Решение по делу № 3а-547/2018 от 28.12.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Бамбуровой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-547/2018 по административному исковому заявлению Литвиновой И.Ф. к Управлению Росреестра по Самарской области, Правительству Самарской области, заинтересованным лицам филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о. Отрадный, Министерству имущественных отношений Самарской     области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,

с участием представителя Литвиновой И.Ф. по доверенности Нижегородовой Т.С.,

представителя Правительства Самарской области и министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности Вирт О.И.,

Администрации г.о. Отрадный Пауковой С.А.,

у с т а н о в и л:

Литвинова И.Ф. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 595 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости в размере 951 339,55 руб. Также просила обязать ответчика внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является арендатором названного земельного участка, кадастровая стоимость которого существенно превышает размер его рыночной стоимости, тем самым затронуты её права и обязанности как плательщика арендной платы.

В судебном заседании представитель административного истца Нижегородова Т.С. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Правительства Самарской области и заинтересованного лица по доверенности Вирт О.И. возражала против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что установление кадастровой стоимости равной рыночной стоимости повлечет снижение поступлений в местный бюджет.

Представитель Администрации г.о. Отрадный Паукова С.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что права административного истца не нарушены.

Административный ответчик: Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованное лицо- филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области представили письменные отзывы, Администрация г.о. Отрадный - возражения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.

Как следует из материалов дела, Литвинова И.Ф. является арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью 595 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: магазины, расположенного по адресу: <адрес> ( основание: договор аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключенный между Комитетом по управлению имуществом г.о. Отрадный и Литвиновой И.Ф. от 12 мая 2017 года).

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 24 декабря 2016 года.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в соответствии с приложением № 2 к Постановлению Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» от 13 ноября 2013 года № 610 по состоянию на 24 декабря 2016 года в размере 2 349 541,95 руб.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с заявлением о пересмотре его кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Расчетом арендной платы за земельный участок, являющимся приложением к договору аренды от 12 мая 2017 года, предусмотрено исчисление арендной платы спорного земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.

Арендная плата за земельный участок на 2018 год также исчислена исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Считая кадастровую стоимость завышенной и нарушающей ее права, Литвинова И.Ф. 28 декабря 2017 года обратилась в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, рассматриваемым в рамках данного административного дела.

В обоснование заявленных требований административный истец представила отчет об оценке рыночной стоимости , выполненный 2 октября 2017 года оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Институт оценки и управления».

Указанным отчетом рыночная стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 24 декабря 2016 года в размере 951 339,55 руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 24 декабря 2016 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка.

Исследование проведено в рамках сравнительного подхода. От применения затратного подхода и доходного подхода оценщик отказался, обосновав причины отказа от применения этих подходов.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, к отчету приложены документы и материалы, используемые при проведении оценки, а также документы, подтверждающие квалификацию оценщика.

Отчет содержит определение рыночной стоимости земельного участка на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранного оценщиком подхода, согласования полученных результатов. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорного земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе суд не усматривает.

Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 декабря 2016 года, то есть на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости, полагает возможным определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 951 339,55 руб..

Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28 декабря 2017 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

Заявленное Литвиновой И.Ф. требование об обязании внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения в качестве кадастровой стоимости нежилого помещения его рыночную стоимость, не подлежит удовлетворению в силу следующего.

Согласно абзацу 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, сведения об изменении кадастровой стоимости подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда в силу прямого указания закона и принятие судом решения о возложении обязанности по внесению таких изменений не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Требование Литвиновой И.Ф. удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером площадью 595 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 декабря 2016 года в размере 951 339,55 рублей.

Датой обращения Литвиновой И.Ф. в суд считать 28 декабря 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Т.А.Родина

3а-547/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Литвинова И.Ф.
Ответчики
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация г.о. Отрадный
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
28.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
29.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
24.01.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
15.02.2018[Адм.] Судебное заседание
13.03.2018[Адм.] Судебное заседание
23.03.2018[Адм.] Судебное заседание
27.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее