66RS0012-01-2019-000632-39
Дело № 12-61/2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
г. Каменск-Уральский
Свердловской области 17 мая 2019 года
Судья Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области Третьякова О.С., при секретаре Крашенинниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Акционерного общества «Горвнешблагоустройство» на постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебатковой Е.В. № 03-05-08/114-2018 от 01.03.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Постановлением заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебатковой Е.В. № 03-05-08/114-2018 от 01.03.2019 АО «Горвнешблагоустройство» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, АО «Горвнешблагоустройство» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитник Степанов Ю.А., действующий на основании доверенностей, доводы жалобы поддержал в полном объеме. Пояснил, что оспаривают наличие в действиях АО «Горвнешблагоустройство» события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ. Дополнил, что АО «Горвнешблагоустройство» как потребитель ртутьсодержащих ламп не обязано оборудовать газоанализаторами места временного накопления собственных ртутьсодержащих отходов. Кроме того, дело об административном правонарушении рассмотрено со значительным нарушением срока, установленного ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ.
Должностное лицо - заместитель начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебаткова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав защитника, проверив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 23.05.2018 по 20.06.2018 Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу на основании приказа № 838 от 15.05.2018 была проведена плановая документарная и выездная проверка по соблюдению АО «Горвнешблагоустройство» требований природоохранного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других документов по охране окружающей среды.
В ходе проверки установлено, что АО «Горвнешблагоустройство» в нарушение требований природоохранного законодательства осуществляет деятельность по накоплению отходов «лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства» код по ФККО 4 711 010 152 1, «отходы термометров ртутных» ФККО 47192000521 в специально в организованном для этого месте, но которое не оборудовано автоматическими газосигнализаторами на пары ртути, что является нарушением ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», 2, п. 6, п. 12, п. 15 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Горвнешблагоустройство» протокола об административном правонарушении от 20.08.2018.
Ркологические Рё санитарно-эпидемиологические требования РїСЂРё СЃР±РѕСЂРµ, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении Рё РёРЅРѕРј обращении СЃ отходами производства Рё потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом РѕС‚ 24.06.1998 в„– 89-ФЗ «Об отходах производства Рё потребления», Федеральным законом РѕС‚ 30.03.1999 в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений СЃС‚. 11 Федерального закона РѕС‚ 30.03.1999 в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели Рё юридические лица РІ соответствии СЃ осуществляемой РёРјРё деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, Р° также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от 03.09.2010 № 681 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» (далее - Правила № 681), в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы, предусматривается установка автоматических газосигнализаторов на пары ртути. Зоны возможного заражения необходимо снабдить средствами индивидуальной защиты органов дыхания, доступными для свободного использования в аварийных ситуациях.
В соответствии с п. 15 Правил № 681 допускается хранение отработанных ртутьсодержащих ламп в неповрежденной таре из-под новых ртутьсодержащих ламп или в другой таре, обеспечивающей их сохранность при хранении, погрузо-разгрузочных работах и транспортировании.
В силу п. 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.1.7.1322-03) временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.
В ходе обследования производственной площадки АО «Горвнешблагоустройство» установлено, что производственное помещение, в котором осуществляется временное размещение отработанных ртутьсодержащих ламп не оборудовано газоанализаторами на пары ртути.
В силу п. 3 Правил № 681 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с данными Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Накопление отработанных ртутьсодержащих ламп производится отдельно от других видов отходов (п. 4 Правил № 681).
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· Рї. 6 Правил в„– 681 РЅРµ допускается самостоятельное обезвреживание, использование, транспортирование Рё размещения отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями отработанных ртутьсодержащих ламп, Р° также РёС… накопление РІ местах, являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного РґРѕРјР°, Р·Р° исключением размещения РІ местах первичного СЃР±РѕСЂР° Рё размещения Рё транспортирования, что имеет место РІ конкретном случае.
В соответствии с п. 2 Правил № 681 «место первичного сбора и размещения» - место для предварительного сбора и временного размещения отработанных ртутьсодержащих ламп перед передачей их специализированным организациям для дальнейшего сбора, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения».
Таким образом, обязанность оборудования и содержания помещения «первичного сбора» ламп лежит непосредственно на потребителе этих ламп. В нарушение п. 12 вышеназванных Правил место сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих отходов АО «Горвнешблагоустройство» не оборудовано автоматическим газосигнализатором на пары ртути.
Основными целями Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Правил № 681 являются исключение чрезвычайных происшествий, понуждение хозяйствующего субъекта к принятию профилактических (превентивных) мер для исключения угрозы жизни и здоровья человека, окружающей среды.
Положения п. 12 Правил № 681 предусматривают необходимость установки автоматических газосигнализаторов на пары ртути в местах сбора, размещения и транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп (включая погрузочно-разгрузочные пункты и грузовые площадки транспортных средств), в которых может создаваться концентрация ртути, превышающая гигиенические нормативы. Факт превышения или не превышения этих гигиенических требований на момент проведения проверки правового значения не имеет.
В данном случае, учитывая выявленные при проверке ртутьсодержащие лампы без упаковки (независимо от времени начала их хранения до времени вывоза), создание угрозы концентрации ртути, превышающей гигиенические нормативы, следует считать реальной. В связи с этим обязанность, предусмотренная п. 12 Правил № 681, относится в данном случае и к АО «Горвнешблагоустройство». Нахождение требования об установке газосигнализаторов в разделе III Правил № 681, который регулирует порядок транспортирования ртутьсодержащих ламп, правового значения не имеет, обязанность по оборудованию автоматических газосигнализаторов в зависимость от субъектного состава не устанавливает.
При этом судья считает необходимым исключить из объема обвинения указание на осуществление АО «Горвнешблагоустройство» деятельности по накоплению «отходы термометров ртутных» ФККО 47192000521, поскольку данный факт при рассмотрении административного дела не нашел своего подтверждения и опровергается материалами дела.
Вместе с тем, факт совершения АО «Горвнешблагоустройство» вышеуказанного правонарушения подтвержден совокупностью исследованных и оцененных должностным лицом по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательств: протоколом об административном правонарушении от 20.08.2018; актом проверки № 307 от 02.07.2018; приказом и.о. заместителя начальника Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу Валеева П.Р. № 838 от 16.05.2018, с изменениями, внесенными приказом 28.05.2018 № 918; актом проверки от 08.06.2018 № 302 с фототаблицей и другими.
На основании представленных доказательств должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях АО «Горвнешблагоустройство» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением срока, установленного ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, согласно которой дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшим государственным инспектором по Уральскому федеральному округу Чебатковой Е.В. № 03-05-08/114-2018 20.08.2018, а Постановление о назначении административного наказания вынесено 01.03.2019, т.е. спустя 7 месяцев с даты составления протокола, не может служить основанием для отмены или изменения постановления должностного лица, поскольку указанный в ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ срок не является пресекательным.
Вместе с тем, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. А согласно ст. 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений С‡. 3.2, 3.3 СЃС‚. 4.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, конкретных обстоятельств дела, учитывая характер допущенных нарушений, степень РІРёРЅС‹, соразмерность административного наказания, Рё то, что выявленное нарушение РЅРµ повлекло негативных последствий, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ возможности снижения наказания, назначенного юридическому лицу, РЅРёР¶Рµ низшего предела, установленного санкцией статьи.
С учетом изложенного, постановление должностного лица от 01.03.2019 подлежит изменению путем снижения назначенного АО «Горвнешблагоустройство» наказания в виде административного штрафа до 50 000 руб.
Порядок и срок давности привлечения АО «Горвнешблагоустройство» к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Р• РЁ Р Р›:
Постановление заместителя начальника отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу, старшего государственного инспектора по Уральскому федеральному округу Чебатковой Е.В. № 03-05-08/114-2018 от 01.03.2019 о привлечении АО «Горвнешблагоустройство» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. изменить, указав о назначении наказания обществу по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и снизить размер назначенного АО «Горвнешблагоустройство» штрафа до 50 000 руб.
В остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, а жалобу АО «Горвнешблагоустройство» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения путем подачижалобы через Синарский районный суд.
Судья О.С.Третьякова