Судья Севрюков С.И. Дело № 33-7891/2019 А-194г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 июня 2019 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Славской Л.А.,
судей Русанова Р.А., Тихоновой Т.В.
при секретаре Шахматовой Г.А.
рассмотрела гражданское дело по иску администрации Ужурского района Красноярского края к УФССП по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора
по апелляционной жалобе администрации Ужурского района Красноярского края
на решение Советского районного суда г. Красноярска от 26 февраля 2019 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
установила:
Администрация Ужурского района Красноярского края обратилась к УФССП по Красноярскому краю, МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску УФССП России по Красноярскому краю с требованием об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование указано, что решением Ужурского районного суда Красноярского края от 11.01.2018 года удовлетворен иск прокурора Ужурского района в интересах ФИО5, на администрацию возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение по договору специализированного жилого помещения. 4.05.2018 года МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №, а 13.12.2018 года - постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей Однако, в течение пяти дней для добровольного исполнения требований разрешить вопрос о бюджетном финансировании для принятия мер по предоставлению взыскателю жилья не представилось возможным. Истцом предприняты все зависящие от него меры для исполнения требований исполнительного документа, однако, объективные обстоятельства не позволили обеспечить взыскателя жилым помещением. В связи с этим, вина истца в неисполнении решения суда отсутствует.
Просили освободить от взыскания исполнительского сбора по указанному исполнительному производству.
Судом первой инстанции постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация Ужурского района Красноярского края просит решение суда отменить, как незаконное. Выражая несогласие с выводами суда, указывают на то, что, истец выполняет государственные полномочия в рамках предоставленных Министерством образования <адрес> субвенций, соглашение на субсидирование заключается ежегодно, работа по исполнению решению суда проведена. По состоянию на 5.02.2019 года в адрес истца поступила информация со списком детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем в 2019 году, в том числе, и взыскателя, которая предоставлена суду в ходе рассмотрения дела. Указывает на то, что истец не должен нести материальную ответственность за невыполнение решений суда при исполнении переданных государственных полномочий без надлежащего и своевременного финансирования.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об отложении разбирательства дела не просили, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Ужурского районного суда Красноярского края от 11.01.2018 года, вступившим в законную силу, на администрацию Ужурского района возложена обязанность предоставить ФИО5, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, исходя из общей площади 33 кв.м., с допусками, установленными п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 2.11.2000 года «О защите прав ребенка».
22.03.2018 года выдан исполнительный лист серии №.
23.04.2018 года Ужурским районным судом администрации Ужурского района предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения суда на срок до 31.10.2018 года
4.05.2018 года МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску на основании исполнительного листа серии № вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении администрации Ужурского района, должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
21.05.2018 года администрацией Ужурского района получено постановление МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску от 4.05.2018 года о возбуждении исполнительного производства.
13.12.2018 года МОСП по ИИДНХ по г. Красноярску вынесено постановление о взыскании с должника - администрации Ужурского района Красноярского края исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение в установленный срок требований вышеуказанного исполнительного документа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих принятие истцом исчерпывающих мер для исполнения требований исполнительного документа, либо о предоставлении взыскателю жилого помещения или заключении соглашения о взаимодействии между Министерством образования <адрес> и администрацией Ужурского района, а также сослался на длительность неисполнения решения суда без уважительных причин.
Судебная коллегия считает данные выводы суда не соответствующими нормам материального права вследствие неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, что в силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Указанные выводы суда судебная коллегия находит не соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, что в силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона).
Часть 6 ст. 112 указанного Федерального закона предоставляет должнику возможность обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
В соответствии с пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Приобретение жилых помещений для указанной категории лиц определено Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, в частности формирование Министерством образования заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах <адрес>, приобретение жилых помещений Министерством имущественных отношений по договорам купли-продажи; положениями Закона <адрес> от 24.12.2009 № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат, при этом, администрация Ужурского района реализует свои полномочия за счет средств федерального и регионального бюджета, в связи с чем, приобрести жилые помещения самостоятельно возможности не имеет. При этом администрацией района были приняты должные меры для исполнения решения суда.
Так, 29.03.2018 года администрация Ужурского района направила в адрес Министерства образования <адрес> письмо с просьбой о выделении денежных средств на исполнение решений суда о возложении обязанности предоставить жилые помещения гражданам, в том числе ФИО5; до 31.10.2018 года Ужурским районным судом истцу предоставлена отсрочка исполнения решения; 19.04.2018 года Министерством образования <адрес> направлен ответ на обращение истца о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, и для ФИО5 в котором сообщено, что денежные средства, выделенные в 2018 году на приобретение жилых помещений, распределены Министерством образования в полном объеме, которым, в свою очередь, направлено письмо в Министерство финансов <адрес> о выделении дополнительных средств на исполнение решений суда.
Учитывая указанные обстоятельства, отсутствие финансирования исполнения исполнительного документа в отношении ФИО5, исполнение решения суда в 2018 году на дату вынесения постановления судебного пристава-исполнителя от 13.12.2018 года о взыскании с должника исполнительского сбора было объективно невозможно.
5.02.2019 года в адрес администрации Ужурского района Красноярского края из Министерства образования <адрес> поступило сообщение о том, что в целях исполнения Закона Красноярского края от 24.12.2009 № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации Ужурского района в 2019 году предусмотрена субвенция в размере 29 045 6 тысяч рублей из краевого бюджета для исполнения решений суда по приобретению благоустроенных жилых помещений с целью дальнейшего предоставления 22 гражданам, согласно приложению, в том числе ФИО5 (порядковый номер №). В связи с чем, просили направить в Министерство соглашение о взаимодействии по реализации в 2019 году указанного Закона (л.д. 22).
Таким образом, оснований для вывода о том, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуюсь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 26 февраля 2019 года отменить, принять по делу новое решение.
«Исковые требования администрации Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Освободить администрацию Ужурского района Красноярского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 13 декабря 2018 года № в рамках исполнительного производства № от 4.05.2018 года».
Председательствующий
Судьи