Решение по делу № 33-1052/2021 от 11.03.2021

Судья Чалова Н.В.

№ 33-1052/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 апреля 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.

судей Мишеневой М.А., Тимошкиной Т.Н.

при секретаре Полат И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-111/2021 по апелляционной жалобе истца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 19 января 2021 года по иску Рокко А.И. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о защите пенсионных прав.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Рокко А.И. обратился с иском к УПФР в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) по тем основаниям, что решением ответчика истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. С указанным решением ответчика истец не согласен. В период с 29.05.1972 по 06.06.1974 истец проходил действительную срочную военную службу по призыву в войсковой части, дислоцировавшейся в Мурманской области. На основании изложенного истец просил включить в стаж работы в районах Крайнего Севера период прохождения военной службы с 29.05.1972 по 06.06.1974.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление, удовлетворить заявленные требования. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение норм материального права. Наряду с постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181, которым установлен срок поступления на работу после увольнения со срочной службы, разработана и действовала утвержденная Инструкция «О порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». В соответствии с указанной инструкцией непрерывный стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не прерывался в случае поступления гражданина на работу. Учеба в соответствии с действовавшим законодательством относилась к периодам работы и включалась в общий и специальный стаж, однако для поступления на учебу не устанавливались какие-либо временные ограничения. Также период учебы включался в стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера. Обращает внимание, что Верховным Судом РФ рассматривался спор о законности применения норм, регламентирующих установление трехмесячного срока для трудоустройства после увольнения со срочной службы (решение от 13.04.2009 № ГКПИ09-280). Принятое решение указывает на то, что независимо от продолжительности перерыва после окончания срочной службы или увольнения в запас, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не прерывается.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ).

Согласно ст. 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются, в том числе период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч.8 ст.13 Закона № 400-ФЗ).

В соответствии с ч. 4 ст. 17 указанного Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч.6 ст.17 Закона № 400-ФЗ).

В силу ч.1 ст.18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Одним из условий для установления фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном частью 4 статьи 17 данного Федерального закона (за работу в районах Крайнего Севера) и частью 6 статьи 17 закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

Судом установлено, что Рокко А.И., (...) года рождения, с (...) г. является получателем страховой пенсии по старости.

Истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Решением ответчика от (...)(...) истцу отказано в установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.

Из указанного решения ответчика следует, что Рокко А.И. 14.05.1972 был призван на действительную военную службу и направлен в часть. Согласно приказу № (...) зачислен в войсковую часть (...) 20.05.1972, исключен из части 06.06.1974 на основании приказа № (...).

Из архивной справки, выданной ФГКУ «Центральный архив Минобороны России» следует, что войсковая часть (...) в 1972-1974 годах дислоцировалась п.Оленья Губа Мурманской области.

Как следует из трудовой книжки истца, после увольнения с военной службы 01.09.1974 он был принят на учебу в Петрозаводский техникум железнодорожного транспорта.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

При этом суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что истцом не соблюдено условие о трудоустройстве в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву, в связи с чем право на включение в стаж работы в районах Крайнего Севера периода прохождения службы с 29.05.1972 по 06.06.1974 и установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере у истца отсутствует.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в иске, при этом полагает необходимым отметить следующее.

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 предусматривались льготы определенной категории работников в виде надбавок к месячному заработку, дополнительных отпусков, выплате суточных, обеспечения жилой площадью, а также право на назначение пенсии по старости со снижением возраста.

По смыслу названных нормативных актов вышеуказанным лицам, при соблюдении ряда условий, периоды прохождения срочной военной службы могут быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) для целей определения права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем право на включение периодов военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера (приравненным к ним местностях) для целей определения размера пенсии и установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости перечисленными нормативными актами не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы истца, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При изложенных обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований по существу является правильным, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 19 января 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1052/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Рокко Александр Иванович
Ответчики
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное)
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Мишенева Марина Александровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
12.03.2021Передача дела судье
07.04.2021Судебное заседание
12.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021Передано в экспедицию
07.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее