Решение по делу № 12-19/2022 от 04.03.2022

УИД 05RS0013-01-2022-001975-52 12-19/2022г

РЕШЕНИЕ

3 июня 2022 г. г.Дербент

Судья Дербентского районного суда Республики Дагестан Сурхаев М.Р.,     рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Касумова Гамзы Гаджиевича на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Закиргаева Я.М. от 11.02.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ч.10 ст.8.2 КоАП РФ,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 от 11.02.2022г. должностное лицо начальник НПС «Самур» ЛДПС «Махачкала» АО «Черномортранснефть» Касумов Г.Г. признан виновным в совершении административного правона-рушения предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, начальник НПС «Самур» ТРУМН АО «Черномортранснефть» Касумов Г.Г. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить произ-водство по делу об административном правонарушении, в связи с отсут-ствием события административного правонарушения.

В обоснование жалобы указал, что должностное лицо начальник НПС «Самур» ТРУМН АО «Черномортранснефть» Касумов Г.Г. осуществляет ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2021 год в строгом соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами соответствии с утверждённым приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028. а именно: всех видов отходов 1-5 классов опасности (п.4); в учет включены все образовавшиеся отходы (п.6); при организации учета проведена паспортизация отходов с установлением класса опасности состава отходов, информация о составе отходов приведена и оформлена в соответствии с приложением 1 к Порядке (п.7); учет ведется на основании фактических данных о количестве отходов, отраженных в актах приема- передачи и актах выполненных работ (п.8); учет ведется по мере образования, передачи отходов другим лицам в электронном виде (п 9); полнота и непрерывность учета отходов обеспечена (п.15). Форма учета, представленные в приложениях 1-3 к Порядку, являются рекомендуемыми образцами. Таким образом, доводы административного органа о наличии в действиях должностного лица события административного правонарушения в части нарушения требований, утвержденного приказом Минприроды России от 08 декабря 2020 г. №1028 порядка учета в области обращения с отходами не обоснованы. Фактов непредставления отчетных данных в рамках требования законодательства административным органом не уста-новлено, несоответствие информации, представленной в отчетности фактическим данным административным органом не выявлено.

Из имеющихся материалов дела и доводов жалобы должностного лица усматривается, что начальника НПС «Самур имелась возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства и должност-ным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что подтверждается передачей достоверных отчетов по всем видам отходов в установленном законом порядке. В тоже время доводы и доказательства административного органа положенные в основу постановления, не содержат доказательств нарушения природоохранного законодательства в части нарушений ведения учета, так как формы учета, представленные приложениях 1-3 к Порядку, являются Рекомендуемыми образцами.     Вышеуказанные факты свидетельствуют об отсутствии допустимых доказательств наличия в действиях должностного лица вменяемого правона-рушения и как следствие отсутствие события административного правонару-шения.

В судебное заседание должностное лицо начальник НПС «Самур» АО «Черномортранснефть» Касумов Г.Г., действующий на основании приказа, в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.

Представитель Федеральной Службы по надзору в сфере природо-пользования (Росприроднадзор) Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о дате, месте и времени судебного заседания.

С учетом положений п.2 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способ-ствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в соверше-нии административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона административного правонарушения, преду-смотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности.

Из материалов дела установлено, что на основании приказа замести-теля руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природо-пользования (Росприроднадзор) ФИО4 от 05.10.2021 № РЕ-09/67 (в редакции решений от 18.10.2021 № РЕ- 09/77, от 09.11.2021 № РЕ-09/119) в период с 15.10.2021 по 20.10.2021 проведена плановая выездная проверка объекта ЛЭУ «Терекли-Мектеб» ЛПДС Сулак» Тихорецкого районного управления магистральных нефтепроводов (далее (ТРУМН АО «Черномор-транснефть»).

По результатам проверки Росприроднадзором составлен Акт плано-вой выездной проверки от 19.11.2021 № 0904-67Пл-А/125-1021, а также выдано Предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 19.11.2021 № 0904-67Пл-П/125-1021.

В ходе проверки административным органом установлено, что АО «Черномортранснефть» на участке НПС «Самур» осуществляет ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2021 год не в соответствии с утверждёнными требованиями.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье, человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии частью 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные пред-приниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответ-ствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В целях реализации пункта 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требо-вания к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвре-женных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно пункту 4 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов I - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые полу-чают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В соответствии с пунктом 6 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", организация учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обез-вреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов обеспечивается индивидуальными предприни-мателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.

Согласно пункту 7 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", при организации учета образующихся отходов индивидуальными предпринима-телями и юридическими лицами: выявляются вещества, материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений; выявляются изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг; проводятся паспортизация отходов и отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, установленном Минприроды России.

В соответствии с пунктом 8 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", учет в области обращения с отходами ведется на основании измерений фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

В случае отсутствия средств для проведения измерения фактического количества образованных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, учет ведется с использованием расчетного метода, в котором используются сведения из технической и технологической докумен-тации, данные учета рабочего времени, результаты бухгалтерского учета, показатели нормативов образования отходов, вместимость мест (площадок) накопления отходов, мощности объектов обработки, утилизации, обезврежи-вания отходов и их загрузка, иные данные, характеризующие деятельность, связанную с образованием и обращением с отходами, на основании которых может быть рассчитано количество образованных, обработанных, утилизиро-ванных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Документами, подтверждающими количество переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов, являются договоры, акты приема-передачи и акты выполненных работ, а также другие документы, подтверждающие проведение сделки об отчуждении отходов.

Согласно пункту 9 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, передан-ных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов осуществляется по мере образования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, а также размещения отходов.

Учет ведется в электронном виде или на бумажном носителе. Ведение учета в электронном виде осуществляется при условии, что все содержа-щиеся в нем учетные записи в целях обеспечения их сохранности продубли-рованы на электронных носителях информации, и имеется возможность для выведения этих записей на бумажный носитель.

В соответствии с пунктом 15 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 №1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту, непрерывность и достоверность учета образовав-шихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

На основании вышеуказанных положений, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица начальника НПС Самур АО «Черномортранснефть» Касумова Г.Г. состава административ-ного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеуказанными доводами административного органа, должностное лицо начальник НПС Самур АО «Черномортранснефть» Касумов Г.Г. обратился в суд с жалобой, в которой указал, что в действиях должностного лица начальника НПС Самур АО «Черномортранснефть» отсутствует события- административного правонарушения, предусмотрен-ного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ, поскольку доводы и доказательства административного органа, положенные в основу постановления, не содержат доказательств нарушения природоохранного законодательства в части нарушений ведения учета, так как формы учета, представленные в приложениях 2-3, к Порядку, являются рекомендуемыми образцами.

Суд считает, что жалоба начальника НПС Самур АО « Черномортран-снефть» Касумова Г.Г. является обоснованной по следующим основаниям.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: - наличие события административного правонаруше-ния; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации преду-смотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие админи-стративную ответственность, и обстоятельства, отягчающие администра-тивную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного админи-стративным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины, и условия совершения административного правонарушения.

    В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит админи-стративной ответственности только за те административные правонару-шения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. N 1028 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливает требова-ния к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвре-женных, переданных" другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов (п. 1 Порядка учета).

В соответствии с пунктом 11 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 "Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами", учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, данные учета обобщаются по итогам очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 25 января года, следующего за отчетным периодом. Обобщение данных учета осуществ-ляется отдельно по каждому объекту HBOC, и (или) по юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в целом в табличной форме.

Рекомендуемые образцы обобщенных данных - учета в области обращения с отходами и данных учета переданных другим лицам или полученных от других лиц отходов приведены в приложениях N 2 и N 3 к настоящему Порядку.

В судебном заседании установлено, что должностным лицом НПС «Самур» АО «Черномортранснефть» были предоставлены данные учета переданных другим лицам отходов ТРУМН НПС «Самур» АО «Черномор-транснефть» за I, II III кварталы 2021 г., в формах учета, предоставленные в приложениях 1-3 вышеуказанного приказа, которые являются рекоменду-емыми образцами.

Вместе с тем, для удобства АО «Черномортранснефть» были добавлены графы в таблице, где было указано всего отходов («т.ч. ТКО для хранения») - 0 и «в т.ч. ТКО для захоронения» - 0.    

Добавление вышеуказанных граф в таблице, не противоречило Приложениям №2-3 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028, поскольку - указанные таблицы, приведенные в Приложениям №2-3 к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1028 носят рекомендуемый образец, а необязательный.

Доказательств обратно, административным органом суду не предостав-лено.

Также суд принимает во внимание, что административный орган указывает на то, что должностное лицо НПС «Самур» ТРУМН АО «Черномортранснефть» Касумов Г.Г. осуществляет ведение учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2021г. не в соответствии с утвержденными требованиями, однако АО «Черномортран-снефть» были предоставлены данные учета переданных другим лицам отходов Тихорецкого РУМН АО «Черномортранснефть» только за I, II III кварталы 2021 г., а отчетный период представления учета в области обращения с отходами производства и потребления за 2021 г. на момент проверки не наступил.    

Кроме того, фактов непредставления должностным лицом начальником НПС «Самур» Касумовым Г.Г.отчетных данных в рамках требования законодательства административных органом не установлено, несоответ-ствие информации, представленной в отчетности фактическим данным административным органом не выявлено.

Таким образом, суд считает, что доводы административного органа о том, что должностное лицо НПС «Самур» «Черномортранснефть» Касумов Г.Г. осуществляет ведение учета в области обращения с отходами производ-ства и потребления за 2021 не в соответствии с утвержденными требова-ниями, несостоятельны и не доказаны.    

На основании вышеизложенного, суд считает, что в действиях должностного лица НПС «Самур» АО «Черномортранснефть» Касумов Г.Г. отсутствует событие - правонарушения предусмотренного частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Закиргаева Я.М. от 11.02.2022г. №5м-22-0904-67Пл-А/7-1 о привлечении должностного лица начальника НПС «Самур» ЛДПС «Махачкала» АО «Черномортранснефть» к административной ответствен-ности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием события административного правонарушения).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,

решил:

Жалобу начальника НПС «Самур» ТРУМН АО «Черномортранс-нефть» Касумова Г.Г. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Закиргаева Я.М. от 11.02.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст.8.2 КоАП РФ - удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Закиргаева Я.М. от 11.02.2022г. о привлечении должностного лица начальника НПС «Самур» ЛДПС «Махачкала» АО «Черномортранснефть» к административной ответственности по части 10 статьи 8.2 КоАП РФ – отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии через Дербентский районный суд РД в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ».

Судья М.Р. Сурхаев

12-19/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Касумов Гамза Гаджиевич
Суд
Дербентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Сурхаев Мугутдин Ризванович
Статьи

8.2

Дело на странице суда
derbent-rs.dag.sudrf.ru
04.03.2022Материалы переданы в производство судье
30.03.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Судебное заседание
20.05.2022Судебное заседание
03.06.2022Судебное заседание
29.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее