Дело №***
УИД 18RS0№***-84
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 мая 2023 года <*****>
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре ФИО10,
с участием представителя истца ФИО5 – ФИО11, выступающей на основании нотариальной доверенности от <дата> № №***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2 о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности,
у с т а н о в и л :
ФИО5 (далее- истец) обратилась в суд с вышеуказанным иском с учетом привлечения по ходатайству истца соответчиков и замены ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком к ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2 (далее-ответчики) о признании права собственности на недвижимое имущество: земельный участок и садовый <*****>, расположенный на территории СНТ «Июльское» (далее – спорный земельный участок и садовый дом).
Исковые требования мотивированны тем, что <дата> на основании протокола №*** земельный участок №***, расположенный на территории СНТ «Июльское», и расположенный на указанном участке садовый дом были переданы в пользование супругу истца ФИО3. Правлением СНТ «Июльское» в членской книжке садовода сделана соответствующая запись в графе «изменение владельца участка». Государственная регистрация права истца не совершалась. Спорный земельный участок принадлежал ответчику на основании свидетельства о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного на основании решения Исполкома Ижевского горсовета от <дата> №***. С момента передачи имущества, истец и ее супруг совместно осуществили реконструкцию садового дома, построили теплицу, иные хозяйственные постройки своими силами и за свой счет. Совместно несли бремя содержания имущества, а именно – своевременно оплачивали членские и целевые взносы. <дата> супруг истца ФИО3 умер. По факту смерти ФИО3 нотариусом ФИО12 открыто наследственное дело №***, в соответствии с которым истец является единственным наследником. С момента передачи (<дата>) и по настоящее время истец пользуется спорным имуществом, а именно, проживает в садовом доме в летнее время, использует его как огород, на земельном участке осуществляет посадки, обрабатывает землю. Таким образом, истец добросовестно, непрерывно и открыто владеет и пользуется имуществом на протяжении двадцати семи лет. Бывший собственник после передачи имущества за земельном участке не появлялся, домом не пользовался, никаких расходов по содержанию спорной недвижимости не осуществлял. Садовый дом земельный участок выбыли из владения ответчика по его воле. Никаких претензий относительно владения и пользования имуществом ответчик с <дата> не имеет, никаких требований не заявлял. Притязания иных лиц, кроме сторон, также никогда не поступали. Истец считает, что стал собственником имущества в силу приобретательной давности, равно как и в силу наследования имущества по закону. На сегодняшний день у истца появилась необходимость в надлежащем оформлении земельного участка и садового дома, однако, в виду того, что правоустанавливающие документы отсутствуют, истец не имеет возможности осуществить государственную регистрацию права на земельный участок и садовый дом.
Истец ФИО5, будучи извещена о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем, и в соответствии с пунктом 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 – ФИО11, требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Ответчики ФИО1, ФИО7, ФИО6, ФИО2, ФИО2, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах своей неявки суд не известили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Ранее, в адрес Воткинского районного суда УР поступили ходатайства от ответчиков ФИО1, ФИО7 о том, что по заявленным требованиям они возражений не имею, заявленные исковые требования просят удовлетворить. На основания ч.3,4 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии ответчиков.
Выслушав представителя истца, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Исходя из содержания указанной нормы права, в предмет доказывания по спору о признании права собственности по основанию приобретательной давности входят факт добросовестного, открытого и непрерывного владения истцом спорным имуществом как своим собственным в течение пятнадцати лет.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 15, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда от <дата> №*** «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», при разрешении споров, связанных с возникновением права собственности в силу приобретательной давности, судам необходимо учитывать следующее:
давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества;
давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. Не наступает перерыв давностного владения также в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца (пункт 3 статьи 234 ГК РФ);
владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 ГК РФ не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) п. 1 ст. 130 ГК РФ относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу положений ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Согласно ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу положений ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно ч. 1 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:
жилое помещение;
земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;
доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность публичных образований, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований должен определяться законом (п. 3 ст. 1151 ГК РФ).
Кроме того, соответствующее муниципальное образование в отношении соответствующих объектов, представляющих собой выморочное имущество, является исключительным и необходимым правопреемником, а потому отказ от такого наследства не допускается (п. 1 ст. 1157 ГК РФ). Исходя из этого, в п. 50 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление N 9) разъясняется, что со дня открытия наследства выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность соответствующего публичного образования (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
В соответствии с исследованными в судебном заседании материалами дела установлено следующее.
Согласно свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, выданного ФИО4, члену садоводческого некоммерческого товарищества «Июльское» <*****>, указанному собственнику, землепользователю решением Исполкома от <дата> №*** Ижевского горсовета выделен для садоводства участок земли №***, 350 м2.
Согласно членской книжке садовода №***, имеется запись от <дата> №*** о том, что произведено изменение владельца ФИО4 на ФИО3.
<дата> ФИО3 умер. После его смерти открылось наследство. Согласно ответа на запрос нотариуса нотариального округа «<*****>» ФИО12 от <дата>, наследником, принявшим наследство по закону после смерти ФИО3 является супруга наследодателя, которой выдано свидетельство о праве на наследство по закону на ? долю квартиры, расположенной по адресу: УР, <*****>.
Согласно справке нотариуса нотариального округа «<*****>» ФИО12 от <дата> №***, ФИО5, <дата> года рождения является единственным наследником после смерти ФИО3, умершего <дата>.
Как следует из материалов дела, ФИО4 умер <дата>, после смерти ФИО4, нотариусом <*****> ФИО13 заведено наследственное дело №***, как следует из представленных копий наследственного дела, спорный земельный участок в наследственную массу, открывшуюся после смерти ФИО4 не вошел, какое-либо свидетельство о праве на наследство на спорный земельный участок не выдавалось.
Таким образом, на основании объяснений представителя истца, исследованных материалов дела, следует, что, начиная с <дата>, истец, владеет и пользуется земельным участком и садовым домом №***, расположенного на территории СНТ «Июльское». Между тем, какой-либо договор между истцом и умершим ФИО14 на переход права собственности на спорный земельный участок не заключался. Кроме того, согласно членской книжке садовода №***, имеется запись от <дата> №*** произведено изменение владельца на ФИО3.
Кроме того, на основании представленного отчета №*** от <дата> об определении рыночной стоимости объекта недвижимого имущества земельный участок, дом, расположенный по адресу УР, <*****>, СТ «Июльское», №***, судом установлено, что на спорном земельном участке расположен садовый дом для сезонного проживания.
Также согласно исследованными материалам дела, установлено, что истец непрерывно владел земельным участком и садовым домом с <дата>, то есть, более 15 лет, пользовалась садовым участком по целевому назначению, выращивала сельскохозяйственные культуры для своей семьи, открыто пользовалась земельным участком и садовым домом на нем. Истец добросовестно владела спорным земельным участком и садовым домом.
Кроме того, судом установлено, что владение указанным недвижимым имуществом – земельным участком являлось открытым, поскольку, начиная с <дата> истец не скрывала факта нахождения имущества в ее владении, ежегодно пользовалась земельным участком, облагораживала его, засаживала сельскохозяйственными культурами, производила оплату членских, годовых и целевых взносов как член СНТ и владелец спорного земельного участка.
Также судом достоверно в судебном заседании установлено, что владение имуществом – садовым участком и садовым домом являлось непрерывным с <дата>, то есть в течение более 27 лет, не прекращалось в течение всего срока до обращения истца в суд.
Доказательств обратного суду не представлено.
Указанные обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что истец, считая себя собственником объекта недвижимости – земельного участка и садового <*****>, расположенного на территории СНТ «Июльсколе», пользовалась и распоряжалась им по своему усмотрению, как своим собственным, добросовестно, открыто и непрерывно в течение более 27-ти лет, владела им с момента получения имущества во владение - с 1995 года.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
О взыскании судебных расходов по делу не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО5 к ФИО1, ФИО6, ФИО7, ФИО2 о признании права собственности на недвижимое имущество в силу приобретательной давности, удовлетворить.
Признать за ФИО5 право собственности на земельный участок №*** и садовый <*****>, расположенные по адресу Удмуртская Республика, <*****>, Садоводческое некоммерческое товарищество «Июльское».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.
Решение суда в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья Е.В. Караневич