.Д.А. направлено требование о возврате денежных средств в размере 250 000 руб. в срок до 26 ноября 2023 года в связи с тем, что Х.Д.А. не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Республики Тыва назначается в соответствии с Законом Республики Тыва от 29.12.2004 N 1153 ВХ-1 "О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан" и Положением об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, в целях которого предоставляется субсидия из федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 26.02.2021 N 90 (далее – Положение).
Целью внедрения технологии оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта, в целях которого предоставляется субсидия из федерального бюджета (далее - государственная социальная помощь на основании социального контракта), является выход малоимущих граждан на более высокий уровень жизни за счет активных действий граждан для получения в дальнейшем постоянных самостоятельных источников дохода в денежной и натуральной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение (п.1.1. Положения).
Основными принципами реализации оказания государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основании социального контракта являются добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер ее оказания, обеспечение дифференцированного подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения, концентрация ресурсов на оказание государственной социальной помощи реально нуждающимся гражданам (п.1.4. Положения).
Оказание государственной социальной помощи на основе социального контракта осуществляется в виде денежных выплат (единовременных и (или) ежемесячных); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь и другие виды натуральной помощи); предоставления социальных услуг, в том числе социально-психологических и социально-правовых (п. 2.6 Положения).
Финансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта, осуществляется за счет субсидий федерального бюджета и бюджета Республики Тыва (п. 5 Положения).
Рассматривая заявленные исковые требования, суд исходит из оснований применения к Х.Д.А. ответственности, предусмотренной условиями социального контракта, а также положений главы 60 ГК РФ, регулирующей обязательства вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с п.2 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Возможность использования института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов признано отвечающим конституционным требованиям в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 26.02.2018 № 10-П.
Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Ответчиком Х.Д.А. в обоснование доводов возражений в суд представлены:
- Справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, согласно которой Х.Д.А. поставлен на учет Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва 05.11.2023 г.;
- Отчет о целевом расходовании государственной социальной помощи на основании социального контракта от 27.01.2023 г., согласно которому Х.Д.А. приобретены: парогенератор - 1 шт. на сумму 13 119,9 руб., швейные машины с двигателями – 7 шт., столы 5 шт., иглы – 110 шт., на общую сумму 142 615,03 руб., манекен – 1 шт. на сумму 16 776,10 руб., также представлены документы об оплате услуг транспортной компании на сумму 9 569 руб., тканей и других материалов на сумму 13 286,8 руб. Не отчитался по закупленному товару на сумму 54 633,17 руб. Отчет подписан директором ЦЗН без замечаний.
Только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение при установлении отсутствия недобросовестных действий работников истца.
Между тем таких доказательств истцом не представлено.
Выплаченные Х.Д.А. в соответствии с условиями социального контракта денежные средства в истребуемом размере, в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ответчика.
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании сумм неосновательного обогащения вследствие необоснованного получения им мер социальной поддержки презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении соответствующих выплат в истребуемом размере возлагается на уполномоченный орган – Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, требующий их возврата, то есть на истца.
Предоставление мер социальной поддержки предполагает соблюдение принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а именно предоставление гражданам гарантий того, что решения о применении соответствующих мер социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение ежемесячных выплат, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения таких выплат и определения их размера, с тем чтобы гражданин, как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.
В соответствии с действующим правовым регулированием порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, ответственность за правильность оказания такой помощи возлагается на орган социальной политики, который при вынесении решений, связанных с реализацией гражданами их прав на получение мер социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств.
В отсутствие доказательств наличия в действиях Х.Д.А. недобросовестности оснований квалифицировать истребуемые Министерством труда и социальной политики Республики Тыва денежные средства, как неосновательное обогащение, не имеется.
Доводы истца о том, что ответчик встал на учет в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в ноябре 2023 года, то есть по истечении срока действия социального контракта, не свидетельствуют о его недобросовестности и не может являться безусловным основанием для взыскания выделенных при заключении социального контракта денежных средств.
Доводы истца о том, что факт нарушения ответчиком условий социального контракта установлен отсутствием ежемесячных отчетов о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, также не свидетельствуют о недобросовестности ответчика, поскольку именно истец при заключении договора обязан осуществлять ежемесячный контроль за выполнением ответчиком обязательств, предусмотренных социальным контрактом.
Доказательств обратного истцом суду не представлено, поскольку ни в социальном контракте, ни в программе социальной адаптации отсутствует подпись ответчика, с разъяснением ему обязанностей, вменяемых ему истцом.
Несвоевременное предоставление ответчиком отчета о выполнении программы социальной адаптации, по мнению суда, является несущественным нарушением, поскольку не опровергает установленные обстоятельства осуществления ответчиком предпринимательской деятельности и расходование полученных денежных средств на цели предпринимательской деятельности. Помимо этого суд отмечает, что истцом суду не было предоставлено сведений о предпринятых мерах ежемесячного контроля за целевым расходованием ответчиком денежных средств в рамках социального контракта, что в значительной степени обусловило бездействие ответчика по несоставлению отчета о проделанной работе.
При таких обстоятельствах, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, и установив, что Х.Д.А. приобретено все необходимое для осуществления предпринимательской деятельности оборудование, поставлен на учет Управления Федеральной налоговой службы по Республике Тыва в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, что свидетельствует о его заинтересованности в осуществлении предпринимательской деятельности для выхода из трудной жизненной ситуации, что и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", истцом не доказан факт недобросовестного поведения ответчика по использованию предоставленных ему в качестве социальной помощи денежных средств, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания выплаченных сумм по социальному контракту с Х.Д.А. в пользу истца.
В соответчики со ст.103 ГПК РФ, поскольку истец, которому в иске отказано, освобожден от уплаты государственной пошлины, то судебные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
в удовлетворении искового заявления Министерства труда и социальной политики Республики Тыва к Х.Д.А. о взыскании денежных средств, полученных по социальному контракту, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва через Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 2 февраля 2024 года.
Председательствующий С.С.С.