Решение по делу № 2а-3165/2020 от 28.09.2020

Дело № 2а-3165/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 октября 2020г. г. Балашиха

Железнодорожный городской суд Московской области в составе судьи Двуреченских С.Д., при секретаре Крупко М.В., с участием административного истца Баженова С.М., представителя административного ответчика Лобановой А.О., помощника Балашихинского городского прокурора Мухина С.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело

по административному иску Баженова Сергея Михайловича к участковой избирательной комиссии избирательного участка о признании действий по выдаче бюллетеня незаконными, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Баженова С.М. обратился в суд с названным иском указав, что 01 июля 2020г. в 19 часов 50 минут он прибыл на избирательный участок для участия в Общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Ему под роспись был выдан бюллетень, который был им испорчен, в связи с чем, он обратился к председателю участковой комиссии по вопросу признания бюллетеня испорченным. Был оставлен акт о погашении испорченного бюллетеня УИК от 01 июля 2020 в 19:59. Заверенная копия акта была выдана ему на руки. Ему не было предложено получить второй бюллетень взамен испорченного. В 20:00 он убыл из УИК . Однако, как устанавливают опубликованные итоги голосования по УИК сколько бюллетеней было выдано избирателям – 2211 штук, в том числе и ему, столько же и извлекли из ящика для голосования – 2211 штук. Данный факт устанавливает, что неизвестное ему лицо проголосовало за него. В силу того, что факт выдачи акта происходил на последней минуте дня голосования, все члены комиссии УИК осознанно понимали, что после окончания голосования они подписывают протокол с цифровыми показателями, не отображающими истинное волеизъявления лиц, принявших участие в голосовании, и своими действиями узаконили вбрасывание бюллетеня за него. Данными действиями ему был причинен моральный вред, потому как обозрение официальных данных по УИК повергло его сначала в смятение, которое потом переросло в стрессовое состояние. Поскольку ему в 66 лет на постоянное основе прописано постоянное ежедневное потребление в различных дозах лекарства «бисопролол», «финилоприлл», «кардиомагнил», со своим стрессовым состоянием было справиться весьма трудно.

Просит признать незаконным факт вбрасывания бюллетеня в ящик для голосования 01 июля 2020г. не установленным лицом, которому бюллетень был выдан одним из членов УИК за неголосовавшего Баженова С.М., внесенного в списки для голосования, присудить компенсацию морального вреда по 100000 рублей с каждого члена УИК , подписавшего 01 июля 2020г. протокол об итогах голосования, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Административный ответчик Участковая избирательная комиссия избирательного участка иск не признал, представил отзыв, где указал, что Постановлением Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации от 20 марта 2020г. утвержден Порядок Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации. В соответствии с п. 8.10 названного Порядка, если участник голосования считает, что при заполнении бюллетеня для голосования допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Таким образом, получение бюллетеня взамен испорченного является правом избирателя и подлежит реализации только при его волеизъявлении. С данной просьбой Баженов С.М. в УИК не обращался и новый бюллетень ему не выдавался. В соответствии с п. 11.4 Порядка, после окончания голосования члены УИК с правом решающе голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования, затем оглашают и вносят в соответствующий акт число погашенных бюллетеней для голосования, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней для голосования и числа бюллетеней для голосования, испорченных при голосовании участником голосования. В соответствии с пунктом 11.1 названного Порядка, участковая комиссия осуществляет подсчет голосов и составляет протокол об итогах голосования, который содержит следующие строки: строка 1: число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, выданных участникам голосования; строка 3: число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования; строка 4: число недействительных бюллетеней; строка 5: число голосов участников голосования, поданных по позиции «да», содержащейся в бюллетенях; строка 6: число голосов участников голосования, поданных по позиции «Нет», содержащейся в бюллетенях. Таким образом в строку 2 протокола участковой избирательной комиссии вносятся бюллетени, выданные избирателям. Бюллетень, выданный административному истцу, был им испорчен и возвращен обратно в участковую избирательную комиссию в связи с чем, выданным не считается и поэтому при подсчете голосов, не учитывался как выданный. Доводы административного истца сводятся к несогласию с протоколом, фиксирующим сведения о количестве участников голосования и бюллетеней, однако нарушение прав истца отсутствует, ввиду чего, требования удовлетворению не подлежат.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении иска настаивал, дополнительно обратил внимание суда на то, что на 01 июля 2020г. участковая избирательная комиссия утратила свои полномочия, потому как была сформирована 04 апреля 2015 года, представитель административного ответчика, одновременно представляющий интересы заинтересованного лица Избирательной комиссии г.о. Балашиха, просил в иске отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав стороны и заключения помощника прокурора, полагавшего, что основания для удовлетворения административного иска Баженова С.М. не имеется, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 239 КАС РФ избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Согласно части 10 статьи Закона Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года -ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (организующая и обеспечивающая подготовку и проведение общероссийского голосования избирательная комиссия); избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

В целях организации подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2020 года № 188 «О назначении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации утвердила Порядок общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации.

Подготовку и проведение общероссийского голосования осуществляют избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), в том числе избирательные комиссии, дополнительно сформированные в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - комиссии) (п.1.4 Порядка).

Общероссийское голосование проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, в том числе на избирательных участках, дополнительно образованных в случаях, предусмотренных настоящим Порядком (далее - участки для голосования). При этом требования об уточнении перечня избирательных участков и их границ, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, не применяются (п.1.5 Порядка)

Из п. 2.1 Порядка следует, что систему комиссий по подготовке и проведению общероссийского голосования составляют следующие комиссии, осуществляющие полномочия по подготовке и проведению общероссийского голосования на соответствующей территории, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

1) ЦИК России;

2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3) территориальные избирательные комиссии или избирательные комиссии муниципальных образований, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах возложены полномочия территориальных избирательных комиссий (далее - территориальные комиссии);

4) участковые избирательные комиссии (далее - участковые комиссии).

В соответствии с п. 8.4 Порядка каждый участник голосования голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Бюллетени для голосования выдаются участникам голосования, включенным в список участников голосования, по предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина (п. 8.5 Порядка)

При получении бюллетеня для голосования участник голосования расписывается в соответствующей графе списка участников голосования в получении бюллетеня для голосования. Член участковой комиссии, выдавший участнику голосования бюллетень для голосования, также расписывается в соответствующей графе списка участников голосования (п. 8.7 Порядка)Голосование проводится путем внесения участником голосования в бюллетень для голосования любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор (п. 8.8 Порядка).

В соответствии с п. 8.9 Порядка бюллетень для голосования заполняется участником голосования в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 8.11 настоящего Порядка.

Из п. 8.10 Порядка следует, что если участник голосования считает, что при заполнении бюллетеня для голосования допустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает участнику голосования новый бюллетень для голосования, делая при этом соответствующую отметку в списке участников голосования против фамилии данного участника голосования. Испорченный бюллетень для голосования, на котором член участковой комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень для голосования незамедлительно погашается.

Заполненный бюллетень для голосования опускается участником голосования в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов при его использовании (п.8.12 Порядка).

В силу п. 11.1 Порядка участковая комиссия осуществляет подсчет голосов и составляет протокол об итогах голосования, который содержит следующие строки: строка 1: число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования; строка 2: число бюллетеней, выданных участникам голосования; строка 3: число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования; строка 4: число недействительных бюллетеней; строка 5: число голосов участников голосования, поданных по позиции "Да", содержащейся в бюллетенях; строка 6: число голосов участников голосования, поданных по позиции "Нет", содержащейся в бюллетенях.

Форма протокола участковой комиссии об итогах голосования устанавливается ЦИК России (п. 11.2 Порядка).

В соответствии с 11.4 Порядка после окончания голосования члены участковой комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени для голосования, затем оглашают и вносят в соответствующий акт число погашенных бюллетеней для голосования, которое определяется как сумма числа неиспользованных бюллетеней для голосования и числа бюллетеней для голосования, испорченных при голосовании участниками голосования. Погашенные бюллетени для голосования упаковываются и опечатываются.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 27 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума формируются участковые комиссии. На избирательных участках, участках референдума, образованных в соответствии с пунктом 2 статьи 19 настоящего Федерального закона, участковые комиссии формируются территориальными комиссиями.

Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлен иной срок полномочий участковой комиссии, который не может быть меньше одного года и не должен превышать пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Согласно п. 2.2 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации если срок полномочий комиссии, сформированной в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, истекает в период подготовки и проведения общероссийского голосования, срок ее полномочий продлевается и истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов общероссийского голосования.

Судом установлено, что участковая избирательная комиссия избирательного участка сформирована решением Избирательной комиссией городского округа Балашиха от 04 апреля 2015г.

В соответствии с п.2.2 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, с учетом издания 17 марта 2020г. Указа Президента Российской Федерации ,
Постановления ЦИК России от 27.03.2020 «О действиях по подготовке общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации в связи с переносом его даты» полномочия участковой избирательной комиссии избирательного участка продлены.

01 июля 2020г. в 19 часов 59 минут членами участковой избирательной комиссии , погашен испорченный Баженовым С.М. избирательный бюллетень для голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации 01 июля 2020г.

Новый бюллетень для голосования, взамен испорченного Баженовым С.М. не испрашивался, соответственно, и не выдавался.

По окончании подсчета голосов, членами участковой избирательной комиссии был составлен и подписан протокол, согласно которому комиссия установила число участников голосования, включенных в список участников голосования на момент окончания голосования – 2564 (строка 1); число бюллетеней, выданных участникам голосования – 2211 (строка 2); число бюллетеней, содержащихся в ящиках для голосования – 2211 (строка 3); число недействительных бюллетеней – 4 (строка 4); одобрившие изменения в Конституцию Российской Федерации – 1883 (строка 5); не одобрившие изменения в Конституцию Российской Федерации – 324 (строка 6)

Таким образом, поскольку новый бюллетень Баженову С.М. не выдавался, довод административного истца, что неизвестное лицо проголосовало за него является ошибочным, потому как не выданный бюллетень не находился в ящике для голосования, а в строку 2 Протокола об итогах голосования внесено количество бюллетеней, выданных избирателям.

Следовательно, согласно п. 11.4 Порядка общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, испорченный Баженовым С.М. и погашенный членами УИК бюллетень, вошел в сумму чисел неиспользованных и испорченных бюллетеней, которая согласно представленному акту составила 189 бюллетеней.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований административного истца о признании действий по выдаче бюллетеня незаконными не имеется.

В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы

Потому как судом не установлены действия административного ответчика, нарушающие неимущественные права административного истца, либо посягающие на принадлежащие ему нематериальные блага, основания для компенсации Баженову С.М. морального вреда и взыскания с административного ответчика расходов, понесенных Баженовым С.М. по оплате госпошлины не наступили и указанные требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:     

Административный иск Баженова Сергея Михайловича к участковой избирательной комиссии избирательного участка о признании действий по выдаче бюллетеня незаконными, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия судьей решения в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.

копия верна судья секретарь

Мотивированный текст решения

изготовлен 03 ноября 2020 года

2а-3165/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Баженов Сергей Михайлович
Ответчики
Участковая избирательная комиссия избирательного участка № 572
Другие
Избирательная комиссия г.о. Балашиха
Суд
Железнодорожный городской суд Московской области
Судья
Двуреченских Светлана Дмитриевна
Дело на странице суда
zheleznodorojniy.mo.sudrf.ru
28.09.2020Регистрация административного искового заявления
28.09.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.11.2020Судебное заседание
03.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее