Решение по делу № 8а-6604/2021 [88а-7515/2021] от 16.07.2021

Дело № 2а-1760/2020

      № 88а-7515/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Владивосток                                                               08 сентября 2021 года

Мотивированное кассационное определение изготовлено 21.09.2021

Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Зайцевой О.А.

судей Кудриной Я.Г. и Римского Я.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 мая 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Губанова Владимира Сергеевича к филиалу «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, территориальному отделу «Амурский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, заинтересованные лица: Министерство обороны Российской Федерации, войсковая часть 21720, отдел опеки и попечительства администрации Октябрьского района Амурской области о признании решения об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.

    Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Губанов В.С. обратился в Белогорский городской суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением к ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (2 отдел) (далее – ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (2 отдел)) и просил признать решение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 26 июня 2020 года № 303 об отказе в принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконным.

Определениями Белогорского городского суда Амурской области от 24 сентября 2020 года, от 14 октября 2020 года, от 17 ноября 2020 года к участию в деле были привлечены в качестве административного соответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ, в качестве заинтересованных лиц: Министерство обороны РФ, отдел опеки и попечительства администрации Октябрьского района Амурской области соответственно.

Определением Белогорского городского суда Амурской области от 25 февраля 2021 года произведена замена ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ на правопреемника - ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала «Восточный» (далее – филиал «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс»), замена ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (2 отдел) на правопреемника - территориальный отдел «Амурский» филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее – территориальный отдел «Амурский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс»).

Решением Белогорского городского суда Амурской области от 17 декабря 2020 года в удовлетворении административного искового заявления Губанова В.С. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 мая 2021 года решение Белогорского городского суда Амурской области от 17 декабря 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым признано незаконным решение ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 26 июня 2020 года № 303 об отказе в принятии Губанова В.С. на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; на ФГАУ «Росжилкомплекс» в лице филиала «Восточный» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Губанова В.С. о постановке на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, зарегистрированное 14 мая 2020 года вход.№ 3630, 15 июня 2020 года вход.№ 4546.

16 июля 2021 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс», поданная через Белогорский городской суд Амурской области 01 июля 2021 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 мая 2021 года, и оставлении в силе решения Белогорского городского суда Амурской области от 17 декабря 2020 года.

В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Так, Губановым В.С. не представлены доказательства соблюдения порядка постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, до увольнения с военной службы в установленном порядке (в представленном пакете документов, имелись документы, не заверенные в установленном порядке). На момент увольнения 14 мая 2014 года в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями, Губанов В.С. установленным порядком не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, документы для признания нуждающимся в получении жилого помещения поступили от Губанова В.С. в ФГКУ «Востокрегионжилье» 14 мая 2020 года, т.е. спустя 6 лет после увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части, основания для признания Губанова В.С. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Приказом Министра обороны от 30 сентября 2010 года № 1280, отсутствуют.

Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 02 августа 2021 года кассационная жалоба филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

Как установлено судами и следует из материалов дела, с 01 августа 1996 года Губанов В.С. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Приказом командира войсковой части ФИО7 от 27 сентября 2010 года №17 прапорщик Губанов В.С. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). В приказе указано, что выслуга лет в ВС календарная составляет 15 лет 6 месяцев, в льготном исчислении – 22 года 2 месяца; жилым помещением по установленным нормам не обеспечен; изъявил желание уволиться с оставлением в списках личного состава воинской части до предоставления жилой площади.

Приказом командира войсковой части ФИО6 от 14 мая 2014 года №40 прапорщик Губанов В.С., состоящий в распоряжении командира войсковой части ФИО7, с 01 июня 2014 года исключён из списков личного состава воинской части, всех видов обеспечения и направлен на воинский учет в отдел военного комиссариата Амурской области по Октябрьскому и Ромненскому району. Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила 17 лет.

14 мая 2020 года Губанов В.С. обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ с заявлением о принятии (восстановлении) его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении (улучшении жилищных условий) по установленным законодательством правилам. К заявлению приложен пакет документов.

Письмом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (2 отдел) 18 мая 2020 года Губанову В.С. сообщено о необходимости предоставления в тридцатидневный срок дополнительных документов, в том числе заявление о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с указанием избранного постоянного места жительства и способа обеспечения жилым помещением.

15 июня 2020 года Губановым В.С. в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (2 отдел) предоставлены дополнительные документы.

