Дело № 2-2335/2022 Копия
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 23 августа 2022 года
Мотивированное решение составлено 30 августа 2022 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Симкина А.С.,
при секретаре судебного заседания Швецовой Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбунова Михаила Михайловича к Савве Луизе Георгиевне о сносе самовольной постройки, обязании снести строение,
установил:
Горбунов М.М. обратился с иском к Савве Л.Г. о сносе самовольной постройки, обязании снести строение.
В обоснование иска, с учётом уточнения исковых требований, указано, что Горбунов М.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населённых пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общей площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Между истцом и ответчиком ранее заключён предварительный договор купли-продажи земельного участка от 3 сентября 2020 г. (далее – Договор). Согласно п. 1.3 Договора стороны согласовали, что основной договор будет подписан не позднее 1 мая 2021 г. при условии выполнения ответчиком обязательств, предусмотренных Договором, при этом обязательства ответчиком не выполнены. Между тем 1 сентября 2020 г. ответчик возвёл на земельном участке истца жилые строения, разрешение на возведение которых истец не давал, строения не оформлены, техническая документация отсутствует, строения являются самовольными. Ответчику была направлена претензия с требованием о сносе жилых строений и восстановлении территории строительства за счёт ответчика, при этом ответчик ответила отказом, самовольные постройки не снесены, в связи с чем ответчиком ограничиваются права истца. С учётом изложенного имеются основания для признания постройки самовольной, обязании снести самовольную постройку.
Истец, извещённый о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик, извещённый о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, о наличии уважительной причины для неявки не сообщил.
Третьи лица, извещённые о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, представителями третьих лиц направлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
При изложенных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, ответчика, третьих лиц в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (п. 5 ст. 10 ГК РФ).
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) указанный ЗК РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нём здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своём участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведённое или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведённой или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются ст. 222 ГК РФ.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нём данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Использование самовольной постройки не допускается.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим её лицом либо за его счёт, а при отсутствии сведений о нём лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счёт соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или её приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
Таким образом, из анализа ст. 222 ГК РФ следует, что недвижимый объект, созданный без согласия собственника земли, может быть квалифицирован в качестве самовольной постройки.
Согласно разъяснению, приведённому в п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 г. № 595-О-П, самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, осуществившее самовольную постройку, не является, вопреки мнению заявителя, законным владельцем.
Вводя правовое регулирование самовольной постройки, законодатель закрепил в п. 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно: постройка должна быть возведена либо на земельном участке, не отведённом для этих целей в установленном законом порядке, либо без получения необходимых разрешений, либо с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (причём для определения её таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков), и установил в п. 2 той же статьи последствия, то есть санкцию за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим её лицом либо за его счёт.
По буквальному смыслу оспариваемой нормы, содержащаяся в ней санкция может быть применена, если доказана вина гражданина в осуществлении самовольной постройки. Осуществление самовольной постройки является виновным действием, доказательством совершения которого служит установление хотя бы одного из трёх условий, перечисленных в п. 1 ст. 222 ГК РФ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В этой связи, исходя из установленных ГПК РФ принципов диспозитивности и состязательности, правомерность заявленных исковых требований определяется судом на основании оценки доказательств, представленных сторонами в обоснование (опровержение) их правовых позиций.
Из материалов дела следует и судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> относится к категории земель: земли населённых пунктов, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, правообладателем является Горбунов М.М. (л.д. 24-25).
3 сентября 2020 г. между Горбуновым М.М. и Саввой Л.Г. заключён предварительный договор купли-продажи земельного участка, из содержания п. 1.1, п. 1.3, п. 1.4 которых следует, что стороны обязуются заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, не позднее 1 мая 2021 г. (л.д. 9-10).
Из содержания протокола осмотра, составленного 18 августа 2022 г. должностными лицами комитета имущественных отношений и отдела муниципального контроля администрации Пермского муниципального района, следует, что проведён осмотр земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, при этом в ходе осмотра установлено, что земельный участок частично огорожен забором, с северной стороны ограждение отсутствует, в границах земельного участка расположено строение; согласно сведениям Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района, расположенное на земельном участке строение используется гражданами для постоянного проживания; строение для проживания является объектом капитального строительства, прочно связанное с землёй, его перемещение невозможно без соразмерного ущерба, так как все элементы здания конструктивно связаны между собой. Вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства», подразумевает ведение сельского хозяйства, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для содержания и разведения сельскохозяйственных животных, производства, хранения, а также первичной и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, где не предусмотрено размещение строений для постоянного проживания. С учётом изложенного земельный участок не используется в соответствии с видом разрешенного использования. Факт наличия строения подтверждается фототаблицей, схематическим чертежом земельного участка (л.д. 39-41).
Из содержания письма Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района следует, что по результатам выездной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером № размещено одноэтажное строение с размерами в плане примерно 6х9 м. Указанное строение состоит из следующих строительных конструкций:
- фундамент – ленточный, монолитный железобетонный;
- стены – из бруса, размером 150х150 мм.;
- покрытие – из деревянных конструкций;
- крыша – двухскатная, из деревянных конструкций, кровля из стальных профилированных листов.
Строение подключено к электрическим сетям, по визуальным признакам строение можно характеризовать как жилой дом. На основании изложенного следует сделать вывод о том, что строение является капитальным, так как имеет прочную связь с землёй и перемещение и (или) демонтаж и последующая сборка сооружения невозможна без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (л.д. 43).
Согласно письма Управления архитектуры и градостроительства администрации Пермского муниципального района, разрешение на объект капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером 59:32:1440001:292 не выдавалось (л.д. 45).
10 марта 2022 г. истцом в адрес ответчика направлено требование о сносе самовольных строений – жилого строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 59:32:1440001:292 по адресу: <адрес>, в течение семи дней с момента получения указанного требования (л.д. 8), при этом доказательств исполнения данного требования суду не представлено.
Исследовав имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что возведённое ответчиком строение является самовольной постройкой, поскольку такое строение возведено на земельном участке, на котором не предусмотрено строительство жилых домов, при этом строительство жилого дома ответчиком осуществлено без получения разрешительной документации и оформления градостроительного плана, с нарушением целевого использования земли.
При изложенных обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Из содержания п. 4 ст. 222 ГК РФ следует, что срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учётом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учётом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.
Принимая во внимание приведённые правовые нормы, а также учитывая, что демонтаж строения (жилого дома), фактически используемого для проживания, требует значительных усилий, времени и период для демонтажа строения приходится на осенне-зимний период, когда производство строительных работ осложнено погодными условиями, суд считает необходимым установить срок для сноса самовольной постройки - шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, при этом на ответчика должна быть возложена обязанность снести самовольную постройку в указанный срок за его счёт (за счёт ответчика). Данный срок с учётом приведённых обстоятельств является достаточным для демонтажа самовольной постройки.
В случае неисполнения решения суда в установленный судом срок суд считает возможным предоставить истцу право осуществить самостоятельно снос самовольной постройки за счёт ответчика с взысканием с него (ответчика) необходимых расходов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233 – 237 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Горбунова Михаила Михайловича к Савве Луизе Георгиевне о сносе самовольной постройки, обязании снести строение удовлетворить.
Признать самовольной постройкой строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>.
Возложить на Савву Луизу Георгиевну обязанность за свой счёт снести данную самовольную постройку в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Предоставить Горбунову Михаилу Михайловичу право самостоятельно снести указанную самовольную постройку в случае неисполнения Саввой Луизой Георгиевной решения суда в установленный судом срок.
Взыскать в пользу Горбунова Михаила Михайловича с Саввы Луизы Георгиевны расходы по уплате государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: /подпись/ А.С. Симкин
Копия верна
Судья А.С. Симкин
Подлинник подшит
в гражданском деле № 2-2335/2022
Пермского районного суда Пермского края
УИД 59RS0008-01-2022-002239-18