Советский районный суд г. Махачкалы
Дело № 2-1147/22
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 08 февраля 2023 года по делу № 33-700/2023 (33-10100/2022)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Гасановой Д.Г. и Сатыбалова С.К.,
при секретаре судебного заседания Гаджиевой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Махачкалы – Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 22 апреля 2022 года по иску Магомедовой Альбины Магомедзапировны к Администрации ГОсВД «г. Махачкала» об обязании включить ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г. Махачкала.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., судебная коллегия
установила
Магомедова А.М. обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД «г.Махачкала» об обязании включить ее в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г.Махачкала.
Иск мотивирован тем, что она является выпускницей школы интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<дата> она окончила школу интернат. <дата> школа-интернат № г. Махачкалы направила главе Администрации ФИО2 <адрес> г.Махачкалы список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади. В данном списке было 18 детей-сирот, нуждающихся в жилой площади, в том числе под номером 17 была она.
Администрацией ФИО2 <адрес> г.Махачкалы велся список очередности воспитанников детского дома. В данном списке она состояла под номером 51 с <дата>.
Она неоднократно обращалась в Администрацию и ФИО2 <адрес> г.Махачкалы и в Жилищный отдел г.Махачкалы, где ей подтверждали, что она состоит на жилищном учете как нуждающаяся в жилой площади по категории дети-сироты.
На основании изложенного, просит обязать администрацию ГОсВД «г.Махачкала» включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«исковое заявление ФИО1 к Администрации ГОсВД «г.Махачкала», третьему лицу Управлению по Реализации Программы Ветхое аварийное жилье и Улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД «г.Махачкала», Министерству образования и науки Республики Дагестан, МКОУ Школа-интернат № г.Махачкалы об обязании Администрации ГОсВД «г.Махачкала» включить ФИО1, <дата> года рождения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г. Махачкала – удовлетворить.
Обязать Администрацию ГОсВД «г. Махачкала» включить ФИО1, <дата> года рождения в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г. Махачкала».
В апелляционной жалобе представитель администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО7 просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Он указывает, что суд неправильно определил обстоятельств, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.
Постановлением Правительства РД от <дата> N 269 "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и формы отчета об осуществлении органом местного самоуправления переданных государственных полномочий Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждена форма заявления о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда.
Однако, такое заявление ФИО1 в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учета данной категории лиц, не поступало
Более того, судом не были исследованы также и причины, по которым ФИО1 до достижения ею возраста 23 лет не была принята на учет нуждающихся в жилом помещении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, надлежащим образом судом извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от <дата>) лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В силу ч. 1 ст. 8 указанного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Аналогичные положения содержатся и в Законе Республики Дагестан от <дата> N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. от <дата>, с изм. от <дата>).
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Республики Дагестан на основании Закона Республики Дагестан от <дата> N 58 обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Республики Дагестан, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.
При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет, указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от <дата> N 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Из материалов дела следует и судом установлено, что истец ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением ФИО2 районного суда г. Махачкалы от <дата> установлен факт, что ФИО1, <дата> г.р. в период с <дата> по <дата> относилась к категории детей оставшихся без попечения родителей.
ФИО1 воспитывалась в школе-интернате с <дата> по <дата> в школе-интернате для детей сирот – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находилась на полном государственном обеспечении, что и подтверждается справкой врио директора МКОУ «Интернат Сирот» № от <дата>.
<дата> директор школы-интернат ФИО8 направил председателю ФИО2 М.М. список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в списке указана, в том числе, и истица ФИО1).
Письмом от <дата> директор школы интернат ФИО3 М.Х. направил в Кировскую Администрацию г. Махачкалы список выпускников школы интернат № г.Махачкалы, нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с учетными делами.
Копии указанных писем директора школы – интернат, направленного списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеются в материалах дела.
Судом установлено, что ФИО1 в собственности или же предоставленного по договору найма, жилого помещения не имеет.
Согласно разъяснению, данному в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Суду необходимо выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При этом, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были <.>, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Поскольку руководством школы интернат, где воспитывалась ФИО1, своевременно в 1993, затем в 1998 г. были направлены в Кировскую Администрацию г.Махачкалы сведения на детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, для включения их в Списки нуждающихся в получении жилых помещений детей, относящихся к указанной выше категории, то суд правильно пришел к выводу о том, что ФИО1 не могла реализовать свое право на обеспечение жильем, в связи с тем, что со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите ее жилищных прав, следовательно, она не имела соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации.
В силу абзаца 3 пункта 3 Постановления Правительства РФ от <дата> N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (далее - Постановление Правительства РФ от <дата> N 397) лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от <дата> N 397 в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает решение о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список, либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список. Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) (далее соответственно - акт о включении в список, акт об отказе во включении в список), выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
При этом, в силу пункта 14 указанного Постановления акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В акте об отказе во включении в список указывается основание такого отказа со ссылкой на соответствующую норму указанного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Магомедова А.М. не была включена в список в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в то же время ей не было отказано во включении в список нуждающихся в получении жилых помещений детей, относящихся к указанной выше категории. Она оказалась не включенной в Список ответчиком, при наличии на то законных оснований из – за того, что ответчиком не было предпринято необходимых действий по охране и защите ее жилищных прав.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил ее исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Магомедова А.М. не подавала заявления, суд не исследовал также и причины, по которым Магомедова А.М. до достижения ею возраста 23 лет не была принята на учет нуждающихся в жилом помещении, несостоятельны, они опровергаются материалами дела.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 22 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 февраля 2023 года.