Дело № 2-4250/2021
21RS0025-01-2021-004605-34
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
№ г. Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары под председательством судьи Гусева Е.В., при секретаре судебного заседания Смирновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г. Чебоксары к Управлению ФССП России по Чувашии об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация города Чебоксары Чувашской Республики обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в рамках исполнительного производства о предоставлении Логиновой А.В. жилого помещения по установленным нормам на условиях договора найма во внеочередном порядке с администрации г. Чебоксары взыскан исполнительский сбор в размере по 50 000 руб. в связи с неисполнением администрацией г. Чебоксары исполнительных документов. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП в рамках исполнительного производства о предоставлении Федорову И.А. жилого помещения по установленным нормам на условиях договора найма во внеочередном порядке с администрации г. Чебоксары взыскан исполнительский сбор в размере по 50 000 руб. в связи с неисполнением администрацией г. Чебоксары исполнительных документов.
Указывая на отсутствие вины администрации в неисполнении в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительных документов, просила суд освободить от уплаты исполнительского сбора.
В судебное заседание участники процесса не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, суд удовлетворяет исковые требования по следующим основаниям.
Судом установлено, что судебным приставом-исполнителем в рамках возбужденных исполнительных производств о предоставленнии благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Логиновой А.В. и Федорову И.А. (исполнительные производства №-ИП №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ) ДД.ММ.ГГГГ вынесены постановления о взыскании с администрации г. Чебоксары исполнительского сбора в размере по 50 000 руб. по каждому исполнительному производству, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в добровольном порядке в течение 5 дней.
Истцом не оспаривается правомерность возбуждения исполнительных производств и своевременное получение постановлений о возбуждении исполнительных производств и о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушения обязательства предусмотрены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, под уважительными причинами для не исполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Приобретение жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», регламентирующим порядок и сроки совершения мероприятий в указанной сфере.
Так, план соответствующих закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 17).
Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч. 9 ст. 17).
Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе (ч. 1 ст. 49).
Контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. При этом контракт заключается только после предоставления участником конкурса обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 54).
В 2020 году администрацией г. Чебоксары было объявлено 9 аукционов в электронной форме на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заявок на участие в данных аукционах не поступило. ДД.ММ.ГГГГ аукционы объявлены повторно. Срок подачи заявок установлен по ДД.ММ.ГГГГ. Также не было подано ни одной заявки.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Чебоксары объявлены аукционы по закупке жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Стоимость за 1 квадратный метр по данным аукционам определена в 43 837 руб. По 2 аукционам на приобретение 2 квартир прием заявок до ДД.ММ.ГГГГ. Аукционы признаны несостоявшимися. По 12 аукционам на приобретение в общей сложности 113 квартир прием заявок до ДД.ММ.ГГГГ. Аукционы на приобретение 2 квартир объявлены в 5 раз ДД.ММ.ГГГГ. Прием заявок до ДД.ММ.ГГГГ. Данные аукционы признаны несостоявшимися.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ объявлены электронные аукционы на приобретение в общей сложности 115 жилых помещений. Прием заявок до ДД.ММ.ГГГГ. Аукционы на приобретение 67 квартир признаны несостоявшимися.
На участие в электронном аукционе № подана одна заявка, электронный аукцион признан несостоявшимся и на основании протокола рассмотрения единственной заявки победителем признано ООО «Вега». Срок передачи 5 квартир - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
На участие в электронном аукционе № подана одна заявка, электронный аукцион признан несостоявшимся и на основании протокола рассмотрения единственной заявки победителем признано ООО «ИКЧР». Срок передачи 3 квартир - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
На участие в электронном аукционе № подана одна заявка, электронный аукцион признан несостоявшимся и на основании протокола рассмотрения единственной заявки победителем признано АО «ИКЧР». Срок передачи 40 квартир - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Закону ЧР от ДД.ММ.ГГГГ № «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», на предоставление сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на 2021 год выделено 132897200 руб.
ДД.ММ.ГГГГ на портале Государственных закупок, в открытом доступе, объявлены 10 аукционов по закупке жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Общая сумма аукционов составляет 132 226 760 руб.
Администрацией <адрес> проведена работа со строительными организациями города на предмет возможности продажи квартир для обеспечения детей сирот: направлены запросы с просьбой сообщить о причинах незаинтересованности в аукционах, проведены совещания. Основной причиной, по которой строительные организации не участвуют в аукционах, является низкая стоимость 1 кв. м. приобретаемого жилья.
Стоимость 1 кв.м. приобретаемого жилья устанавливается в соответствии статьей 14.7 Закона Чувашской Республики «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями».
Основной причиной, по которой строительные организации не участвуют в аукционах, является низкая стоимость 1 кв. м. приобретаемого жилья.
Администрация г. Чебоксары письмом от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес Кабинета Министров Чувашии с предложением об увеличении стоимости 1 квадратного метра жилья до 48 740 руб. Однако, до настоящего времени, указанный вопрос не разрешен.
Администрация г. Чебоксары письмом от ДД.ММ.ГГГГ обратилась в адрес Главы Чувашской Республики с предложением о выделении дополнительных средств из бюджета Чувашской Республики для приобретения жилья для указанных выше категорий граждан.
Следовательно, для исполнения требований исполнительного документа истцу требуется значительное время, которое многократно превышает установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Таким образом, исполнение администрацией г. Чебоксары предусмотренных законом процедур объективно исключает возможность предоставления взыскателям жилых помещения в пятидневный срок со дня получения им копии соответствующих постановлений судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Чувашской Республике Степанова Е.Ю.
При этом суд исходит из того, что согласно п. 12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 № 42 «О регулировании жилищных отношений» полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи (в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Таким образом, у администрации г. Чебоксары Чувашской Республики отсутствовала объективная возможность исполнить решения суда в установленные судебным приставом-исполнителем сроки.
В рассматриваемой ситуации меры принудительного исполнения без учета перечисленных обстоятельств являются неэффективными и создают дополнительную финансовую нагрузку на местный бюджет.
При этом согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
В то же время новый срок для добровольного исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель администрации г. Чебоксары не предоставил.
Тем самым неисполнение требований исполнительного документа в предоставленный одновременно с возбуждением исполнительного производства срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, было вызвано причинами, объективно не зависящими от воли должника, и свидетельствует об отсутствии вины администрации г. Чебоксары Чувашской Республики и, следовательно, о наличии оснований для освобождения от взыскания исполнительского сбора по каждому исполнительному производству.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Администрацию <адрес> освободить от взыскания исполнительского сбора в размере по 50 000 руб. по каждому исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ и №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, взысканного постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии Степанова Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Московский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий: судья Е.В. Гусев