Судья Хулапова Г.А. дело №33-691/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 января 2019 года город Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Шестаковой Н.В.
судей Авериной Е.Г. и Харченко И.А.
при секретаре Вааповой С.В.
по докладу судьи Шестаковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда города Симферополя от 24 октября 2018 года по гражданскому делу по иску Чернета Алексея Станиславовича к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым об отмене решения об отказе в назначении государственной пенсии, возложении обязательства осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛА:
Уточнив исковые требования, Чернета Алексей Станиславович обратился с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым о признании незаконным и отмене решения от 20.04.2018 года об отказе в назначении государственной пенсии по старости; возложении на ответчика обязанности назначить государственную пенсию по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст.10 ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01.04.2018 года.
Исковые требования мотивированы тем, что истец имеет гражданство Украины; является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и инвалидом вследствие катастрофы на ЧАЭС, что подтверждено документально; в Республике Крым проживает на основании вида на жительство иностранного гражданина,.
Решение пенсионного органа от 20.04.2018 года об отказе в назначении пенсии на том основании, что истцом не представлен документ установленного образца, подтверждающий участие в ликвидации последствий катастрофы па Чернобыльской АЭС, является незаконным.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. Постановлено: Решение пенсионного органа от 20.04.2018 года признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым назначить истцу государственную пенсию по старости на основании п.1 ст. 10 Федерального Закона от 15.12.2001 года. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 01.04.2018 года.
2
В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым ставит вопрос об отмене судебного решения, оспаривая выводы суда первой инстанции.
В заседание суда апелляционной инстанции явились стороны и представитель истца.
Представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы и дал пояснения, аналогичные пояснениям в суде первой инстанции.
Кроме того, пояснил, что по данным пенсионного дела, поступившего из Украины, истцу была выплачена пенсия по 30.04.2017 года, в связи с чем срок выплаты истцу пенсии по старости определен неправильно.
Истец и его представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по существу спора; в части определения срока выплаты пенсии истец пояснил, что не помнит, до какого времени ему выплачивалась пенсия в Украине, но не возражает против корректирования срока, с которого подлежит взысканию пенсия в РФ.
Заслушав стороны и представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.2,3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 23 от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно п.п.1,3,4 ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
3
несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных исковых требований.
Выводы суда первой инстанции в части обоснованности заявленных требований соответствуют нормам процессуального права и подлежащим применению нормам материального права.
Из материалов дела следует, что Чернета А.С. является гражданином Украины.
С 01.12.2017 года Чернета А.С. имеет право постоянного проживания на территории Российской Федерации в соответствии с видом на жительство иностранного гражданина.
В 1986 году истец принимал участие в ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы, выданного 21 января 2014 года Сумской облгосадминистрацией бессрочно; удостоверением участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выданного Конотопским объединенным горвоенкоматом 1705.1991 года; удостоверением инвалида 3 группы, выданного 06.01.2014 года; данными военного билета; архивной справкой от 25.05.2012 года, выданной отраслевым государственным архивом Министерства обороны Украины.
Истцу была назначена в Украине пенсия по возрасту как потерпевшему, пострадавшему вследствие Чернобыльской катастрофы, что следует из материалов пенсионного дела, исследованного в суде апелляционной инстанции.
Решением пенсионного органа от 20.04.2018 года истцу отказано в назначении пенсии по старости на том основании, что истцом не был предоставлен документ установленного образца по законодательству РФ, подтверждающий участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе
Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» Республика Крым принята в Российскую Федерацию.
Как установлено ст.23 указанного Федерального конституционного закона Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в
4
составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу ст.12 вышеуказанного закона на территории Республики Крым действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из анализа указанных правовых норм следует, что неотмененные и не признанные недействительными правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества, иные разрешительные документы, выданные до 18 марта 2014 года, подлежат признанию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При рассмотрении данного дела судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции с применением норм материального права Украины, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, что не противоречит положениям ч.3 ст.1, ст.4 ГПК РФ и принципу правовой определенности.
В то же время подлежат применению нормы материального права Российской Федерации, действующие на момент разрешения гражданско-правового спора.
В соответствии с п.10 ст.65 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» выдача потерпевшим и участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС удостоверений в общем порядке производится Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по представлению местных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления по месту проживания.
Как предусмотрено п.п.1,3,4 Постановления Кабинета Министров Украины от 20.01.1997 года № 51 "Об утверждении Порядка выдачи удостоверений лицам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы», участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и потерпевшим от Чернобыльской катастрофы выдаются удостоверения, изготовленные по образцам, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
5
Данные удостоверения являются документами, подтверждающими статус граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, и дают право пользования льготами, установленными этим Законом.
Выдача удостоверений производится Министерством по делам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС Украины, Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями по представлению районных государственных администраций.
Как предусмотрено абз.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на получение пенсии в соответствии с указанным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с ч.3 ст.62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют праве на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно предыдущей редакции п.1 ст.29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" лицам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсии по инвалидности как пенсии вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.
Положения п.1 ст.29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции предусматривают назначение пенсии по инвалидности вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе установленной до вступления настоящего
6
закона в силу, в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" или Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п.3 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную пп.1 или пп.2 п.2 этой же статьи.
Соответственно, инвалиды вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС, согласно п.1 ст.4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации и п.2 ст.3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на получение по выбору одной пенсии: по инвалидности на основании пп..2 п.1 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» либо пенсии по старости на основании ст. 17 этого же Закона, либо трудовой пенсии по старости со снижением возраста на 10 лет на основании ст.30 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно п.98 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 №958н, участие в ликвидации последствий катастрофы Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф подтверждается удостоверением установленного образца и (или) документами, выдаваемыми органами местного самоуправления, о проживании на загрязненной территории.
Причиной отказа в назначении истцу пенсии указано то, что заявителем не предоставлены документы установленного образца в соответствии с п.98 Перечни № 958н.
Между тем, с учетом положений ст.12 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе
Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» удостоверения, выданные истцу в подтверждение его статуса как лица, участвовавшего в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и являющегося инвалидом именно в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, подлежат признанию Российской Федерацией.
7
Довод апеллянта о том, что истцом не представлены документы установленного образца в соответствии с п.98 Перечни № 958н противоречит как нормативным положениям, так и фактическим обстоятельствам.
Правовой статус истца как инвалида вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС следует из анализа представленных им удостоверений: лица, пострадавшего в результате Чернобыльской катастрофы, выданного 21 января 2014 года Сумской облгосадминистрацией бессрочно; участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выданного Конотопским объединенным горвоенкоматом 1705.1991 года; инвалида 3 группы, выданного 06.01.2014 года.
Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание протокол заседания Центральной военно-лечебной комиссии МО Украины от 21.10.2013 года, согласно которому травма, полученная истцом, связана с исполнением обязанностей военной службы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также заключение МСЭК.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, Соглашением от 13.03.1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участником которого является Российская Федерация, закреплен принцип сохранения приобретенного права на пенсию за лицами, находящимися вне территории государства, по законодательству которого она назначена.
Как предусмотрено ст.ст.1,7 Соглашения от 13.03.1992 года, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Как разъяснено в абз.6 п.1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994 N 1-369-18, при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем.?
С учетом особенностей нормативного регулирования спорных правоотношений являются обоснованными выводы суда первой инстанции о том. что истец, имеющий вид на жительство иностранного гражданина, находится на территории Республики Крым как региона, входящего в состав РФ, правомерно, в связи с чем имеет право на получение пенсии на
8
основании п.п.2 п.1 ст.10 Федерального Закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Вместе с тем, являются ошибочными выводы суда о возникновении у истца права на получение вышеуказанной пенсии именно с 01.04.2018 года, поскольку при направлении в пенсионный орган Республики Крым пенсионного дела истца из Конотопского объединенного управления Пенсионного фонда Украины Сумской области официально подтверждено, что Чернега А.С. получил пенсию по 30.04.2018 года.
Соответственно, право на получение вышеуказанной пенсии возникло у истца с 01.05.2018 года.
Довод апелляционной жалобы в части неправильного определения срока, с которого подлежит назначению истцу пенсия по старости, заслуживает внимания.
Иные доводы апелляционной жалобы несостоятельны и в силу вышеуказанных обстоятельств не могут быть основанием отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит изменению в части установления срока, с которого подлежит назначению Чернета А.С. государственная пенсия по старости, с установлением, что государственная пенсия по старости подлежит назначению Чернета Алексею Станиславовичу с 01.05.2018 года.
В остальной части судебное решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Киевского районного суда города Симферополя от 24 октября 2018 года изменить в части установления срока, с которого подлежит назначению Чернета А.С. государственная пенсия по старости.
Установить, что государственная пенсия по старости подлежит назначению Чернета Алексею Станиславовичу с 01.05.2018 года.
В остальной части решение Киевского районного суда города Симферополя от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Симферополе Республики Крым без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: