Дело №2-2784/2017
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Севастополь «20» ноября 2017 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Степановой Ю.С.,
секретаря судебного заседания Колобылиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Якимца Е.С. к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рстец Якимец Р•.РЎ. обратился РІ Ленинский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂРѕРґР° Севастополя СЃ вышеуказанным РёСЃРєРѕРј, мотивируя его следующим.
Якимец Е.С. является сыном военного пенсионера Якимца С.В. В период прохождения военной службы на основании ордера № от 11 января 2001 года Якимцу С.В. была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Согласно приказу командующего Черноморским флотом № от 25 февраля 2011 года, данная квартира была исключена из числа служебных квартир и передана семье в постоянное бессрочное владение и пользование. 26.05.2011 года Якимец С.В. уволен с военной службы в отставку. В данной квартире кроме Якимца С.В. зарегистрированы истец и Якимец М.Е.
Рстец обратился РІ ФГКУ «Крымское РўРЈРРћВ» РњРћ Р Р¤ СЃ заявлением Рѕ передаче ему РІ собственность путем приватизации вышеуказанной квартиры, РІ ответ РЅР° обращение истца данный орган РїРѕСЏСЃРЅРёР», что указанная квартира находится РІ собственности Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, решение Рѕ приватизации жилого помещения может быть принято РІ рамках гражданского судопроизводства.
Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ признать Р·Р° РЅРёРј право собственности РЅР° <адрес> РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации.
Рстец Якимец Р•.РЎ. РІ судебное заседание РЅРµ явился, Рѕ РґРЅРµ Рё времени рассмотрения дела извещен своевременно Рё надлежащим образом.
Определением судебного заседания от 23.10.2017 года в качестве 3-их лиц привлечены Якимец С.В. и Якимец (Арнаутова) К.С.
Представитель истца Якимец М.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, Правительства РФ, представитель третьего лица ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России 1 отдел (г. Севастополь), 3-и лица в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Представитель третьего лица ФГКУ «Крымское РўРЈРРћВ» РњРћ Р Р¤ РїСЂРѕСЃРёР» принять решение РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие истца, представителей ответчика, представителя третьего лица.
Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
Согласно ст.217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу положений ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с требованиями ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года №1541-1, граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лег приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного веления или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Р’ соответствии СЃ Приказом РњРћ Р Р¤ РѕС‚ 18 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2010 РіРѕРґР° в„– 1550 «Об организации РІ РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р Р¤ деятельности РїРѕ обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу РїРѕ контракту РІ Р’РЎ Р Р¤, жилыми помещениями», РЅР° Департамент имущественных отношений РњРћ Р Р¤ Р РѕСЃСЃРёРё возложены функции РїРѕ закреплению права оперативного управления РЅР° приобретенные РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё жилые помещения Р·Р° федеральным государственным учреждением «Специальное территориальное управление имущественных отношений» РњРћ Р Р¤ (ФГКУ «Специальное РўРЈРРћВ» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё), организации передачи жилых помещений, РІ отношении которых заключены СЃ военнослужащими РґРѕРіРѕРІРѕСЂС‹ социального найма, РёР· федеральной собственности РІ муниципальную собственность, ведение реестра жилых помещений Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹.
Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2014 года № 2580-р, создано Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, основными целями которого определены: выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ № 110 от 25 февраля 2014 года утверждено Положение о Департаменте имущественных отношений Минобороны России, согласно которому Департамент уполномочен, в том числе, от имени Минобороны России заключать договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав пользования и (или) владения имущественном Вооруженных Сил.
Пунктом 2 Приказа Министерства обороны РФ от 3 ноября 2010 года «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации» установлено, что Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, и через Федеральное государственное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что на основании приказа Министра обороны Российской Федерации № от 26 мая 2011 года, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» Якимец С.В. был уволен с военной службы в отставку по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, с выслугой 32 года 8 месяцев.
Судом также установлено, что на основании ордера № от 11 января 2001 года, выданным 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ, Якимцу С.В. была выделена <адрес>.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, указанная квартира находится в собственности Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации.
Спорная квартира исключена из числа служебных и не входит в жилищный фонд Министерства обороны Российской Федерации, подлежащий распределению в порядке, предусмотренном Приказом Министерства обороны Российской Федерации от 27 апреля 2012 года №, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Согласно выписке из домовой книги квартиросъемщика в <адрес> зарегистрированы Якимец С.В., сын Якимец Е.С., супруга Якимец М.Е.
РР· материалов дела следует, что Якимец РЎ.Р’. Рё Якимец (Арнаутова) Рљ.РЎ. отказались РѕС‚ приватизации квартиры, расположенной РїРѕ адресу: Рі. Севастополь, СѓР». Курганная, 24-88 Рё дали согласие РЅР° приватизацию вышеуказанной квартиры Якимцом Р•.РЎ.
РР· представленных СЃСѓРґСѓ доказательств усматривается, что Якимец Р•.РЎ., использовал право РЅР° приватизацию будучи РІ несовершеннолетнем возрасте, что РЅРµ лишает его такого права РїРѕ достижению РёРј совершеннолетия, Р° бывший военнослужащий Якимец РЎ.Р’. ранее право РЅР° бесплатную приватизацию РЅРµ использовал, прав собственности РЅР° жилье указанные лица РЅРµ имели Рё РЅРµ имеют.
Таким образом, истец как член семьи военнослужащего имеет право на приобретение спорного жилого помещения в собственность бесплатно, согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (ч. 2 ст. 11).
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 (ред. от 2 июля 2009 года) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает спор о праве, он разрешается судом по правилам искового производства.
В силу п. 5 вышеуказанного Постановления требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В соответствии с п. 8 указанного Постановления, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещениях на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Рзложенные обстоятельства свидетельствуют Рѕ том, что собственник жилого помещения Рё уполномоченные РёРј органы РЅР° осуществление функций собственника, РІ том числе передать РІ собственность квартиры РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации, устранились РѕС‚ исполнения СЃРІРѕРёС… обязанностей, что нарушает конституционное право истца, предусмотренное СЃС‚. 2 ФЗ «О приватизации жилищного фонда РФ» РЅР° получение квартиры РІ собственность РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приватизации, РІ котором ему РЅРµ может быть отказано РІ силу закона.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым признать за Якимцом Е.С. право собственности на <адрес> в порядке приватизации.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
На момент увольнения Якимца С.В. в отставку, а также на момент принятия решения об изменении правового статуса <адрес> действовало законодательство Украины.
При таких обстоятельствах, уполномоченное лицо Министерства обороны, в чьи функции входит разрешение вопросов об изменении правового статуса входящих в специализированный жилищный фонд помещений, при исключении спорной квартиры из специализированного фонда был лишен возможности передать её в установленном порядке в муниципальную собственность.
В связи с выше изложенным к отношениям об изменении правового статуса <адрес> подлежат применению положения статьи 7 Вводного закона, как регулирующие сходные отношения.
Статьей 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная или муниципальная) приватизации не подлежат.
Таким образом, граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями на условиях договора социального найма, могут приобрести в собственность бесплатно жилые помещения, находящиеся не только в муниципальном, но и в государственном жилищном фонде.
Учитывая фактические обстоятельства данного спора, суд, определяя статус спорного жилого помещения, приходит к выводу о том, что истец занимает жилое помещение на условиях социального найма, в связи с чем, имеет право на его приватизацию.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
РЕШРР›:
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Якимца Р•.РЎ. удовлетворить.
Признать за Якимцом Е.С. право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности Российской Федерации в лице Правительства Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение суда в окончательной форме составлено 21.11.2017 г.
Судья Ю.С. Степанова