Судья Жарникова О.В.
УИД: 04RS0014-01-2020-000265-78
дело №21-164/2020 пост. 25.06.2020 г.
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
РЕШЕНИЕ
13 июля 2020 год г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Ихисеева М.В., при секретаре Эрдынееве З.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области, Еврейской автономной области Масленниковой О.А. и протест военного прокурора Кяхтинского гарнизона на решение судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 13 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области, Еврейской автономной области (далее также – государственный инспектор) Масленниковой О.А. от 30 января 2020 года ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее также - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 руб.
Решением судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 13 марта 2020 года постановление по делу об административном правонарушении отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Бурятия.
Не согласившись с решением судьи районного суда, государственный инспектор Масленникова О.А. и военный прокурор Кяхтинского гарнизона Степанов Д.А. обратились в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой и протестом соответственно, в которых просят его отменить, ссылаясь на допущенные судом процессуальные нарушения.
В судебное заседание государственный инспектор Масленникова О.А., представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились.
Военный прокурор Кяхтинского гарнизона Степанов Д.А. доводы протеста поддержал, просил решение судьи районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и протеста, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, производственный участок № 10/7 жилищно-коммунальной службы № 10 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу РФ осуществляет эксплуатацию котельной №12 военного городка №7, расположенной в г. Кяхта Кяхтинского района Республики Бурятия.
В результате проведенной военной прокуратурой Кяхтинского гарнизона проверки в сфере охраны атмосферного воздуха установлено, что данная котельная эксплуатируется без газоочистительного оборудования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения заместителем военного прокурора Кяхтинского гарнизона дела об административном правонарушении по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области, Еврейской автономной области от 30 января 2020 года ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Как следует из разъяснения, содержащегося в подпункте «з» пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со статьей 54 ГК РФ. Вместе с тем подсудность дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц по результатам проверки их филиалов, определяется местом нахождения филиалов, в деятельности которых соответствующие нарушения были выявлены и должны быть устранены.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ, образует бездействие в виде неисполнения при эксплуатации котельной обязательных предписаний по использованию сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которое может привести к его загрязнению.
Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 3 марта 2017 года № 607, учреждение имеет филиал по Восточному военному округу, расположенный по адресу: <...>, <...>, <...>.
В ходе проверки военной прокуратурой установлено, что неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух было допущено в деятельности филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу. Указанные сведения нашли отражение в постановлении по делу об административном правонарушении от 30 января 2020 года.
Следовательно, рассмотрение должностным лицом Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора дела по месту нахождения филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по Восточному военному округу (г. Хабаровск) согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5.
Учитывая изложенное, вывод судьи районного суда о том, что государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области, Еврейской автономной области не уполномочен рассматривать настоящее дело следует признать неверным, а потому обжалуемое судебное решение подлежит отмене.
Наряду с перечисленным, основанием для отмены оспариваемого решения является следующее.
В силу части 1 статьи 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Частью 1 ст. 30.1 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела (пункт 3).
Положениями части 4 статьи 30.2 этого же Кодекса установлено, что в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение 3-х суток.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.4 Кодекса при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующего судьи, должностного лица.
В нарушение указанных норм Кяхтинский районный суд Республики Бурятия проверил законность постановления органа, вынесшего постановление, расположенного в г. Хабаровск, на территорию которого его юрисдикция не распространяется.
При таких обстоятельствах, оспариваемый судебный акт подлежит отмене, а дело – направлению в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска для рассмотрения жалобы государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Хабаровскому краю, Амурской области, Еврейской автономной области по существу.
Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение судьи Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 13 марта 2020 года, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, отменить.
Дело направить в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.
Судья Верховного Суда
Республики Бурятия Ихисеева М.В.