Решение по делу № 2-7878/2023 от 03.07.2023

Дело № 2-7878/2023

УИД 11RS0001-01-2023-008618-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сыктывкар 18 сентября 2023 года

    

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Коданевой Я.В.,

при секретаре Стеблиной Е.П.,

с участием представителя прокуратуры Эжвинского района г. Сыктывкара – Коданевой Ирины Ивановны,

представителя ответчика - Напалковой Елены Владимировны, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Эжвинского района г.Сыктывкара, действующего в интересах Вересняк ФИО1, к ОСФР по РК о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд с исковым заявлением к ОСФР по РК и просил о возложении на ответчика обязанности обеспечить Вересняк З.А. техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида: <данные изъяты>

Представитель прокуратуры в судебном заседании на требованиях настаивала по доводам иска.

Материальный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.

Заслушав пояснения представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 39 часть 1).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.

Согласно статье 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Во исполнение вышеприведенных законоположений, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Установлено, что Вересняк З.А. является инвалидом ... группы.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации от ** ** ** №... истцу, предусмотрена выдача с ** ** ** в том числе: <данные изъяты>

Вышеуказанные технические средства реабилитации, включены в Федеральный перечень и предоставляются за счет средств федерального бюджета.

Правилами    обеспечения    инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных    категорий    граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, установлено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства или изделия (п.п. 2, 4 Правил).

В силу п. 5 указанных Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п. 4 Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п. 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п. 4 Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических    средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, -    60 календарных дней.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15.05.2006 № 5-П и от 23.04.2004 № 9-П, следует, что Россия, как правовое социальное государство, не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публичноправовых обязательств.

Установив на федеральном уровне обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

На основании заявлений Вересняк З.А. она поставлена на учет по обеспечению по ИПРТА №... от ** ** ** (уведомление о постановке на учет от ** ** **).

В рамках действующего государственного контракта от ** ** ** №... Вересняк З.А. ** ** ** выдано направление №... на получение <данные изъяты>), котрое получено истцом ** ** **.

<данные изъяты> в количестве 2 штук, материальный истец до настоящего времени не обеспечена.

Поскольку не обеспечение ответчиком ТСР нарушает право истца на социальную защиту, суд полагает, что требования о возложения на ответчика обязанности по их предоставлению подлежат удовлетворению.

Однако учитывая, что <данные изъяты> истец обеспечена ответчиком после обращения в суд, требования прокурора, действующего в интересах Вересняк З.А.. в данной части подлежат удовлетворению, однако без приведения их к исполнению.

Не оспаривая сам факт не обеспечения материального истца техническим средством реабилитации бандажом компрессионным, представитель ответчика сослалась на проведение работы по определению поставщиков, заключение контрактов, а также указала на отсутствие заявок на участие в аукционах по ряду ТСР.

Вместе с тем, при вынесении решения суд учитывает, что установив на федеральном уровне обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета, при этом не имеет правового значения, в какой мере органы государственной власти не исполнили обязанность по реализации закона в рамках своих полномочий. Обязанность по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.

Ссылки ответчика на то, что гарантия обеспечения инвалида TCP может быть реализована путем выплаты денежной компенсации, с использованием электронного сертификата не обоснованны, поскольку указанный способ является альтернативным и подлежит реализации при желании самого лица, имеющего право на обеспечение ТСР. В данной правовой ситуации истцом выбран способ обеспечения путем непосредственной выдачи соответствующего технического средства реабилитации.

Вместе с тем, суд полагает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по предоставлению ТСР в течении 15 дней с момента вступления в законную силу решения, не отвечают требованиям закона.

Так, ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

В данном случае оснований для немедленного исполнения решения суда в соответствии со ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривается.

В силу п. 3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.

Процедура исполнения судебного акта не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу произведено взыскание, и предполагает совершение взыскателем активных действий по предъявлению исполнительного листа к исполнению.

Согласно п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11.05.2012 № 804-0 и от 13.02.2018 № 249-0, в системе действующего регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.

С учетом изложенного прокурору следует отказать в иске в части установления срока предоставления ТСР: в течении 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав, в защиту которых обратился прокурор, длительность не обеспечения истца необходимым ей ТСР (бандаж компрессионный на нижнюю конечность в количестве 2 штук), суд полагает, необходимым установить ответчику срок для исполнения возложенной на него обязанности в течении трех месяцев со дня вступления в силу настоящего судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ОСФР по Республике Коми (ОГРН 1021100513774) обеспечить Вересняк ФИО2, ... техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида: <данные изъяты>

Решение суда в части возложения на ОСФР по Республике Коми (ОГРН 1021100513774) обязанности обеспечить Вересняк ФИО3, ... техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида: <данные изъяты> в количестве одной штуки - к исполнению не приводить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Судья- Коданева Я.В.

2-7878/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Эжвинского района
Вересняк Зинаида Александровна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и Социального страхования РФ по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Коданева Янина Владимировна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
03.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2023Передача материалов судье
06.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.09.2023Предварительное судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
18.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее