№ 2а-1-273/2018
Решение
Именем Российской Федерации
31 мая 2018 года р.п. Степное
Советский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Музаевой О.Ю.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.И.,
с участием помощника прокурора Советского района Саратовской области Воеводина А.А.,
представителя ответчика – Государственное казенное учреждение Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» Комарова А.Н., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Советского района Саратовской области к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», третьи лица - Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ООО «Автодорожник», ООО «Эдельвейс» об обязании произвести ремонт автодороги «р.п. Степное – с. Мечетное – с. Любимово» протяженностью <данные изъяты>., в срок до ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
прокурор Советского района Саратовской области обратился в районный суд в интересах прав неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (далее ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства»), с указанными исковыми требованиями, уточненными в судебном заседании, мотивируя тем, что прокуратурой Советского района Саратовской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения, которой установлено, что состояние дорожного полотна автодороги «р.п. Степное – с. Мечетное – с. Любимово» не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно распоряжению Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О передаче имущества государственному казенному учреждению Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» автомобильные дороги регионального значения исключены из имущества, находящегося в оперативном управлении Министерства транспорта и дорожного хозяйства и переданы ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства». Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, согласно приложения к которому, к дорогам общего пользования регионального значения, расположенных на территории Советского муниципального района Саратовской области, отнесена автомобильная дорога «р.п. Степное – с. Мечетное – с. Любимово», протяженностью <данные изъяты>. В 2017 году на указанном участке дороги проводились ремонтные работы по ямочному ремонту дорожного полотна, однако работы проведены некачественно, в связи с чем, дорожное полотно автодороги «р.п. Степное – с. Мечетное – с. Любимово» не соответствует установленным законом требованиям, вновь требует проведения ремонта. По указанным обстоятельствам истец обратился в суд и просит исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании помощник прокурора Воеводин А.А. поддержал доводы уточненного искового заявления, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» Комаров А.Н., действующий по доверенности, уточненные заявленные требования признал в полном объеме.
Суд, рассмотрев уточненное исковое заявление, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает необходимым его удовлетворить по следующим основаниям:
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции РФ и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно статье 1 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (далее ФЗ №) основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести: их последствий.
В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Полоса движения - это любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Проезжая часть - это элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Согласно ст. 2 ФЗ №, безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения (ст. 3 ФЗ №).
В соответствии со ст. 12 ФЗ №, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу статьи 21 указанного ФЗ №, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 15 данного Федерального закона).
Содержанием автомобильной дороги называется комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ). При этом, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения (ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ).
Государственный стандарт РФ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ФИО5 50597-93, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Из содержания статей 3.1.1 и 3.1.2 указанного ФИО5 50597-93 следует, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 11 ч. 2 ст. 26.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В соответствии с ч. 8 ст. 5, ч. 5 ст. 6, ч. 6 ст. 11, ч.ч. 1-2 ст.ст. 17-18, ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Судом установлено, что согласно распоряжению Комитета инвестиционной политики и имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О передаче имущества государственному казенному учреждению <адрес> «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», автомобильные дороги регионального значения исключены из имущества, находящегося в оперативном управлении Министерства транспорта и дорожного хозяйства и переданы ГКУ <адрес> «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства».
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, согласно приложения к которому, к дорогам общего пользования регионального значения, расположенных на территории Советского муниципального района <адрес> отнесена автомобильная дорога «р.<адрес> – <адрес> – <адрес>», протяженностью 22,1 км.
Из указанного следует, что обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на ГКУ <адрес> «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», в ведении которого находится данная дорога.
Из Устава ГКУ <адрес> «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» следует, что Казенное учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания государственных услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, <адрес> полномочий органов государственной власти <адрес> в сфере дорожного хозяйства.
Так же, установлено, что в результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки состояния автомобильной дороги «р.п. Степное – с. Мечетное – с. Любимово», протяженностью <данные изъяты> установлено, что состояние дорожного полотна автомобильной дороги «р.п. Степное – с. Мечетное – с. Любимово» не соответствует требованиям Государственного стандарта РФ ФИО5 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятого постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акты о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги и (улицы), железнодорожного переезда (л.д. 8-19).
Выявленные на вышеуказанных участках автодорог регионального значения нарушения требований ФИО5 50597-93 свидетельствуют о том, что ГКУ <адрес> «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» в пределах своих полномочий не обеспечило надлежащего содержания и ремонта указанного участка дороги регионального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, соответствие его установленным требованиям ФИО5 50597-93, неправомерно бездействуя.
Доказательств, подтверждающих, что указанный участок автодороги не нуждается в ремонте, как соответствующий вышеуказанным требованиям ГОСТа, административным ответчиком суду не представлено. Более того, представитель административного ответчика уточненные исковые требования признал в полном объеме.
Само по себе заключение государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог (л.д. 21-37) не свидетельствует о надлежащем исполнении обязанностей административного ответчика, предусмотренных вышеназванными нормативными правовыми актами.
Доводы заинтересованных лиц - Министерства транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, изложенные в возражении относительно недостаточного финансирования, суд находит несостоятельными, поскольку само по себе отсутствие финансовых средств не является основанием для неисполнения действующего законодательства в области дорожной деятельности, так как установленные законом требования направлены на обеспечение безопасности движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Таким образом, представленными доказательствами в их совокупности подтверждается ненадлежащее исполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности по содержанию автодороги регионального значения.
При таких обстоятельствах неисполнение ответчиком своих обязанностей по соблюдению законодательства в области безопасности дорожного движения в полном объеме нарушает права неопределенного круга лиц, создавая им угрозу жизни и здоровья при эксплуатации транспортных средств, а также пешеходов.
Так как обязанность по обеспечению соответствия эксплуатации дорог установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на ответчика, суд считает правомерным возложить на ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» обязанность по организации проведения ремонта автомобильной дороги «р.п. Степное – с. Мечетное – с. Любимово», протяженностью <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу, произвести ремонт автомобильной дороги «р.п. Степное – с. Мечетное – с. Любимово», протяженностью 22,1 км.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи жалобы через Советский районный суд <адрес>.
Судья О.Ю. Музаева