Решением ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ (2 отдел) от 26 июня 2020 года № 303 Губанову В.С. отказано в принятии его на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по тем основаниям, что Губановым В.С. не предоставлены доказательства соблюдения порядка постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения до увольнения с военной службы. И указано, что в настоящее время Губанов В.С. военнослужащим не является, статус военнослужащего утратил, а возможность принятия на жилищный учёт лиц, уволенных с военной службы, Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в ВС РФ, жилых помещений по договору социального найма, утверждённая приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, не предусматривает; на момент увольнения 14 мая 2014 года Губанов В.С. не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, документы дл признания его нуждающимся поступили от Губанова В.С. 14 мая 2020 года, то есть спустя 6 лет после увольнения и исключения из списков личного состава войсковой части; 18 мая 2020 года у Губанова В.С. запрошены недостающие документы, которые в полном объёме не были предоставлены.

Порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ) устанавливаются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с абзацами двенадцатым, тринадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ (в редакции, действующей на момент исключения Губанова В.С. из списков личного состава воинской части) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признании нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Аналогичная правовая норма содержится в пункте 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237 (в редакции, действующей на момент исключения Губанова В.С. из списков личного состава воинской части).

Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления жилых помещений в собственность бесплатно» утверждены Правила признания в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации (далее - Правила), действовавшие на момент исключения Губанова В.С. из списков личного состава воинской части.

      Согласно абзацу третьему пункта 5 Правил, в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление (о принятии на учет нуждающихся) и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о законности решения ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ от 26 июня 2020 года № 303 об отказе в принятии Губанова В.С. на учёт в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, исходя из отсутствия доказательств того, что Губанов В.С. в период прохождения военной службы был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а на момент подачи заявления о признании его нуждающимся в получении жилых помещений военнослужащим он не являлся, что является безусловным основанием для отказа в принятии на жилищный учёт как военнослужащего.

Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новое решение об удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции сослался на положения Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положение о порядке прохождения военной службы, утверждённого Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, Правила признания в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года №512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления жилых помещений в собственность бесплатно», установил, что на момент увольнения с военной службы и исключения из списков войсковой части Губанов В.С. жилым помещением обеспечен не был, в период прохождения военной службы неоднократно заявлял о своем праве на жилое помещение, выражал желание быть обеспеченным жильём за счёт Министерства обороны РФ, вместе с тем право быть признанным в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма и способ его реализации, а также последствия увольнения и исключения из списков личного состава воинской части без принятия на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, Губанову В.С. до увольнения и исключения из списков личного состава воинской части надлежащим образом разъяснены не были, установленный в ходе беседы 25 апреля 2014 года тридцатидневный срок для оформления документов для постановки на жилищный учёт с момента ознакомления с ответом ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ Губанову В.С. предоставлен не был, а также учитывая обстоятельства длительного не принятия административным ответчиком мер, направленных на освобождение Губановым В.С. занимаемого жилого помещения, и пришёл к обоснованному выводу об отсутствии у административного ответчика правовых оснований для отказа в принятии Губанова В.С. на учёт в связи с утратой статуса военнослужащего, поскольку само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище, гарантированного статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы апелляционной инстанции, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» не представлено.

Указание в кассационной жалобе на то, что Губановым В.С. не представлены доказательства соблюдения порядка постановки на учёт в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, до увольнения с военной службы в установленном порядке (в представленном пакете документов, имелись документы, не заверенные в установленном порядке), является неправомерным, поскольку на момент обращения с заявлением о принятии на учёт и предоставления сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, у Губанова В.С. отсутствовала возможность удостоверения его подписи уполномоченным на то должностным лицом.

Довод кассационной жалобы о том, что на момент увольнения 14 мая 2014 года Губанов В.С. установленным порядком не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, документы для признания нуждающимся в получении жилого помещения поступили от Губанова В.С. в ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ 14 мая 2020 года, т.е. спустя 6 лет после увольнения и исключения из списков личного состава воинской части, правового значения не имеет, поскольку права Губанова В.С. были нарушены в связи с увольнением с военной службы без постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении. Само по себе увольнение с военной службы не может служить основанием для лишения военнослужащего права на жилище.

Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

Разрешая данный административный спор, суд апелляционной инстанции правильно определил обстоятельства дела, характер спорных правоотношений, к которому применил нормы материального права, его регулирующие.

Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанции, а их несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшегося по делу судебного акта.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 20 мая 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала «Восточный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации – без удовлетворения.

Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления оспариваемого апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий

Судьи

8а-6604/2021 [88а-7515/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
Губанов Владимир Сергеевич
Ответчики
Территориальный отдел "Амурский" филиала "Восточный" ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры ( комплекса) Минобороны РФ
ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Другие
Министерство обороны Российской Федерации
Гагиев Тимур Бесланович
Войсковая часть 21720
Отдел опеки и попечительства отдела образования Администрации Октябрьского района Амурской области
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
08.09.2021Судебное заседание
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее