ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-27000/2020
г. Москва 16 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П.
судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 сентября 2020 года (дело № 33а-5414/2020), по административному делу по административному исковому заявлению Кустовой Елены Викторовны, действующей в интересах <данные изъяты> Кустовой А.А., к Администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск об оспаривании решения приёмочной комиссии от 28 февраля 2020 года об отказе в приёме в эксплуатацию нежилого помещения.
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Войты И.В., выслушав объяснения Кустовой Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Кустова Е.В., действующая в интересах <данные изъяты> Кустовой А.А., обратилась в суд с административным иском к Администрации городского округа город Рыбинск, Департаменту архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск об оспаривании решения приёмочной комиссии от 28 февраля 2020 года об отказе в приёме в эксплуатацию нежилого помещения.
Требования мотивированы тем, что Кустовой А.А. принадлежит на праве собственности 4-х комнатная квартира, площадью 86,9 кв.м., по адресу: <адрес>.
Уведомлением от 30 апреля 2013 года она проинформирована о том, что помещение переводится из жилого в нежилое при условии проведения определённого перечня работ.
На основании этого собственником помещения заказан проект перепланировки данного помещения и 11 июня 2019 года, получено заключение по выполненной перепланировке и переустройству помещения.
2 сентября 2019 года составлен акт о завершении переустройства помещения, согласно которому предъявленное к приёмке нежилое помещение не принято в эксплуатацию.
Решением приёмочной комиссии от 2 сентября 2019 года отказано в приёмке в эксплуатацию нежилого помещения. Данный отказ был оспорен в суде и решением Рыбинского городского суда от 18 февраля 2020 года на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 27 августа 2019 года о принятии объекта в эксплуатацию.
При повторном рассмотрении, решением приемочной комиссии от 28 февраля 2019 года отказано в приёме в эксплуатацию нежилого помещения.
Оспаривая данный отказ, административный истец указал, что все необходимые работы по переводу жилого помещения в нежилое помещение выполнены, оснований для отказа в приемке объекта в эксплуатацию не имелось.
Решением Рыбинского городского суда Ярославской области от 26 июня 2020 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 сентября 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен частично, решение приёмочной комиссии от 28 февраля 2020 года признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кустовой Е.В. от 27 августа 2019 года.
В кассационной жалобе Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск ставит вопрос об отмене апелляционного определения, просят об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на неверное толкование норм материального права. Суды не учли, что в соответствии с пунктом 3.2.2. Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласование перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» основанием для отказа в принятии выполненных работ является их несоответствие проекту, что имело место в данном случае.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября апреля 2020 года кассационная жалоба Герасимова А.И. и Михайлова С.В. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
На кассационную жалобу Кустовой Е.А. принесены письменные возражения, в которых обжалуемое апелляционное определение просит оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 328 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учётом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц. В помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям (часть 2 статьи 22 ЖК РФ).
В статье 23 ЖК РФ закреплен порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение.
В соответствии с частью 8 статьи 23 ЖК РФ, если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (часть 9 статьи 23 ЖК РФ).
Постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 29.01.2020 № 184 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Согласование перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение» (далее – Административный регламент).
Постановлением Администрации городского округа город Рыбинск от 24.01.2018 № 124 утверждено «Положения о комиссии по переводу жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение в городском округе город Рыбинск», на основании которого действует Комиссия по переводу одного вида помещения в другое.
Согласно пункту 3.2.2. Административного регламента, приемочная комиссия в назначенное время производит осмотр переводимого помещения и принимает решение о приемке помещения после переустройства и (или) перепланировки либо об отказе в приемке с указанием оснований. Проверка выполненных работ на соответствие проекту переустройства и (или) перепланировки осуществляется в отсутствии заявителя.
Критерием принятия выполненных работ является соответствие их проекту переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения.
Завершение переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения утверждается актом приемочной комиссии, содержащим решение о приемке выполненных работ. В случае отказа в приемке выполненных работ в акте приемочной комиссии указывается соответствующее решение с указанием оснований. Акт приемочной комиссией оформляется в трёх экземплярах по форме согласно приложению 5 к Административному регламенту и подписывается членами комиссии, а также заявителем либо уполномоченным представителем.
В соответствии с частью 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Как видно из материалов дела и установлено судом, <данные изъяты> Кустовой, принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>.
Законный представитель Кустовой А.А. - Кустова Е.В. обратилась в Администрацию городского округа город Рыбинск с заявлением о переводе указанного жилого помещения в нежилое помещение в целях увеличения площади существующего медицинского стоматологического кабинета.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации городского округа город Рыбинск разрешил перевести жилое помещение в нежилое помещение при условии проведения в установленном порядке следующих видов работ:
1) проведение работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в соответствии с проектом и с соблюдением требований жилищного и градостроительного законодательства;
2) осуществление приемочной комиссией приемки выполненных ремонтно-строительных работ и подписание акта о завершении переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в установленном порядке.
Согласно общей пояснительной записки проекта и плана демонтажных и кладочных работ, выполненных ООО «Стройсервис Модерн»:
-дверной проем между перепланированным нежилым помещением и лестничной клеткой подъезда многоквартирного жилого дома должен быть заложен керамическим кирпичом марки М100, при этом со стороны подъезда вновь возведенная стена должна быть выведена в один уровень с существующей, без каких либо ниш и углублений;
-нахождение на возведенной стене дверных коробок с дверями проектом не предусмотрено;
- толщина возведенной перегородки при условии возведения её согласно проекту в уровень со стеной в подъезде и нишей со стороны перепланированного помещения должна составлять 250 мм (25 см).
По заключению ООО «Стройсервис Модерн» от 11 июня 2019 года, выполненные переустройство и перепланировка нежилого помещения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, соответствуют требованиям строительных, противопожарных, санитарных, гигиенических и других норм и правил, действующих на территории Российской Федерации, обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта и не создают угрозу для жизни и здоровья граждан. Для обеспечения безопасных условий при дальнейшей эксплуатации здания и нежилого помещения дополнительных работ не требуется.
27 августа 2019 года Кустова Е.В. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск с заявлением о принятии приемочной миссией законченного переустройством и перепланировкой переводимого жилого помещения в нежилое помещение.
Актом приемочной комиссии о завершении переустройства и (или) перепланировки вводимого нежилого (жилого) помещения от 2 сентября 2019 года предъявленное к приемке нежилое помещение в многоквартирном доме не принимать в эксплуатацию до исполнения условий перевода жилого помещения в нежилое помещение, предусмотренных частью 2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ.
Решением Рыбинского городского суда от 15 января 2020 года по делу № 2а-117/2020 акт приемочной комиссии от 2 сентября 2019 года о завершении переустройства и (или) перепланировки переводимого нежилого (жилого) помещения по адресу: <адрес>, признан незаконным. Этим же решением на Департамент архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Рыбинск возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Кустовой Е.В. от 27 августа 2019 года, действующей в интересах <данные изъяты> Кустовой А.А., о принятии приемочной комиссией переводимого жилого помещения в течение 26 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Основанием для принятия данного решения послужило несоблюдение административным ответчиком формы отказа в приёмке выполненных работ и работа комиссии в неправомочном составе.
При повторном рассмотрении заявления, решением Комиссии от 28 февраля 2020 года Кустовой Е.В. отказано в приемке устройства и перепланировки переводимого помещения в связи с несоответствием части выполненных работ проектной документации, а именно: дверной проем между принимаемым помещением и лестничной площадкой заложен не керамическим кирпичом марки M100 на цементно-песочном растворе М50, а керамическими блоками; возведенная в проёме стена не выведена в один уровень с существующей стеной со стороны подъезда; со стороны подъезда имеется ниша, глубиной примерно 15 см., в которой находятся выполненные из металла: дверная коробка, дверное полотно с запорными устройствами, дверными ручками и доводчиком.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что выполненные работы по переустройству и перепланировке помещения не соответствовали проектной документации.
Отменяя решение суда первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с нормами действующего законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований, поскольку достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что, в нарушение положений части 2 статьи 22 ЖК РФ, наличие со стороны лестничной площадки функционирующей запирающейся двери, не исключают возможность доступа в помещение со стороны подъезда, а керамические блоки, которыми заложен дверной проем между принимаемым помещением и лестничной площадкой, отличаются по качественным характеристикам от керамических кирпичей марки M100 на цементно-песочном растворе М50, административным ответчиком в нарушение требований части 2 статьи 62 КАС РФ, не представлено.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на правильном применении и толковании норм материального и процессуального права которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на оспаривание обоснованности выводов суда апелляционной инстанции об установленных обстоятельствах дела, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 18 сентября 2019 года без изменения, кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Рыбинск – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи