Решение по делу № 2-111/2022 от 28.03.2022

Дело № 2-111/2022

(УИД 55RS0021-01-2022-000223-45)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Муромцево          14.04.2022

    

Муромцевский районный суд Омской области в составе:

председательствующего судьи Пичерских М.С.,

при секретаре Прудниковой Т.В.,

при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Шайбель Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муромцевского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Администрации Муромцевского муниципального района Омской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Муромцевского района обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя их тем, что в ходе проведения проверки соблюдения Администрацией Муромцевского муниципального района законодательства об отходах производства и потребления, установлено, что на территории Моховского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области размещена свалка твердых бытовых отходов. Свалка расположена на земельном участке с кадастровым номером 55:14:290102:74, площадью 0,83 га, расположенном в Моховском сельском поселении Муромцевского муниципального района Омской области в северо-западной части кадастрового квартала 55:14:290102. При этом отходы размещены непосредственно на почве, герметичное покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных веществ в почву под телом свалки отсутствует. С 01.08.2014 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 30.09.2011 №792, регламентирующий в том числе вопросы ведения Государственного реестра объектов размещения отходов (далее ГРОРО). Эксплуатируемая в настоящее время свалка бытовых отходов фактически представляет собой земельный участок с размещаемыми на нем вопреки положениями п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходами не подлежит включению в ГРОРО. С момента вступления Приказа в законную силу указанная свалка подлежала выводу из эксплуатации, рекультивации и (или) приведению в соответствии с предъявляемыми к объектам размещения отходов требованиями. Данная свалка включена в адресный перечень мест несанкционированного размещения отходов, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области. Таким образом, свалка является несанкционированной и подлежит ликвидации. 30.11.2021 в адрес главы Муромцевского муниципального района Омской области вносилось представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Между тем, несанкционированная свалка бытовых отходов до настоящего времени не ликвидирована. Вышеуказанный факт влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности. Учитывая изложенное, прокурор района просил суд обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области ликвидировать в срок до 31.12.2022 несанкционированную свалку бытовых отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 55:14:290102:74.

Помощник прокурора Муромцевского района Поцелуева А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, указав, что до настоящего времени нарушения ответчиком не устранены.

Представитель ответчика Администрации Муромцевского муниципального района Омской области Попова О.В. в судебном заседании участия не принимала, в заявлении (л.д. 50) просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 44-45) указала, что спорный земельный участок находится в муниципальной собственности и передан в постоянное (бессрочное) пользование Моховского сельского поселения. Объект не обустроен в соответствии с законодательством РФ, свал бытовых отходов и мусора осуществляется населением и юридическими лицами поселения с момента основания населенного пункта. Считает, что обязанность по ликвидации свалки лежит не только на органах местного самоуправления муниципального района, но и органе исполнительной власти Омской области. Просила частично отказать прокурору района в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица Администрации Моховского сельского поселения Муромцевского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, надлежаще извещены о слушании дела (л.д. 43).

Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц (статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе на почву.

В соответствии с положениями части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно положениям статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Применительно к положениям пункта 18 части 1, частей 3, 4 статьи 14, пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов и территориях входящих в них сельских поселений.

Согласно статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

В соответствии с абзацами 4 и 8 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001), введенным в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

Согласно примечанию к пункту 7.8 «ГОСТ 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий); органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.3 указанного федерального закона).

Таким образом, в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения в суд явились результаты проведенной прокуратурой Муромцевского района проверки исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления в деятельности Администрации Муромцевского муниципального района Омской области, в ходе которой было установлено, что на территории муниципального района на участке местности, распложенном в 700 м от с. Моховой Привал Муромцевского района Омской области по направлению на северо-запад (земельный участок с кадастровым номером 55:14:290102:74) расположена несанкционированная свалка, что послужило основанием для внесения 30.11.2021 в адрес главы Администрации Муромцевского муниципального района Омской области представления об устранении допущенных нарушений законодательства (л.д. 18-22).

Из ответа на представление от 29.12.2021 (л.д. 23-24) следует, что указанная в представлении свалка до настоящего времени не обустроена в соответствии с требованиями законодательства и не включена в государственный реестр объектов размещения отходов, а также в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Омской области. В рамках государственной программы, из бюджета Омской области местным бюджетам после прохождения соответствующего отбора предоставляются субсидии на работы по ликвидации несанкционированных свалок. В настоящее время Администрацией готовится заявка в Минприроды Омской области о включении свалки, распложенной на земельном участке с кадастровым номером 55:14:300101:276 в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Омской области. Получение субсидии, а также включение свалки в Перечень, позволит Администрации осуществить работы по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе свалки около с. Моховой Привал, путем перемещения мусора с несанкционированных мест на свалку, расположенную в границах земельного участка с кадастровым номером 55:14:300101:276. В дальнейшем включенная в Перечень свалка будет подлежать рекультивации в рамках той же государственной программы.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 26.05.2020 №39 утверждена территориальная схема обращения с отходами производства и потребления в Омской области. В приложении № 8 к территориальной схеме обращения с отходами производства и потребления в Омской области изложен Адресный перечень мест несанкционированного размещения отходов в разрезе муниципальных районов Омской области, в который включена свалка, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером 55:14:290102:74, (место нахождения установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир – населенный пункт. Адрес ориентира: Омская область, Муромцевский район, с. Моховой Привал) (л.д. 25-27).

Из информации Администрации Моховского сельского поселения (л.д. 51) следует, что на территории поселения расположена одна несанкционированная свалка, на земельном участке с кадастровым номером 55:14:290102:74, которая образована задолго до 2018 года, формировалась на протяжении долгих лет местными жителями. Земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании Моховского сельского поселения. Администрацией Муромцевского муниципального района полномочия по ликвидации свалки Администрации Моховского сельского поселения не передавались, однако сельским поселением ежегодно принимаются меры по буртованию свалки.

Указанная информация подтверждается фототаблицей (л.д. 52).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права (л.д. 53), выписке из ЕГРН (л.д. 11-17), земельный участок с кадастровым номером 55:14:290102:74 (дата присвоения кадастрового номера 15.10.2012), общей площадью 8 257 кв.м, расположенный по адресу: Омская область, Муромцевский район, Моховское сельское поселение, с. Моховой Привал, в северо-западной части кадастрового квартала 55:14:290102. Земельный участок отнесен к категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения свалок твердых бытовых отходов, полей ассенизации и запахивания, скотомогильников с захоронением в ямах, для размещения участков компостирования твердых бытовых отходов, сливных станций. Правообладателем земельного участка является Муромцевский муниципальный район.

В соответствии с Уставом (л.д. 28-35), Муромцевский муниципальный район Омской области имеет правовой статус муниципального района. В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 4 Устава, к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Сведений о передачи данных полномочий ответчиком суду не представлено.

Таким образом, в ведении органа местного самоуправления - Муромцевского муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящих в этот район сельских поселений либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Принимая во внимание, что несанкционированное накопление отходов образовалась на земельном участке, расположенного на территории сельского поселения, территориально входящего в состав Муромцевского муниципального района Омской области, Администрация Муромцевского муниципального района Омской области несет ответственность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на указанный земельный участок.

Учитывая изложенное, Администрация Муромцевского муниципального района Омской области наделена полномочиями в области реализации мероприятий по надлежащему обращению с твердыми коммунальными отходами, а также с природными ресурсами и окружающей средой, не допуская ухудшения ее состояния, и несет соответствующие обязанности, являясь надлежащим ответчиком по данному делу.

В связи с изложенным, доводы ответчика о том, что ввиду отсутствия в настоящее время прямого возложения обязанности на органы местного самоуправления муниципального района деятельности по организации транспортирования, обработке, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, Администрация не должна быть единственным ответчиком по делу, являются несостоятельными.

Исходя из того, что обязанность по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, распложенных в сельских поселениях, отнесена к вопросам местного значения муниципального района, то суд считает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции ответчиком не представлено.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращение прокурора справедливо обусловлено защитой прав и интересов неопределенного круга лиц, поскольку непринятие ответчиком мер по ликвидации несанкционированной свалки, нарушает права граждан на благоприятную среду обитания, влечет загрязнение окружающей среды.

Решая вопрос о сроке устранения допущенных нарушений, суд, принимая во внимание необходимость несения расходов, а также оценивая срок, предлагаемый сторонами, считая разумным создание условий позволяющих сохранить возможность исполнения решения суда, не делая данного обстоятельства невозможным, суд полагает необходимым установить срок исполнения до 31 декабря 2022 года, полагая его достаточным для устранения нарушений законодательства, и обоснованным.

На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, государственная пошлина взысканию с Администрации Муромцевского муниципального района Омской области не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Муромцевского района удовлетворить.

Обязать Администрацию Муромцевского муниципального района Омской области, в срок до 31 декабря 2022 года ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 55:14:290102:74, общей площадью 8257 кв.м, расположенном по адресу: Омская область, Муромцевский район, Моховское сельское поселение, с. Моховой Привал, в северо-западной части кадастрового квартала 55:14:290102.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем принесения апелляционной жалобы в Омский областной суд через Муромцевский районный суд.

Председательствующий     М.С. Пичерских

Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 15.04.2022.

Председательствующий                         М.С. Пичерских

2-111/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Муромцевского района Омской области
Ответчики
Администрация Муромцевского МР Омской области
Другие
Администрация Моховского СП
Суд
Муромцевский районный суд Омской области
Судья
Пичерских Михаил Сергеевич
Дело на сайте суда
muromzevocourt.oms.sudrf.ru
28.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2022Передача материалов судье
30.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2022Подготовка дела (собеседование)
08.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.04.2022Судебное заседание
15.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее