Решение по делу № 2-901/2020 от 31.08.2020

УИД № 60RS0002-01-2020-001876-10

№ 2-901/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Великие Луки 22 сентября 2020 года

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Шлапаковой Г.В.

при секретаре Петровой Н.С.,

с участием: представителя истца Давыдовой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великие Луки и Великолукском районе (межрайонного) к Ильиной Н.А. о взыскании средств материнского (семейного) капитала,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великие Луки и Великолукском районе (межрайонное) обратилось в суд с иском к Ильиной Н.А. о взыскании средств материнского (семейного) капитала.

В обоснование исковых требований указано, что в производстве СЧ СУ УМВД России по Псковской области находилось уголовное дело , возбужденное 28 апреля 2017 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ о том, что Ильина Н.А., являясь держателем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, имея умысел на хищение денежных средств материнского капитала, и распоряжения ими по своему усмотрению, 21.01.2013 заключила фиктивный договор купли-продажи квартиры №3, согласно которому она приобрела жилую квартиру за счет средств материнского (семейного) капитала, однако фактически пользоваться данной квартирой не намеревалась.

18.02.2008 на основании решения УПФР по г. Великие Луки и Великолукскому району Псковской области Ильиной Н.А. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 267500 рублей 00 копеек, денежные средства по которому могли быть использованы на улучшение жилищных условий, на формирование накопительной части пенсии и получение образования детей.

4 февраля 2013 годаИльина Н.А.подала заявление в УПФР по г. Великие Луки и Великолукскому району о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором просила направить средства на погашение основного долга и уплату процентов по договору купли-продажи № 3наприобретение жилья, предоставила пакет документов, необходимый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий».

01.03.2013 Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Великие Луки и Великолукскому району (государственным учреждением) принято решение об удовлетворении заявления Ильиной Н.А. о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении средств на улучшение жилищных условий на оплату приобретаемого жилого помещения в соответствии с договором купли-продажи № 3, что подтверждается уведомлением № 69 от 01.03.2013.

Денежные средства в сумме 400000 рублей 00 копеек были переведены на банковский счет продавца жилого помещения, открытый в Отделении № 8630 Сбербанка России.

Однако, получив денежные средства, Ильина Н.А. распорядилась ими по своему усмотрению, в результате обмана, совершив хищение денежных средств в сумме 400000 рублей 00 копеек, причинила тем самым ущерб федеральному бюджету.

26 мая 2017 годаГосударственное учреждение – УправлениеПенсионного фонда по г. Великие Луки и Великолукскому району (межрайонное) было признано потерпевшим по уголовному делу. Однако 30.07.2020в адрес Управления ПФР поступило письмо Отдела в г. Великие Луки Управления ФСБ РФ по Псковской области № 25/4/4545, согласно которому уголовное преследование в отношении Ильиной Н.А. прекращено по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, вследствие принятия акта амнистии.

В связи с тем, что вопрос о возврате потерпевшему – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в городе Великие Луки и Великолукском районе, незаконно использованных (похищенных) Ильиной Н.А. денежных средств в сумме 400000 рублей 00 копеек не был разрешен в ходе производства по уголовному делу, специалистами Управления ПФР 18.08.2020 в адрес Ильиной Н.А. было направлено уведомление о необходимости возврата в федеральный бюджет денежных средств в сумме 400000 рублей 00 копеек как незаконно использованных. До настоящего времени сумма незаконно использованных денежных средств в размере 400000 рублей 00 копеек Ильиной Н.А. не возвращена.

ПосколькуИльина Н.А. использовала сумму средств материнского (семейного) капитала незаконно, жилищные условия своей семьи не улучшила, доли детей в праве собственности на данное жилое помещение не выделила, использовала денежные средства не по целевому назначению, нарушив тем самым требования Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, она обязана вернуть незаконно использованные денежные средства материнского (семейного) капитала в сумме 400000 рублей 00 копеек Пенсионному Фонду РФ.

В связи с чем, истец просит взыскать с Ильиной Н.А. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации денежные средства материнского (семейного) капитала в размере 400000 рублей 00 копеек.

В судебное заседание явилась представитель истца Давыдова И.С., которая поддержала иск по изложенным в нём основаниям.

Ответчик Ильина Н.А., о месте и времени судебного заседания надлежащим образом извещенная, в судебное заседание не явилась.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

Выслушав представителя истца, изучив и оценив письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Федеральный закон«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 названного Закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 01 января 2007 года.

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3)формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 862 от 12 декабря 2007 года утверждены «Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», пунктом 2 которых предусмотрено, что лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (далее – сертификат), вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала:

- на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели;

- на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемые гражданами без привлечения организации, выполняющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе по договору строительного подряда (далее - строительная организация), а также на компенсацию затрат, понесенных на строительство или реконструкцию таким способом объекта индивидуального жилищного строительства, путем перечисления указанных средств на банковский счет лица, получившего сертификат.

Лицо, получившее сертификат, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые лицом, состоящим в зарегистрированном браке с лицом, получившим сертификат (далее – супруглица, получившего сертификат).

В соответствии с пунктом 5 Правил лицо, получившее сертификат, указывает в заявлении вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств. В случае направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на приобретение, строительство жилого помещения, а также на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства без привлечения строительной организации, осуществляемые супругом лица, получившего сертификат, такое обстоятельство указывается в заявлении.

Таким образом, устанавливая дополнительную меру государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала, законодатель определил круг лиц, на которых он распространяется, и закрепил исчерпывающий перечень направлений, по которым указанные средства могут быть использованы.

Целевой характер использования средств материнского (семейного) капитала является мерой защиты, установление которой обусловлено необходимостью поддержания семьи со стороны государства в наиболее незащищенных сферах: жилищной, образовательной и пенсионной. Данная мера призвана избежать расходования средств материнского (семейного) капитала на другие, менее значимые, нужды.

Судом установлено, что 18.02.2008 на основании решения УПФР по г.Великие Луки и Великолукскому району Псковской области Ильиной Н.А. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в размере 267500 рублей 00 копеек в связи с рождением в семье второго ребенка.

04.02.2013 Ильина Н.А. в УПФР по г. Великие Луки и Великолукскому району подала заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором просила направить средства на погашение основного долга и уплату процентов по договору купли-продажи № 3 от 21.01.2013 на приобретение жилья в размере 400000 рублей 00 копеек.

Поскольку средства материнского (семейного) капитала подлежали в силу закона индексации,то на момент принятия пенсионным органом решения о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, его сумма составила 400000 рублей.

18.02.2008 Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Великие Луки и Великолукскому району (государственным учреждением) принято решение № 65 об удовлетворении заявления Ильиной Н.А.о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении средств на улучшение жилищных условий на оплату приобретаемого жилого помещения в соответствии с договором от 21.01.2013 в сумме 400000 рублей 00 копеек.

Денежные средства в сумме 400000 рублей 00 копеек были переведены на банковский счет продавца жилого помещения, открытый в Отделении № 8630 Сбербанка России.

26.05.2017 Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) по городу Великие Луки и Великолукскому району Псковской области было признано потерпевшим по уголовному делу , возбужденному 28 апреля 2017 года в отношении Ильиной Н.А. по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, согласно которому, Ильина Н.А., являясь держателем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на основании Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, имея умысел на хищение денежных средств материнского капитала и распоряжения ими по своему усмотрению, 21.01.2013 заключила фиктивный договор купли-продажи квартиры, согласно которому она приобрела жилое помещение (квартиру) общей площадью 37,2 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, за 1200000 рублей, однако фактически пользоваться данной квартирой не намеревалась.

Почти сразу после оформления договора купли-продажи указанная квартира ответчиком была продана, а денежные средства, вырученные от её продажи, в том числе и средства материнского (семейного) капитала, потрачены по своему усмотрению.

30.07.2020 в адрес Управления ПФР поступило письмо Отдела в г. Великие Луки Управления ФСБ РФ по Псковской области № 25/4/4545, согласно которому уголовное преследование в отношении Ильиной Н.А. прекращено в связи с принятием акта амнистии.

Истцом 18.08.2020 в адрес Ильиной Н.А. было направлено уведомление о необходимости возврата в федеральный бюджет денежных средств в сумме 400000 рублей 00 копеек как незаконно использованных. До настоящего времени сумма незаконно использованных денежных средств в размере 400000 рублей 00 копеек Ильиной Н.А. не возвращена.

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами права и исследованными в судебном заседании доказательствами, суд приходит к выводу о том, что действия ответчика не отвечают целям, предусмотренным Федеральным законом«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ, противоречат положениям названного Федерального закона, в связи с чем, полученные ею средства материнского (семейного) капитала подлежат взысканию в пользу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г. Великие Луки и Великолукском районе (межрайонного) Псковской области.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – всоответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица.

В силу подпункта 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Из разъяснений, изложенных в действующем до 28 мая 2019 г. пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следовало, что согласно статье 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральныйзакон N 167-ФЗ) Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением, в связи с чем он не относится к государственным органам, которые в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд освобождаются от уплаты государственной пошлины. Исковые заявления территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (например, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии) подлежат оплате государственной пошлиной на общих основаниях в размере и в порядке, установленных статьями 333.19 и 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Однако пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 признан утратившим силу на основании пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

Таким образом, с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации в настоящее время освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд и, как государственные органы Российской Федерации, не относятся к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины, в связи с чем, с ИльинойН.А., которая не освобождена от уплаты государственной пошлины, в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина, рассчитанная от суммы заявленного искового требования.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великие Луки и Великолукском районе (межрайонного) к Ильиной Н.А. о взыскании средств материнского (семейного) капитала, удовлетворить.

Взыскать с Ильиной Н.А. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации денежные средства материнского (семейного) капитала в размере 400000 (Четыреста тысяч) рублей 00 копеек.

Денежные средства подлежат перечислению на следующие реквизиты:

Получатель: УФК по Псковской области (ОПФР по Псковской области, л/с 04574007790); р/счет 40101810400001010002 в Отделении Псков; БИК 045805001, КБК 39211302996066000130.

Взыскать с Ильиной Н.А. в доходбюджета муниципального образования «Город Великие Луки» сумму государственной пошлины в размере 7200 (Семь тысяч двести) рублей 00 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд че­рез Великолукский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Судья Г.В. Шлапакова

Мотивированное решение изготовлено 22сентября 2020 года

Судья Г.В. Шлапакова

2-901/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великие Луки и Великолукском районе Псковской области (межрайонное)
Ответчики
Ильина Наталья Александровна
Суд
Великолукский городской суд Псковской области
Судья
Шлапакова Галина Владимировна
Дело на странице суда
velikolukskygor.psk.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.08.2020Передача материалов судье
01.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.09.2020Судебное заседание
22.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2020Дело оформлено
22.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее