Гражданское дело №
УИД 05RS№07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 августа 2020 г.
Унцукульский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Исламханова С.Ж.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД ФИО2, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>», МКОУ «Араканская СОШ» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории),
у с т а н о в и л:
<адрес> РД обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>», МКОУ «Араканская СОШ» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории).
Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению начальника ФКУ ИК-18 УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу о нарушениях законодательства в части несоблюдения мер по антитеррористической защищенности объектов образования <адрес>.
По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности МКОУ «Араканская СОШ» требующие безотлагательного устранения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Постановление №) утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Проверкой установлено, что в соответствии с утвержденным паспортом безопасности антитеррористической защищенности и проведенным
категорированием объекта (территории), МКОУ «Араканская СОШ» присвоена 3 категория опасности объекта (территории).
Вместе с тем, должностными лицами МКОУ «Араканская СОШ» не исполняется следующие обязательные требования вышеуказанного законодательства:
- в нарушение пп. б, п. 25 Постановления № не обеспечена охрана объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
- в нарушение пп. в, п. 25 Постановления № не обеспечена охранная сигнализация и средства передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);
- в нарушение пп. г, п. 25 Постановления № основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), не оборудованы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В целях устранения указанных нарушений закона, прокуратурой района в адрес руководителя МКОУ «Араканская СОШ» внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, к текущей дате выявленные нарушения не устранены ввиду отсутствия предусмотренных на эти цели в бюджете учреждения финансовых средств.
В соответствии с данными из ЕГРЮЛ и Уставом МКОУ «Араканская СОШ» учредителем и собственником данного учреждения является муниципальное образование «<адрес>».
Таким образом, объект (территория) школы, являясь муниципальной собственностью <адрес>, на основании договора между собственником и учреждением фактически передано во владении, пользовании и ограниченное распоряжении МКОУ «Араканская СОШ».
В силу вышеприведенных норм, обязанность по финансированию работ по обеспечению антитеррористической защищенности здания (территории) учреждения возлагается на администрацию муниципального образования «<адрес>» как орган местного самоуправления и собственника здания, а обязанность по проведению работ по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) школы на МКОУ «Араканская СОШ» как учреждение, у которого здание школы находится в пользовании.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Статья 45 ГПК РФ предоставляет прокурору право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально меняется.
Бездействие должностных лиц МКОУ «Араканская СОШ» по противодействию терроризму создают угрозу жизни и здоровья неопределенного круга, а также угрозу предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Количество обучающихся в МКОУ «Араканская СОШ» не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица, чьи права нарушены, не могут быть определены.
Прокурор просит удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель истца по доверенности ФИО3, представил в суд ходатайство о рассмотрении гражданского дела без его участия.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» РД, по доверенности ФИО4, просит суд рассмотреть гражданское дело без ее участия, при этом в ходатайстве просит, что ответчиком проведены ряд мероприятий, таких как: в образовательных учреждениях установлены кнопки экстренного вызова помощи (в 30 объектах), камеры видеонаблюдения (в 18 объектах), ограждение (в 2 объектах), категорирование, паспортизация и наглядная агитация инструкции о действиях при возникновении угрозы и совершение террористических актов (во всех объектах). В связи с реализацией ряд других социально значимых вопросов у администрации района нет финансовых возможностей решать все вопросы в течении одного года, вопросы требующих выполнение в соответствии с требованиями законодательства, администрацией района реализуются поэтапно, путем включения вопроса их финансирования в региональные или федеральные программы или за счет средств района. Учитывая, что в бюджете района на 2020 год не были заложены средства на реализацию вопросов указанных в исковом заявлении предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МКОУ «Араканская СОШ» извещенный о месте и времени судебного заседания надлежащим образом в суд явился, ходатайство об отложении судебного заседания не поступило.
Суд, в соответствии ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя МКОУ «Араканская СОШ».
Изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Статья 1 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О противодействии терроризму» определяет, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 ФЗ «О противодействии терроризму»).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которое вступило в силу с 19.11.2019г. и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно справки Аппарата антитеррористической комиссии МО «<адрес>» Араканская СОШ – 3 категория. Отсутствует пункт охраны, не охраняется специализированными охранными предприятиями, кнопка экстренной сигнализации не проведен на пульт Росгвардии.
<адрес> от 28.04.2020г., внесено в адрес ответчика МКОУ «Араканская СОШ» представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму в котором указаны выявленные нарушения и необходимость их устранения с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Таким образом судом установлено, что в целях обеспечения безопасности пребывания в школе детей и сотрудников этой школы, а также исполнения действующего законодательства об антитеррористической защищенности, вышеуказанные нарушения должны быть устранены.
В силу п. п. 1, 3, 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В силу п.3 ст. 5 Федерального Закона «О противодействии терроризму» «Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.»
Согласно п.3.1 ст. 5 Федерального Закона «О противодействии терроризму», Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Таким образом, из приведенных выше правовых предписаний следует, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, МКОУ «Араканская СОШ» является муниципальной казенным образовательным учреждением.
Учредителем Учреждения является администрация МО «<адрес>» РД.
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается Учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными уставом к основной деятельности.
Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств бюджета МО «<адрес>» в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного ребенка на основании утвержденного Учредителем муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности.
Исходя из общих начал гражданского законодательства обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, осуществляется на основании соответствующего гражданско-правового договора на возмездной основе.
Как указано выше, по смыслу приведенных норм права, орган местного самоуправления также участвует в финансировании мероприятий в сфере антитеррористической защищенности.
Между тем, сведений о получении (выделении) МКОУ «Араканская СОШ» на день рассмотрения настоящего дела из бюджета муниципального образования, достаточных денежных средств для проведения предусмотренных Требований к антитеррористической защищенности мероприятий в материалах дела не имеется.
Не имеется в материалах дела и достоверных сведений о наличии у самого Учреждения самостоятельной финансовой возможности оплачивать услуги выше обозначенных охранных организаций, в частности, за счет поступающих в учреждение денежных средств из внебюджетных источников.
Судом установлено, что без финансирования из бюджета муниципального образования «<адрес>» школа не сможет устранить нарушения, законодательства об антитеррористической защищенности.
Вместе с тем суд соглашается с доводами прокурора, что ни МКОУ «Араканская СОШ» ни администрация муниципального образования «<адрес>» не приняли всех необходимых мер для выполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности в полном объеме, поэтому суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению: обязанность администрации муниципального образования «<адрес>» найти источники финансирования и профинансировать школу, а обязанность последнего после получения денежных средств устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности, а именно обеспечить охрану объекта (территории) школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить объект (территорию) школы охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий) школы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
В силу ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии со ст. 6.1 ГПК РФ Судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки. При определении разумного срока судебного разбирательства, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного постановления по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников гражданского процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, и общая продолжительность судопроизводства по делу.
Суд не может согласиться с предложенным прокурором сроком устранения до ДД.ММ.ГГГГ нарушений, и считает, что нарушает баланс интересов сторон и не отвечает принципам исполнения решения в разумные сроки, так как исполнение данного решения суда связано со значительными бюджетными расходами, необходимости внесения данных расходов в расходную часть бюджета, длительными конкурсными процедурами по выбору охранной организации и заключения договора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «<адрес>», МКОУ «Араканская СОШ» об обязании обеспечить антитеррористическую защищенность объекта (территории), удовлетворить частично.
Обязать МКОУ «Араканская СОШ» обеспечить охрану объекта (территории) школы сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить объект (территорию) школы охранной сигнализацией и средствами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); оборудовать основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий) школы контрольно-пропускными пунктами (постами охраны).
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» выделить денежные средства на выполнение указанных работ.
Установить срок для выполнения возложенных обязанностей до 01.09.2021г.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан путем подачи апелляционной жалобы через Унцукульский районный суд.
Решение составлено и отпечатано на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий судья С.Ж. Исламханов