Решение по делу № 7-1184/2023 от 19.10.2023

    Судья: Прыткова Е.В.

                                                                  УИД 16RS0050-01-2022-006386-06

                                                                  Дело № 7-1184/2023

                                                                  Дело № 5-2116/2023 (первая инстанция)

РЕШЕНИЕ

    18 декабря 2023 года                                                                               город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Верхокамкин Е.В. при секретаре судебного заседания Исмагиловой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Абухадиджа Амида Б.А. (Ameed B.A. Abukhadija) и его защитника Закирова Азата Рафитовича на постановление судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Абухадиджа Амида Б.А. (Ameed B.A. Abukhadija) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 сентября 2022 года гражданин Палестины Абухадиджа А.Б.А. (Ameed B.A. Abukhadija) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере трех тысяч рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

В жалобах, поданных в Верховный Суд Республики Татарстан, Абухадиджа А.Б.А. и его защитник Закиров А.Р. просят состоявшийся судебный акт отменить и производство по делу прекратить.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, заслушав объяснения Абухадиджа А.Б.А. и его защитника Закирова А.Р., а также показания свидетеля ФИО9., полагаю жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее цитируемые нормы приводятся в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Правоотношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ), а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.

Как следует из положений названного Федерального закона и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от 16 декабря 2010 года № 1680-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1297-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином в случаях, предусмотренных частями 3, 3.1, 3.2 и 4 статьи 22 настоящего Федерального закона (часть 2 настоящей статьи).

В соответствии с частью 3 настоящей статьи срок представления уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, если иностранный гражданин:

1) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;

2) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом в организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона;

3) находится в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги лицам без определенного места жительства;

4) находится в учреждении, исполняющем административное наказание.

В статье 21 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ указано, что иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания:

1) по адресу жилого помещения, не являющегося его местом жительства, в котором иностранный гражданин фактически проживает;

2) по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает, либо по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этой организации, либо по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором он содержится.

При этом учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.

Часть 1 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ гласит, что постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, представляемых в соответствии с настоящей статьей.

Иностранный гражданин, не соблюдающий законные условия пребывания в Российской Федерации, не может считаться законно пребывающим на территории Российской Федерации.

Как видно из прокола об административном правонарушении, Абухадиджа А.Б.А. был уличен в том, что 14 июня 2022 года в 14 часов 00 минут при его задержании у дома <адрес> он в нарушение вышепроцитированных требований миграционного законодательства не состоял в Российской Федерации на миграционном учете.

Отмеченные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых протокол об административном правонарушении от 14 июня 2022 года № .... (том 1 л.д. 1-3); рапорт старшего оперуполномоченного Центра противодействия экстремизму МВД по Республике Татарстан ФИО10 (том 1 л.д. 5); копия рапорта старшего инспектора отдела иммиграционного контроля Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан ФИО11. и данные в суде им показания ( том 1 л.д. 6; том 2 л.д. 69 ); копия паспорта на имя Абухадиджа А.Б.А. (том 1 л.д. 7 ); копия вида на жительство, ранее выдавшегося Абухадиджа А.Б.А., и выписка из АС ЦБДУИГ, согласно которым 04 марта 2021 года он был поставлен на миграционный учет по адресу: <адрес>, а 12 мая 2022 года вид на жительство был аннулирован (том 1 л.д. 8-16); копия уведомления о принятии в отношении Абухадиджа А.Б.А. решения об аннулирования вида на жительство, полученное им 05 июня 2022 года (том 1 л.д. 225).

Приведенные доказательства были получены в рамках административно-юрисдикционных процедур, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и потому являются допустимыми.

Собранных доказательств достаточно для однозначного вывода о нарушении Абухадиджа А.Б.А. миграционного законодательства, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья нижестоящей судебной инстанции, как то требуется статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа вышеотмеченных доказательств установил все юридически значимые обстоятельства его совершения, входящие в предмет доказывания по делу и предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Срок давности и порядок привлечения Абухадиджа А.Б.А. к административной ответственности не нарушены.

Апеллирование стороны защиты к тому, что Абухадиджа А.Б.А., пребывая в Российской Федерации, не допускал нарушений в области миграционного учета, подлежит отклонению.

Как видно из материалов дела, гражданин Палестины в период нахождения в Российской Федерации на основании заключения Министерства внутренних дел по Республике Крым от 14 <дата> .... получил вид на жительство. В дальнейшем 12 марта 2022 года он обратился в компетентный орган с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Однако решением Управления по вопросам миграции МВД по Республике Татарстан от 20 мая 2022 года № .... ему было отказано в приеме в гражданство Российской Федерации на основании пункта «в» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» по мотиву причастности к совершению или подготовке к совершению противоправных действий, содержащих хотя бы один из признаков террористической (экстремистской) деятельности, за осуществление которой законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная или гражданско-правовая ответственность, либо иных действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

Кроме того, решением Министерства внутренних дел по Республике Татарстан от 12 мая 2022 года № .... вид на жительство Абухадиджа Амида Б.А. в Российской Федерации был аннулирован.

В соответствии с положениями статьи 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.

Причем в силу пункта 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ прекращение у иностранного гражданина права на постоянное или временное проживание в Российской Федерации служит поводом к снятию его с регистрационного учета.

Согласно пункту 16 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9 (далее по тексту – Правила миграционного учета), снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства в этом случае осуществляется на основании документа, подтверждающего аннулирование вида на жительство, разрешения на временное проживание либо истечение срока действия вида на жительство (в случае, когда срок действия вида на жительство ограничен в соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), разрешения на временное проживание.

Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществивший регистрацию (снятие с регистрации) иностранного гражданина по месту жительства, в течение одного рабочего дня, следующего за днем осуществления регистрации (снятия с регистрации) иностранного гражданина по месту жительства, фиксирует информацию об этом в своих учетных документах и вносит сведения, предусмотренные статьей 9 Федерального закона, в государственную информационную систему миграционного учета (пункт 19 названных Правил).

Не согласившись с таким решением, Абухадиджа А.Б.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Управлению по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Татарстан о признании решения незаконным.

Определением судьи Вахитовского районного суда города Казани Республики Татарстан от 07 июня 2022 года принята мера предварительной защиты по административному исковому заявлению в виде приостановления действия решения об аннулировании ранее выданного вида на жительство в Российской Федерации в части необходимости выезда Абухадиджа А.Б.А. за пределы Российской Федерации.

Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 14 октября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления о признании решения об аннулировании вида на жительство в Российской Федерации незаконным Абухадиджа Амиду Б.А. отказано.

Исходя из положений статей 4 и 7 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, постановка иностранных граждан на миграционный учет служит одним из обязательных условий их правомерного пребывания в Российской Федерации и направлена, в частности, на осуществление контроля за миграционными процессами и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

Отсюда следует, что иностранные граждане в период всего пребывания в Российской Федерации обязаны состоять на миграционном учете и оставаться в поле зрения органов, уполномоченных на решение вопросов в сфере иммиграционной политики, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

Так, часть 1 статьи 16 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ определяет, что заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, непосредственно - лично или в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - электронная форма) либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

В свою очередь, уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ должно быть подано не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания либо со дня получения временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

С момента принятия 12 мая 2022 года решения об аннулировании вида на жительство Абухадиджа А.Б.А. утратил статус лица, постоянно проживающего в Российской Федерации, и находился в роли мигранта, временно пребывающего в Российской Федерации и обязанного выехать в страну своей гражданской принадлежности в течение пятнадцати дней.

По истечении указанного срока, то есть с 27 мая 2022 года, Абухадиджа А.Б.А. уже не мог пребывать в Российской Федерации и должен был выехать в Палестину. Следовательно, в целях исключения пребывания в Российской Федерации без постановки на миграционный учет после получения уведомления об аннулировании вида на жительство ему необходимо было без промедлений покинуть территорию Российской Федерации.

Однако он этого не сделал и продолжил пребывать в Российской Федерации без соблюдения требований Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ.

Право на пребывание в Российской Федерации он приобрел лишь 07 июня 2022 года, когда суд принял меру предварительной защиты по поданному им административному иску об отмене решения об аннулировании вида на жительство, и именно на этом основании в дальнейшем он был поставлен на миграционный учет по месту пребывания.

Изложенное свидетельствует о том, что положения, предоставляющие мигранту для постановки на миграционный учет семь дней с момента прибытия в место пребывания, к сложившимся правоотношениях неприменимы, поскольку Абухадиджа А.Б.А. не прибыл в новое место временного проживания, а, напротив, находился в состоянии, требующем выезда из Российской Федерации.

Иначе говоря, фигурант в период с 12 мая 2022 года по 07 июня 2022 года пребывал в Российской Федерации с нарушением правил миграционного учета.

Мнение стороны защиты о том, что такое толкование событий с участием Абухадиджа А.Б.А. коренным образом изменяет суть предъявленного ему обвинения, неубедительно. Из текста протокола об административном правонарушении следует, что Абухадиджа А.Б.А. был уличен в нарушении правил миграционного учета. В рамках настоящего судебного разбирательства его поведение исследовалось и оценивалось исключительно в рамках указанной сферы правоприменения и не предпринимались шаги к преодолению пределов административного преследования.

Равным образом подлежат отклонению и суждения о том, что Абухадиджа А.Б.А. не владел языком, на котором ведется производство по делу, и потому нуждался в переводчике.

Вопреки заявлению стороны защиты, в ходе производства по делу мигрант свободно и уверенно пользовался русским языком для подготовки письменных возражений, ходатайств и жалоб, а также для вербального формулирования своей правовой позиции в ходе судебных слушаний.

Более того, Абухадиджа А.Б.А. ранее имел вид на жительство, обязательным условием предоставления которого в силу статьи 15.1 Федерального закона от 25 июля 2022 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и пункта 26.13 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 11 июня 2020 года № ...., является документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации.

Изложенное позволяет судить о том, что Абухадиджа А.Б.А. владел языком производства по делу в той степени, которая была достаточна для реализации им прав и обязанностей, гарантированных лицу, преследуемому в рамках административно-юрисдикционных процедур, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом уровень владения русским языком, необходимый для полноценной защиты от административного преследования, не предполагает уяснения иностранным гражданином специальной юридической терминологии.

В ходе производства по делу суд первой инстанции разрешил все ходатайства, заявленные стороной защиты.

Требование о признании протокола об административном правонарушении недопустимым, которое заявители именовали ходатайством, не носило процедурного значения и по сути являлось одним из доводов в пользу прекращения производства по делу, которые получили правовую оценку в спорном судебном акте.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Приведенные требования при выборе полагающихся Абухадиджа А.Б.А. вида и меры наказания судьей нижестоящей инстанции в полной мере соблюдены.

Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, семейное положение, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу, судья справедливо сочла, что назначение ему в качестве наказания административного штрафа в размере трех тысяч рублей без дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации, является достаточным для достижения целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний.

Оснований для признания правонарушения малозначительным или назначения наказания ниже низшего предела не усматривается.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление судьи Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 30 сентября 2022 года, вынесенное в отношении Абухадиджа Амида Б.А. (Ameed B.A. Abukhadija) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобы Абухадиджа Амида Б.А. (Ameed B.A. Abukhadija) и его защитника Закирова Азата Рафитовича – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно с момента его провозглашения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Судья                                                                                  Е.В. Верхокамкин

7-1184/2023

Категория:
Административные
Ответчики
Абухадиджа Амид Б.А.
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
19.10.2023Материалы переданы в производство судье
29.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
18.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2023Дело оформлено
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее